Из каких этапов состоит техобслуживание летательных аппаратов

Наука и техникаHi-Tech

«Без технóты нет работы у пилотов». Обслуживание авиатехники

Многие работы куда удобнее и качественнее производятся в ангаре, но, к сожалению, далеко не везде ангары есть

Варгатый Иван, https://dzen.ru/vivan755

Здравствуйте, товарищи! В номерах 1–4 и 6 за сей 2024 год были опубликованы статьи о производстве авиатехники, а сейчас перед вами заключительная статья – о техобслуживании. Книги, фильмы и песни, как правило, посвящаются летчикам, по этой теме сказано более чем достаточно, но если взглянуть на человеко-часы, то видно, что даже на современных машинах добрую половину работы делает именно технический состав. Со старыми же типами техники – вроде выпускавшегося до 1990-х годов бомбардировщика Ту-95МС – все еще сложнее. Там на один час работы экипажа из 7 человек, то есть на 7 человеко-часов, приходятся многие и многие десятки часов работы инженеров, техников и механиков.

Техсостав издавна делится на специалистов по самолетам и двигателям (они же СДшники, «эсдеки», «слоны» или «маслопузы» – тысячи вариаций) и специалистов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию – АиРЭО, еще есть аббревиатура РЭСОС, ее в разных документах расшифровывают по-разному: радиоэлектронное и связное/специальное/световое оборудование самолетов. Самих техников тоже как ни называют: и просто «рэсосники», и «макаки», и «кишкомоты»... В инженерно-авиационной службе (ИАС) военной авиации АиРЭО разделено на АО и РЭО – «АОшников» и «радистов», а в эскадрильях боевых машин еще служат «вооруженцы», работа которых в статье по понятным причинам рассматриваться не будет.

Именно по этим направлениям готовят специалистов учебные заведения, к примеру, кафедры эксплуатации авиатехники выпускают инженеров по специальностям 160901 – «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и 160903 – «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов». А дальше все зависит от того, на какую технику попадет специалист. Если это простой и легкий самолет вроде Ан-2, то там достаточно и двух техников – один по СД и один по АиРЭО. Если же это тяжелый корабль вроде Ил-76 или того же Ту-95МС, то там инженерно-авиационная служба делится на множество ветвей.

«Планеристы», занимающиеся обслуживанием планера, механизации, системы управления – отдельно, «гидрологи», в ведении которых гидросистема, шасси – отдельно, «мотористы» – отдельно. И это лишь группы «эсдеков». Специалисты по АО могут делиться на электриков, прибористов, навигаторов, «радисты» – на связников, локаторщиков и тоже навигаторов, ибо навигационное оборудование есть как среди АО (курсовые системы, вычислительные машины), так и среди РЭО (радиокомпасы и др.) У каждой группы строго своя зона ответственности, очерченная как внутренними документами предприятия, так и руководством по технической эксплуатации машины (РТЭ), по международному стандарту этот документ называется AMM – aircraft maitenance manual.

И многодисковые тормоза, и подшипники шасси тяжелого самолета требуют разборки и контроля каждые несколько сотен часов налета

К примеру, автор статьи помнит случай такой «борьбы за ответственность» на этапе освоения самолета Ан-140-100. Перестало гореть маленькое желтое табло «Двиг 1 – нет давл подкачки». Все, что относится к топливной системе самолета, – в ведении участка топливного и специального оборудования, а за электрооборудование топливной системы двигателя отвечал участок электрического и приборного оборудования. Точку в споре, кому заниматься дефектом, поставил начальник цеха: открыл руководство по топливной системе и сразу же увидел заветное табло на схеме в самом-самом конце – перед муфтой, соединяющей топливные магистрали самолета и двигателя. А раз раздел РТЭ 028-й (топливная система), а не 073-й (топливная система двигателя), то и заниматься дефектом «керосинщикам».

Проверка системы динамического давления, подающей давление к приборам скорости, с помощью компрессорной переносной установки КПУ – тоже техобслуживание, предполетное

Как видим, РТЭ – настольная книга инженера по техобслуживанию воздушных судов. Этот многотомник по объему в разы больше РЛЭ – руководства по летной эксплуатации. До приведения документации в соответствие с нормами международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО) руководства на самолеты производства СССР назывались по-разному, к примеру, привычным для военных инженеров названием ТОиИЭ – техописание и инструкция по эксплуатации. После вступления же Советского Союза в ICAO в 1970 году документация приобрела понятный в любой точке земного шара вид.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

1953‑1954: Дайте советский мотоцикл! 1953‑1954: Дайте советский мотоцикл!

За четверть века советский мотопром так и не создал самостоятельных конструкций

Мото
10 ошибок, которые портят антипригарное покрытие сковородок 10 ошибок, которые портят антипригарное покрытие сковородок

Чего следует избегать в уходе за сковородкой с антипригарным покрытием?

VOICE
Полет над красной пустыней Полет над красной пустыней

Инопланетная авиация возможна, вот только аппараты придется сделать специальными

Популярная механика
Снимите белое пальто: чем опасны хорошие люди и как не попасть в ловушку спасателя Снимите белое пальто: чем опасны хорошие люди и как не попасть в ловушку спасателя

Как избежать соблазна быть героем за счет других?

Forbes
Что не так с психотерапией? Что не так с психотерапией?

Почему практика осознанности может привести к неожиданному результату?

Здоровье
Балтика на волне Балтика на волне

Судоверфи Балтийской акватории помогут преодолеть дефицит грузового флота

Монокль
«Девственницы-самоубийцы» по-питерски: как три сестры стали жертвами культа «Девственницы-самоубийцы» по-питерски: как три сестры стали жертвами культа

Как понять, что ваш близкий стал членом культа

Psychologies
Зачистка социального болота: 5 плюсов и минусов культуры отмены Зачистка социального болота: 5 плюсов и минусов культуры отмены

Приводит ли культура отмены к истинной справедливости?

Psychologies
Как стеклышко Как стеклышко

Заготовки летом. Как стерилизовать стеклянную тару в микроволновке?

Лиза
Кама Гинкас: «Пытаться разгадать гения — все равно что пытаться разгадать жизнь» Кама Гинкас: «Пытаться разгадать гения — все равно что пытаться разгадать жизнь»

Режиссер Кама Гинкас о прозе Пушкина, языке театра и спектаклях-долгожителях

Монокль
Русская азбука Русская азбука

Вещи, составляющие код национальной идентичности условного жителя России

2Xplore
В Новосибирск. Путешествие для всей семьи В Новосибирск. Путешествие для всей семьи

Интересный маршрут по Новосибирску для всей семьи

Лиза
«Человечество не допустит катастрофы»: как гаджеты меняют работу мозга — разбор с нейробиологами «Человечество не допустит катастрофы»: как гаджеты меняют работу мозга — разбор с нейробиологами

Что происходит с нашим мышлением и чувствами в условиях цифровой реальности?

Psychologies
360 000 рублей от государства: как население стимулируют к долгосрочным сбережениям 360 000 рублей от государства: как население стимулируют к долгосрочным сбережениям

Как будет работать программа сбережений и куда пойдут длинные деньги россиян?

Forbes
Любимое занятие тигров и виды, о которых мало кому известно: 50 фактов о больших и чертовски красивых кошках Любимое занятие тигров и виды, о которых мало кому известно: 50 фактов о больших и чертовски красивых кошках

Тигры: большие кошки, которые не перестают нас удивлять

ТехИнсайдер
Как проверить жесткость воды в домашних условиях: элементарные методы Как проверить жесткость воды в домашних условиях: элементарные методы

Наиболее простые способы узнать жесткость воды в доме или квартире

ТехИнсайдер
Домашний офис. Полезные идеи для обустройства рабочего места на удаленке Домашний офис. Полезные идеи для обустройства рабочего места на удаленке

Мебель для домашнего офиса должна соответствовать определенным требованиям

Лиза
Вот почему вы не видите свой нос! Вы поразитесь этим фактам о мозге и зрении! Вот почему вы не видите свой нос! Вы поразитесь этим фактам о мозге и зрении!

Почему наш мозг игнорирует некоторые стимулы извне?

ТехИнсайдер
Молчание Вселенной или парадокс Ферми: как ученые ищут инопланетные цивилизации Молчание Вселенной или парадокс Ферми: как ученые ищут инопланетные цивилизации

Как ученые объясняют отсутствие внеземных цивилизаций?

Forbes
Едем со спокойной душой Едем со спокойной душой

Что обязательно нужно сделать перед отпуском?

Лиза
Так и тянет стянуть Так и тянет стянуть

Клептомания: личные истории о жизни с этим диагнозом

P.I.C. Partner In Crime
Помпеи — сундук с сокровищами, который никогда не перестанет удивлять Помпеи — сундук с сокровищами, который никогда не перестанет удивлять

В Инсуле 10 был обнаружен триклиний, украшенный невероятной красоты фресками

Наука
Договорной брак: ловушки отношений без любви Договорной брак: ловушки отношений без любви

Как быть и что делать в ситуации, когда муж не соглашается на развод

СНОБ
Вaренье из сосновых шишек Вaренье из сосновых шишек

Питаться шишками каждый день не будешь, но иногда – в самый раз!

КАНТРИ Русская азбука
Почему у вас шелушатся стопы Почему у вас шелушатся стопы

Почему шелушится кожа на стопах и что с этим можно сделать?

ТехИнсайдер
Фекалии станут лекарством Фекалии станут лекарством

Российским клиникам разрешат новый вид терапии — пересадку кишечной микробиоты

Монокль
Екатерина Волкова: «Возможность уделять внимание близким – большая ценность» Екатерина Волкова: «Возможность уделять внимание близким – большая ценность»

Екатерина Волкова о тонкостях воспитания детей и отношении к возрасту

Здоровье
Самцы белощекой казарки посидели на гнездах в отсутствие самок Самцы белощекой казарки посидели на гнездах в отсутствие самок

Некоторые самцы казарки садились на гнезда, когда самки временно покидали их

N+1
Попробуй — полюбишь Попробуй — полюбишь

Какие полезные привычки можно внедрить в свою жизнь?

Новый очаг
Первый молочный Первый молочный

Обзор АПК Республики Татарстан

Агроинвестор
Открыть в приложении