«Нам с самого начала повезло»: как создать компанию стоимостью $900 млн без венчурных инвесторов
Большинство «единорогов» — это продукты хорошо отлаженной венчурной фабрики Кремниевой долины. Однако есть и исключения. Разработчик облачных технологий Cloudinary был прибыльным с первого дня работы и теперь приближается к оценке в $1 млрд. И все это — без единого доллара от инвесторов. Как ему это удалось и почему основатель Cloudinary призывает предпринимателей не отказываться от денег венчурных капиталистов?
Генеральный директор Cloudinary Итай Лахан убежден, что амбициозным предпринимателям нужно пользоваться любой возможностью принять деньги от венчурных фондов. «Единственный надежный способ стать компанией на миллиард долларов — это пойти по пути привлечения венчурного капитала, — утверждает он. — Этот путь, несомненно, всегда будет самым успешным».
Однако его слова — классический пример правила «делай то, что я говорю, а не то, что я делаю»: с момента запуска Cloudinary Лахан неоднократно отказывался от венчурного финансирования. Несмотря на это, стартап, который он создал в 2012 году вместе с Надавом Соферманом и Талем Лев-Ами, уже близок к получению статуса «единорога». Компания из калифорнийского города Санта-Клара разрабатывает программное обеспечение почти для 7500 клиентов. Она помогает в том числе IТ-директорам таких известных брендов, как Nike, Peloton и Neiman Marcus управлять маркетинговым контентом в интернете — например, видео, логотипами и фотографиями продуктов.
В прошлом году выручка компании выросла почти на 40% — до примерно $70 млн, а стоимость компании теперь оценивается не меньше чем в $900 млн. Уже три года подряд Cloudinary попадает в рейтинг 100 лучших облачных компаний по версии Forbes.
По словам Лахана, компания просто никогда не нуждалась в венчурных инвестициях. Идею стартапа трое основателей придумали во время работы в израильской консалтинговой фирме, которая разрабатывала технологии на заказ для других стартапов. Неудобные программы, которыми им приходилось пользоваться для работы с видео и фото, побудили их создать что-то получше. Их клиенты из консалтинга стали первыми клиентами Cloudinary, и это позволило стартапу получать прибыль с момента основания. С тех пор бизнес приносил достаточно денег, чтобы каждый год финансировать развитие компании и набрать команду из 300 человек. В прошлом году денежный поток, рассчитанный с использованием EBITDA, составил $6 млн, или примерно 9% от продаж.