Из каких этапов состоит техобслуживание летательных аппаратов

Наука и техникаHi-Tech

«Без технóты нет работы у пилотов». Обслуживание авиатехники

Многие работы куда удобнее и качественнее производятся в ангаре, но, к сожалению, далеко не везде ангары есть

Варгатый Иван, https://dzen.ru/vivan755

Здравствуйте, товарищи! В номерах 1–4 и 6 за сей 2024 год были опубликованы статьи о производстве авиатехники, а сейчас перед вами заключительная статья – о техобслуживании. Книги, фильмы и песни, как правило, посвящаются летчикам, по этой теме сказано более чем достаточно, но если взглянуть на человеко-часы, то видно, что даже на современных машинах добрую половину работы делает именно технический состав. Со старыми же типами техники – вроде выпускавшегося до 1990-х годов бомбардировщика Ту-95МС – все еще сложнее. Там на один час работы экипажа из 7 человек, то есть на 7 человеко-часов, приходятся многие и многие десятки часов работы инженеров, техников и механиков.

Техсостав издавна делится на специалистов по самолетам и двигателям (они же СДшники, «эсдеки», «слоны» или «маслопузы» – тысячи вариаций) и специалистов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию – АиРЭО, еще есть аббревиатура РЭСОС, ее в разных документах расшифровывают по-разному: радиоэлектронное и связное/специальное/световое оборудование самолетов. Самих техников тоже как ни называют: и просто «рэсосники», и «макаки», и «кишкомоты»... В инженерно-авиационной службе (ИАС) военной авиации АиРЭО разделено на АО и РЭО – «АОшников» и «радистов», а в эскадрильях боевых машин еще служат «вооруженцы», работа которых в статье по понятным причинам рассматриваться не будет.

Именно по этим направлениям готовят специалистов учебные заведения, к примеру, кафедры эксплуатации авиатехники выпускают инженеров по специальностям 160901 – «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и 160903 – «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов». А дальше все зависит от того, на какую технику попадет специалист. Если это простой и легкий самолет вроде Ан-2, то там достаточно и двух техников – один по СД и один по АиРЭО. Если же это тяжелый корабль вроде Ил-76 или того же Ту-95МС, то там инженерно-авиационная служба делится на множество ветвей.

«Планеристы», занимающиеся обслуживанием планера, механизации, системы управления – отдельно, «гидрологи», в ведении которых гидросистема, шасси – отдельно, «мотористы» – отдельно. И это лишь группы «эсдеков». Специалисты по АО могут делиться на электриков, прибористов, навигаторов, «радисты» – на связников, локаторщиков и тоже навигаторов, ибо навигационное оборудование есть как среди АО (курсовые системы, вычислительные машины), так и среди РЭО (радиокомпасы и др.) У каждой группы строго своя зона ответственности, очерченная как внутренними документами предприятия, так и руководством по технической эксплуатации машины (РТЭ), по международному стандарту этот документ называется AMM – aircraft maitenance manual.

И многодисковые тормоза, и подшипники шасси тяжелого самолета требуют разборки и контроля каждые несколько сотен часов налета

К примеру, автор статьи помнит случай такой «борьбы за ответственность» на этапе освоения самолета Ан-140-100. Перестало гореть маленькое желтое табло «Двиг 1 – нет давл подкачки». Все, что относится к топливной системе самолета, – в ведении участка топливного и специального оборудования, а за электрооборудование топливной системы двигателя отвечал участок электрического и приборного оборудования. Точку в споре, кому заниматься дефектом, поставил начальник цеха: открыл руководство по топливной системе и сразу же увидел заветное табло на схеме в самом-самом конце – перед муфтой, соединяющей топливные магистрали самолета и двигателя. А раз раздел РТЭ 028-й (топливная система), а не 073-й (топливная система двигателя), то и заниматься дефектом «керосинщикам».

Проверка системы динамического давления, подающей давление к приборам скорости, с помощью компрессорной переносной установки КПУ – тоже техобслуживание, предполетное

Как видим, РТЭ – настольная книга инженера по техобслуживанию воздушных судов. Этот многотомник по объему в разы больше РЛЭ – руководства по летной эксплуатации. До приведения документации в соответствие с нормами международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО) руководства на самолеты производства СССР назывались по-разному, к примеру, привычным для военных инженеров названием ТОиИЭ – техописание и инструкция по эксплуатации. После вступления же Советского Союза в ICAO в 1970 году документация приобрела понятный в любой точке земного шара вид.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мангалорец Мангалорец

Самые странные, дикие и нелепые примеры русско-азиатской культурной интеграции

Правила жизни
«Птичье молоко». Торт & конфеты «Птичье молоко». Торт & конфеты

Рассказываем историю главного сладкого украшения праздничных столов в СССР

КАНТРИ Русская азбука
Планы на будущее Планы на будущее

Что о развитии автотранспорта думают в руководстве автомобильных компаний

Популярная механика
Первые дивиденды и растущие операционные затраты: что нужно знать об отчете «Яндекса» Первые дивиденды и растущие операционные затраты: что нужно знать об отчете «Яндекса»

Что нужно знать инвестору о «Яндексе» и его финансовых результатах?

Forbes
Андрей Золотарев: «Я долго работал журналистом, и это было хорошее время» Андрей Золотарев: «Я долго работал журналистом, и это было хорошее время»

Сценарист Андрей Золотарев об искусстве написания сценария

Монокль
«Конверт при вскрытии порван» «Конверт при вскрытии порван»

Как старый партийный деятель пытался шутить с Ежовым о работе НКВД

Дилетант
В поисках культурного кода В поисках культурного кода

Как у регионов страны сформировался ощутимый запрос на собственный стиль?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мир идей Ричарда Оуэна Мир идей Ричарда Оуэна

В вину ему ставят многое — кто же такой Ричард Оуэн и что он сделал в науке?

Знание – сила
Почему слышен хруст при повороте руля и как это исправить Почему слышен хруст при повороте руля и как это исправить

Хруст при повороте руля — тревожный знак. Но где именно кроется неисправность?

РБК
«Девственницы-самоубийцы» по-питерски: как три сестры стали жертвами культа «Девственницы-самоубийцы» по-питерски: как три сестры стали жертвами культа

Как понять, что ваш близкий стал членом культа

Psychologies
Уха Уха

Уха! Этот прозрачный отвар – апофеоз рыбьего предназначения

КАНТРИ Русская азбука
Страсть на мушке Страсть на мушке

Известная парочка гангстеров, орудовавшая в Америке в годы Великой депрессии

P.I.C. Partner In Crime
5 простых шагов, которые помогут оправиться от развода 5 простых шагов, которые помогут оправиться от развода

Пять простых шагов, которые помогут легче адаптироваться к жизни после развода

Psychologies
Достоевский на улице Сезам Достоевский на улице Сезам

«Эрик»: Бенедикт Камбербэтч в Нью-Йорке 1980-х

Weekend
Сначала подумай! Сначала подумай!

Фразы, которые не хочет слышать ни один мужчина, придя домой

Лиза
Как завещал великий Ленин? Как завещал великий Ленин?

Основные тезисы «политического завещания Ленина»

Дилетант
Как отбросить сожаления: 8 простых способов Как отбросить сожаления: 8 простых способов

Стоит ли долго заниматься самобичеванием, если вы совершили ошибку?

Psychologies
В Новосибирск. Путешествие для всей семьи В Новосибирск. Путешествие для всей семьи

Интересный маршрут по Новосибирску для всей семьи

Лиза
Сердце коллектива Сердце коллектива

Не спешим влюбляться в коллегу: сначала просчитываем варианты развития событий

VOICE
Городская веранда Городская веранда

Что нужно знать при остеклении балкона или лоджии

Лиза
На совещание пришел робот На совещание пришел робот

Почему российские сервисы на рынке услуг видео-конференц-связи усиливают позиции

Монокль
Вычислить в толпе Вычислить в толпе

Какие мотивы движут преступником и можно ли распознать его в пассажиропотоке?

P.I.C. Partner In Crime
Пять ошибок Пять ошибок

Как Брут из властителя Рима превратился в государственного преступника?

Дилетант
Реальное право на искусственное сознание Реальное право на искусственное сознание

Почему цифровая среда так плохо поддается правовой регуляции

Монокль
Варочные панели: чем отличаются базовые модели от продвинутых Варочные панели: чем отличаются базовые модели от продвинутых

Чем отличаются варочные панели? Что учесть при её выборе?

CHIP
Возрождая Третий Рим Возрождая Третий Рим

Основатель архитектурного бюро о будущем сталинского ампира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Счет, пожалуйста! Когда и как тебя могут обсчитать в ресторане Счет, пожалуйста! Когда и как тебя могут обсчитать в ресторане

Как рестораны не только обсчитывают, но и заставляют раскошелиться против воли

Лиза
Похититель молодости: как синий свет гаджетов портит нашу кожу Похититель молодости: как синий свет гаджетов портит нашу кожу

Как синий свет провоцирует цифровое старение

ТехИнсайдер
Россия и Африка на пути к сотрудничеству Россия и Африка на пути к сотрудничеству

Зачем нам надо изучать Африку как можно лучше и глубже?

Знание – сила
Самые неприхотливые и выносливые кроссоверы дешевле ₽1,5 млн Самые неприхотливые и выносливые кроссоверы дешевле ₽1,5 млн

Предложения кроссоверов на вторичном рынке дешевле 1,5 млн руб.

РБК
Открыть в приложении