Актриса Ольга Лерман — об инклюзивности и новой действительности

WeekendЗнаменитости

«Мы не пытались сделать мрачную социальную драму»

Актриса Ольга Лерман — об инклюзивности и новой действительности

Беседовала Полина Сурнина

Актриса театра и кино Ольга Лерман. Фото: Ольга Феклина

С 5 февраля в Okko идет сериал «Встать на ноги». Для роли в нем Ольга Лерман, многим запомнившаяся как Наташа Ростова из «Войны и мира» Театра Вахтангова, надела полицейскую форму. В последние два года актриса стала сниматься в кино и сериалах гораздо чаще, а на сцене ее можно увидеть в основном в спектаклях Театра наций и молодого театрального объединения «Озеро».

«Встать на ноги»: После 20 лет тюрьмы Старый выходит на свободу. Он хочет забрать долг, съездить на море и исчезнуть. Но узнает, что у него есть взрослая дочь — и она на инвалидной коляске. Старый лезет в ее жизнь с заботой, пытается «причинить добро», но вскоре понимает: помощь нужна не ей, а ему.

Что вам понравилось в роли старшего лейтенанта Смирновой? Понятно, почему она нравится Старому — красивая, добрая, с чувством юмора.

В этом проекте я оказалась прежде всего потому, что его снимал Паша Тимофеев — мой хороший друг. Роль он предложил небольшую. Но меня покорила команда, которую он собрал. Мне нравится его режиссерский язык — нестандартный, честный, очень трепетный.

Но и тема инклюзии меня волнует. В нашей стране люди на колясках или с разными диагнозами постоянно сталкиваются с барьерами, которые мешают им свободно передвигаться, работать, самовыражаться и чувствовать себя полноценной частью общества.

Когда я жила в Нидерландах, я работала в центре дневного пребывания для людей с особенностями — по-голландски это называется dagcentrum. Там были люди разных возрастов — от подростков до пожилых — с синдромом Дауна, с деменцией, ментальными и физическими особенностями. Смысл этого места — не лечение, а возможность несколько часов в день быть в компании, общаться, играть, вместе обедать, делиться опытом. Я за ними присматривала, мы болтали, гуляли, я читала им книжки.

Ольга Лерман. Фото: Нина Сизова
Ольга Лерман. Фото: Валерия Громова

Как в кино рассказывать про инклюзию? С какой интонацией?

Пять лет назад мы с Антоном Богдановым снимались в фильме «Нормальный только я». По сюжету девчонка везет детей в лагерь. Это инклюзивная группа, где есть дети на колясках, с ДЦП, с синдромом Дауна, нейротипичные.

И в той истории, и в нашем сериале мы не пытались сделать мрачную социальную драму о том, как тяжело живется этим людям в нашей стране. Мы хотели рассказать зрителю, какими смелыми и целеустремленными они могут быть. Что они талантливы, что в них очень много силы. На мой взгляд, именно Оля, которая сидит в коляске, помогает встать на ноги Старому.

У Оли есть прототип — Злата Варламова. Она, как и героиня сериала, в детстве попала в аварию и передвигается на коляске. Злата ездила с нами на съемки и на себе проверила, как в Пятигорске обстоят дела с доступной средой. Там ее просто нет. Но для Златы преград не существует: она прыгала с парашютом, поднималась на «четырехтысячник» в Альпах. Хотелось бы, чтобы обустройство города хоть немного приблизилось к масштабу личности Златы! Как в Голландии, где городская среда и транспорт максимально доступны и удобны для всех — и в городах, и в селах, и в деревнях.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении