Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техникаHi-Tech

Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Иван Варгатый

Тепловозы 3ТЭ10М на БАМе

Распугивая былых хозяев леса, волков, наглым воем, тепловоз медленно затягивал состав на разъезд. Жуть, что творится на БАМе, который еще совсем недавно хотели чуть ли не разбирать: станции забиты, локомотивов не хватает, бригад не хватает – сидят в тепловозах по глухим разъездам... Вот и наш поезд поставили у входного сигнала ждать, пока на разъезд не прибудет встречный нечетный, чтобы можно было отправить четный и освободить нам путь, а мы за ним по удалению. Тетрис. Для поезднóго диспетчера все так и выглядит, однако вместо дивана – кресло, вместо телефона – пульт, вместо кубиков – нитки поездов на экране. Правда, играть приходится 12 часов кряду, а при проигрыше вместо надписи «game over» перед глазами может замаячить решетка, даже если все остались живы.

Ведь даже в грузовых поездах есть люди – локомотивная бригада. Мозг «кубика». Этот мозг не всегда согласен с решениями «игрока», в лучшем случае называя его дураком красноголовым – за красную фуражку дежурного по станции... Вечная война тяги и движенцев. Но в армии тоже солдат далеко не всегда знает замысел командира, он обязан просто выполнять, чтобы не было бреши во фронте. Вот и сейчас задание не из легких: разъезд стоит посреди уклона – что отправляться с него не сахар, что прибывать, вот так постояв на подъеме у входного.

Локомотив с хитромудрым названием «3ТЭ25К2М» хоть и набит электроникой, но физику не обманешь: мороз за сорок, на рельсах снег – ехать не особо хочет, колесные пáры то и дело срываются в боксование, подвывают редукторы, тепловоз потряхивает носом. Когда рывки становятся совсем уж неприличными, приходится сбрасывать несколько позиций и добавлять песка, потом осторожно набираться обратно. На старичках 3ТЭ10М стрелка амперметра порой летала из угла в угол, а здесь цифровое поóсное регулирование старается, подравнивает токи, смягчает рывки. Но не обманешь ее, физику-то...

Перед стрелками сброситься пришлось заблаговременно – на смазке, которой обильно сдобрены стрелки, никаких шансов удержать тягу. Да оно уже и не так надо – голова поезда на площадке, тепловозу легче.

– Че-етный при-ибывающий! – протянула радиостанция по УКВ. Видать, командировочный с Московской дороги.

– Тридцать пять пятьдесят восемь, машинист Морозов!

– У тебя вта-арую телегу перекосило, ка-ажись, пружина лопнула.

Макс выругался. Этого еще не хватало, теперь надо вставать по разъезду, осматривать ходовую и, кто знает, что там. Хорошо, если и правда пружина, иначе встанем тут на веки вечные среди волков.

– Доложи поездному.

Помощник нажал на маленьком пульте радиостанции кнопку «ДНЦ», переждал сигнал вызова:

– Диспетчер!

– ДНЦ Сидоренко, слушаю.

– Поезд 3558, машинист Морозов, остановился на главном пути Соснового по неисправности ходовой части локомотива, для осмотра.

– Понятно, 3558, Морозов, остановка по неисправности для осмотра, Сидоренко. Едва дождавшись остановки, помощник спрыгнул в снег и пополз к задней тележке. Место нехоженое: обычно локомотив стоит дальше, у выходного сигнала, сейчас же Максим, пользуясь случаем, остановил поезд на благоприятном профиле, не вытащив хвост из горловины – лишняя сотня метров перед подъемом будет нелишней. А вот и тележка. Точно: прут одной из пружин лопнул наискосок, словно из него хотели сделать колбасную нарезку. Вот он, мороз, вот они, рывки при боксовании – охрупчившаяся сталь не выдержала. Что теперь? Машинист решит. «Батарея на зарядке, спи, помощник, все в порядке. Светофор в глаза не светит, машинист за все ответит»... «Второй пилот» вернулся в кабину. Бородатое лицо Макса с нетерпением обернулось:

– Что там?

– Пружина лопнула. Эт че, резервом в депо не более пяти?

– Какое резервом в депо, это не более семидесяти до станции смены локомотивов, с составом.

– Че, инструктору звоним?

– Ага, ты связь тут найди, звонарь. Поехали, – ответил Макс и начал готовиться к отправлению. Помощник снял трубку и нажал вызов:

– ДНЦ!

– ДНЦ Сидоренко.

– Три-пять-пять-восемь, Морозов, излом пружины рессорного подвешивания, следование с поездом не более семидесяти.

– Понятно, три-пять-пять-восемь, следуйте не более семидесяти, Сидоренко. Макс тем временем уложил контроллер, под кабиной грохнула тележка. Дизель взвалил на себя ношу, чуть изменил тональность. Надо теперь быстрее разогнаться, тем более предыдущий ушел далеко, и давно горит зеленый. Третья позиция, четвертая, полетели! На стрелках будет скользко, но к ним уже наберем пятнашку, а дальше от нас почти ничего не зависит – как машина повезет. Путь продолжился, работаем, в Совгавани сухогруз ждет этот уголь.

Тяжелое 4-осное шасси 135ЛМ

Почти у всего, что имеет колеса, есть и рессоры. Их нет разве что у садовой тачки, но там «пружинят» и резина колеса, и рама. Или взять старый ракетовоз 135ЛТМ, известный как ЗИЛ-135 или БАЗ-135 – у него подвески поначалу не было вообще, рассеянье энергии толчков на ухабах доверили огромным колесам низкого давления. Вскоре, правда, выяснилось, что машина сильно галопирует – продольно раскачивается словно лодка, и тогда крайние оси оборудовали подвеской с гидравлическими амортизаторами. Колеса железнодорожной же техники почти не рассеивают энергию ударов – они цельнометаллические. Конечно, есть подрезиненные колеса вагонов трамвая и метрополитена, но это редкость. Поэтому рессорное подвешивание, а с ним и непростая система передачи других сил необходимы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Немирное «земледелие» Немирное «земледелие»

Как работает система залпового минирования

Популярная механика
История с продолжением История с продолжением

Изящный респектабельный интерьер в стиле современной классики

SALON-Interior
Эволюция экскаваторов Эволюция экскаваторов

Строитель будущего будет управлять экскаватором не выходя из дома

Популярная механика
Шаг за шагом до Европы Шаг за шагом до Европы

Как на спутнике Юпитера Европе будут искать внеземные организмы

ТехИнсайдер
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Элементарно — эмпатия Элементарно — эмпатия

Перезагрузка территорий и редевелопмент — тренд, особенно в Петербурге

Собака.ru
Десятка лучших российских акций в 2022 году: что с ними будет дальше Десятка лучших российских акций в 2022 году: что с ними будет дальше

Эти акции росли на российском рынке, пока остальные падали

РБК
Сделай меня незаметно: как меняется отношение к пластической хирургии в наши дни Сделай меня незаметно: как меняется отношение к пластической хирургии в наши дни

Как модернизируется сегмент пластической хирургии?

Forbes
Женщины поймут Женщины поймут

Энрика Антонелли: в чем идея новой коллекции под лозунгом Made by Italian Women

Grazia
Мультиколорные зумеры Мультиколорные зумеры

На рынок приходят новые потребители, и производителям предстоит с ними работать

Монокль
Русская Атлантида – город Молога Русская Атлантида – город Молога

История Тихвинской водной системы, по которому шло освоение Русского Севера

Знание – сила
«Персидский выбор» Александра Грибоедова «Персидский выбор» Александра Грибоедова

Дипломатическая служба и заслуги А. С. Грибоедова

Знание – сила
Океан белковых структур Океан белковых структур

Белки выполняют львиную долю той работы, которая необходима живым организмам

Наука и жизнь
Людмила Бабушкина: «Мы обязаны держать планку на высочайшем уровне» Людмила Бабушкина: «Мы обязаны держать планку на высочайшем уровне»

Как обстоят дела с реализацией социальных программ в Свердловской области?

ФедералПресс
Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!» Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!»

Юлианна Караулова о семейных традициях празднования Нового года

Здоровье
Что бы такого ре-анимирировать Что бы такого ре-анимирировать

Герои отечественных мультфильмов, не нуждающихся в оживлении

Weekend
Помощники РПКСН Помощники РПКСН

Роль флота в структуре ядерного сдерживания

Обозрение армии и флота
Кукольный бум Кукольный бум

Как культура осмысляла историю одной женщины, ушедшей из семьи

Weekend
10 способов ускорить рост ногтей: советы дерматологов 10 способов ускорить рост ногтей: советы дерматологов

Ногти стали тонкими хрупкими и ломкими, и ты не знаешь, как это исправить?

VOICE
Мамбл-ром-хоррор Мамбл-ром-хоррор

«Мой сосед — монстр»: «Красавица и чудовище» нового времени

Weekend
Выйди и зайди нормально: почему российский стартап не смог завоевать рынок Вьетнама Выйди и зайди нормально: почему российский стартап не смог завоевать рынок Вьетнама

Что случилось с компанией Hybrid, которая неудачно зашла на вьетнамский рынок

Forbes
Слепая правота Слепая правота

Ни в чем не сомневающиеся герои и что с ними не так

Weekend
Всё это приключилось Всё это приключилось

Реальные истории о самых странных и счастливых праздниках

Новый очаг
«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
Сказка о самолете-невидимке Сказка о самолете-невидимке

«Прометей»: детектив со сказочными допущениями

Weekend
Лыжи, вкатка, два ствола Лыжи, вкатка, два ствола

Правила хорошего биатлона

Men Today
Юра, мы все развенчали Юра, мы все развенчали

«Мифология советского космоса»: деконструкция космического нарратива

Weekend
Как влюбить в себя и удержать мужчину, не манипулируя им: 6 шагов Как влюбить в себя и удержать мужчину, не манипулируя им: 6 шагов

Может ли манипуляция в отношениях быть «во благо»?

Psychologies
Открыть в приложении