Как помочь будущему айтишнику найти свое призвание

Наука и техникаОбщество

Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах

Интервью с Романом Колтуновым

Куратор ИТ-классов столичной школы № 444 Роман Колтунов

Куратор ИТ-классов столичной школы № 444 Роман Колтунов рассказал, как помочь будущему «айтишнику» найти свое призвание и какие проекты разрабатывают его ученики и выпускники.

Профессии в сфере информационных технологий сегодня — на пике востребованности. Сервисы для поиска работы переполнены вакансиями, а рынок образования пестрит предложениями стать «айтишником» с нуля за несколько месяцев. Но чтобы стать настоящим профессионалом, мало получить базовые навыки кодинга. Нужно иметь фундаментальные знания и широкий набор навыков, чтобы быстро адаптироваться к постоянно меняющейся технологической среде.

Готовить таких специалистов для цифровых индустрий столицы помогает проект «ИТкласс в московской школе». Предпрофессиональные ИТ-классы сегодня открыты более чем в 150 школах. В них старшеклассники углубленно изучают математику, физику и информатику, на специализированных курсах осваивают программирование и информационные технологии, а также знакомятся с востребованными ИТ-специальностями в сферах искусственного интеллекта, кибербезопасности и других, учатся создавать 3D-модели и «цифровые двойники», работать с микроконтроллерами. Партнеры ИТ-классов — крупные компании: разработчики цифровых экосистем, создатели телекоммуникационных сетей, решений в области сетевой безопасности, автоматизации производства и других.

Мы поговорили с куратором ИТ-классов школы № 444 учителем информатики и физики Романом Колтуновым о том, как устроено обучение в ИТ-классах, чем «олимпиадники» отличаются от «прикладников» и где выпускники ИТ-классов применяют свои знания сегодня.

– Роман Павлович, расскажите, пожалуйста, как вы стали куратором ИТ-класса и чем ваша работа отличается от работы учителя?

– Проект «ИТ-класс в московской школе» существует с 2019 года в Москве. Я работал в нем, а потом возглавил в 2021/2022 учебном году ассоциацию учителей информатики в нашей школе и, что логично, в дополнение получил ИТ-полигон и ИТ-класс.

Я распределяю нагрузку учителей, которые работают в этом классе, отслеживаю, как школьники проходят образовательный маршрут, подбираю педагогов дополнительного образования для поддержания профиля, взаимодействую с проектным офисом, ищу партнеров для экскурсий, а также организую летнюю практику. Последнее — наша традиция: исторически сложилось, что в 444-й школе всегда были ИТ-классы. Раньше они существовали в рамках распределенного лицея Высшей школы экономики, потом стали частью единого городского проекта, но в целом ИТ-направление в нашей школе реализуется последние лет 20.

Поэтому для нас городской проект — логичное продолжение большой истории, и мы сохраняем свои традиции: например, у всех наших учеников 7–9-х классов есть отдельный предмет – «Программирование», а если углубиться дальше в историю, то увидим, что программирование в нашей школе существует с 1969 года. В 80–90-е годы дети, выходя из нашей школы, получали свидетельства о том, что они программисты первой или второй категории.

– Что для вас самое главное в обучении будущих программистов и работников ИТ-сферы?

– Первое, о чем я всегда говорю детям: если вы хотите хорошо программировать, вы должны хорошо знать математику. О ней нельзя забывать. Второе: не важно, на каком языке вы программируете, вы все равно должны представлять определенный набор базовых алгоритмов, а на чем вы их будете реализовывать, это уже ваше дело, ваши прикладные задачи. Когда я начинаю учить детей программированию, я спрашиваю: «Ребята, вы хотите стать “олимпиадниками” или заниматься прикладным программированием? От этого зависит, каким путем двигаться, поскольку это довольно разные направления. Одна из задач, которые я перед собой вижу, когда беру учеников в 10-й класс, и они начинают работать над своими проектами в начале года, — помочь им определиться, в какой области ИТ себя сконцентрировать. Это достаточно сложно, потому что детям хочется попробовать все и везде. Решать эту задачу приходится каждый год. Вроде даже стало получаться!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Популярно о почвах Популярно о почвах

Почему нельзя судить о почве по её верхнему слою?

Наука и техника
Цветы: цветики-цветочки Цветы: цветики-цветочки

Цветки всех мастей, скроенные вручную из самых разных материалов

КАНТРИ Русская азбука
Безопасность или протекционизм Безопасность или протекционизм

Есть ли правовая основа у новых американских пошлин

Эксперт
Владимир Грамматиков: «Меня всегда узнавали по маленькой роли в «Осеннем марафоне» Владимир Грамматиков: «Меня всегда узнавали по маленькой роли в «Осеннем марафоне»

Я не делаю ничего против собственного желания, причем уже давно

Караван историй
А был ли княжич? А был ли княжич?

Соломония Сабурова, супруга князя Василия III, героиня таинственной истории

Дилетант
Грипповой эксперимент Грипповой эксперимент

«Идеальный лжец»: карантин и классовые отношения

Weekend
Как аккуратно проделать дырку в ремне: 5 сподручных способов Как аккуратно проделать дырку в ремне: 5 сподручных способов

Как быстро и аккуратно проделать новое отверстие в кожаном ремне

ТехИнсайдер
Томас Гунциг «Рокки, последний берег». Жить после апокалипсиса Томас Гунциг «Рокки, последний берег». Жить после апокалипсиса

«Рокки, последний берег»: герметичный роман-размышление о постапокалипсисе

СНОБ
Рескиллинг как новая норма Рескиллинг как новая норма

Почему набирает обороты тренд на переобучение сотрудников

РБК
Задержите дыхание! Ученые рассказали, почему запах после дождя опасен для жизни Задержите дыхание! Ученые рассказали, почему запах после дождя опасен для жизни

Знали ли вы, что вздох в дождливую погоду может оказаться последним?

ТехИнсайдер
«Это ЗИЛ?!» Как советские инженеры изобретали совершенный вездеход «Это ЗИЛ?!» Как советские инженеры изобретали совершенный вездеход

Машины, по проходимости которым не было бы равных

ТехИнсайдер
Ксения Таран: «Благодарна Касаткиной, Бурдонскому, Чурсиной за то, что преподали мне свои уроки!» Ксения Таран: «Благодарна Касаткиной, Бурдонскому, Чурсиной за то, что преподали мне свои уроки!»

Театр — это живой организм: как ты к нему относишься, так он и отвечает

Коллекция. Караван историй
Замедление Гольфстрима может привести к похолоданию в северной Европе Замедление Гольфстрима может привести к похолоданию в северной Европе

Изменения Гольфстриме могут привести к серьезному снижению температуры в Европе

ТехИнсайдер
«Я вечно все порчу»: что такое ограничивающие убеждения и как они влияют на нашу жизнь «Я вечно все порчу»: что такое ограничивающие убеждения и как они влияют на нашу жизнь

Почему возникают ограничивающие убеждения и как с ними справиться?

Psychologies
Какой смысл мы вкладываем в слово «душнила»: 4 объяснения Какой смысл мы вкладываем в слово «душнила»: 4 объяснения

Зачем нужен термин «душнила»? Почему мы его используем?

Psychologies
Диво дивное Диво дивное

Воронежская область — поля подсолнухов, меловые столбы и водная гладь Дона

Лиза
Инновационные решения ЦНИРТИ армии и флоту к 120-летию РЭБ Инновационные решения ЦНИРТИ армии и флоту к 120-летию РЭБ

Основные направления деятельности ЦНИРТИ сегодня

Обозрение армии и флота
Груминг вызвал стресс у самок медвежьих павианов Груминг вызвал стресс у самок медвежьих павианов

Почему продолжительный аллогруминга повышает стресс медвежьих павианов?

N+1
Однажды работник Кока-колы хотел продать секрет напитка! Но представители Пепси позвали ФБР Однажды работник Кока-колы хотел продать секрет напитка! Но представители Пепси позвали ФБР

Как сотрудник Coca-Cola попытался продать коммерческие секреты Pepsi

ТехИнсайдер
Как не выгореть на работе: 3 полезных правила Как не выгореть на работе: 3 полезных правила

Как перестать работать на износ?

Psychologies
Цена ошибки — сорняк: зачем в СССР сажали борщевик и что из этого получилось Цена ошибки — сорняк: зачем в СССР сажали борщевик и что из этого получилось

Почему советские селекционеры предложили распространять опасное растение

ТехИнсайдер
Сколько зарабатывает дальнобойщик и как им стать Сколько зарабатывает дальнобойщик и как им стать

Как стать дальнобойщиком и сколько он зарабатывает, выяснил Autonews.ru

РБК
Нейроинтерфейс позволил пациенту с БАС общаться с точностью почти 98 процентов Нейроинтерфейс позволил пациенту с БАС общаться с точностью почти 98 процентов

Точность декодирования у нейроинтерфейса составляет 97,5 процента

N+1
Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами» Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами»

«Цветов у тебя не будет никогда, но колбасы и всего остального — сколько угодно»

Коллекция. Караван историй
Бубновая дама Бубновая дама

Отрывок из книги об истории российского ретейла и концепт-сторе КМ20

Правила жизни
Магия волос Магия волос

Традиции, ритуалы и суеверия, связанные с волосами

Лиза
«Это база: Зачем нужна математика в повседневной жизни» «Это база: Зачем нужна математика в повседневной жизни»

Чем важна в повседневной жизни задача коммивояжера

N+1
В кадре В кадре

Это интервью мы записывали с актрисой Анастасией Красовской в Нижнем Новгороде

OK!
Как пустышка становится лекарством: что общего у гомеопатии и психотерапии Как пустышка становится лекарством: что общего у гомеопатии и психотерапии

Почему плацебо помогает при болезни Паркинсона?

Forbes
«Вселенная 25» — страшный эксперимент, который показал, что станет с человечеством, если создать «рай на Земле» «Вселенная 25» — страшный эксперимент, который показал, что станет с человечеством, если создать «рай на Земле»

Джон Кэлхун доказал: удовлетворение всех потребностей человека ведет к гибели

ТехИнсайдер
Открыть в приложении