Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

МонокльСобытия

Законы подземных мелодий

Современные уличные музыканты в Москве скорее крепкие профессионалы, чем случайные неформалы. А оценка старая — внимание случайных прохожих. Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Виктория Карбышева (Орлова)

Владимир Семибратов, Сергей Чикунов, Станислав Ковалев и Валентин Тихонов (слева направо)

Московское метро. Станция «Курская». Тоненький голосок флейты, бархатистый бас струнных и озорное пение клавишных. В аванзале выступает трио «Триптих». Музыканты виртуозно исполняют классические произведения, у них дорогие инструменты и безукоризненный дресс-код: возникает ощущение, что артисты только что вышли из концертного зала и задержались, чтобы развлечь пассажиров метро.

Музыканты в подземке были всегда, как и в переходах, на улицах, в вагонах электричек. Со своим шармом, романтикой и без формализма. Знаменитая в узких кругах «штырка», то есть игра в общественных пространствах за пожертвования, позволяла и заработать копеечку, и прорваться к слушателям тем, кому дорога в консерватории заказана, да и просто весело провести время.

Но десять лет назад московские власти решили навести в этой сфере порядок: так появилось несколько проектов, которые позволяют резервировать слоты для выступлений и музицировать легально, не опасаясь служб безопасности. Правда, без аккаунта на «Госуслугах» уже не обойтись, а для проекта «Музыка в метро» еще придется записать клип и выдержать прослушивание. Под землю теперь попадают, как правило, опытные, сыгранные коллективы и профессиональные музыканты. Отбоя от желающих нет.

Как это работает, почему выступать в метро стало комфортнее, насколько благодарны слушатели и сколько можно заработать на пожертвованиях, рассказали некоторые участники проекта.

Какую музыку играть в метро

Проект «Музыка в метро» появился в 2016-м. Артисты, получившие аккредитацию, смогли легально выступать на станциях метрополитена. Они не платят организаторам проекта — их самих вознаграждают зрители. Разрешены лишь пожертвования: наличные или банковские переводы. В проекте участвуют и рокеры, и поп-исполнители, и каверщики, и даже народники.

Трио «Триптих», например, исполняет классическую музыку. Репертуар подобран мастерски: спокойные композиции сменяются игривыми, «живыми». Произведения «обрезаны», чтобы проходящий мимо пассажир, который бросил свои дела и остановился, не заскучал. Музыканты, как опытный диджей, меняют композиции, исходя из настроения публики.

— Мы ищем разные форматы, — делится Олеся. Она играет на флейте. — Когда-то нам казалось, что перспективной будет музыка восьмидесятых, итальянские и французские шлягеры, чтобы поднять людям настроение. Но Константин как-то сказал такую вещь: в метро лучше не мешать жанры, потому что ты собрал вокруг любителей классики, а тут вдруг начинаешь играть попсу… Все разойдутся.

Основное место работы Олеси и Дмитрия — Государственный музей Л. Н. Толстого, на площадках которого по всей России музыканты регулярно дают концерты. Олеся работает старшим научным сотрудником и куратором выставок, а также автором музейных музыкальных программ и специальных проектов. А еще она лауреат городских и краевых конкурсов исполнителей на деревянных духовых инструментах и флейтистка московского камерного оркестра Collegium Musicum. Дмитрий — лауреат международных конкурсов, многократный лауреат всероссийских конкурсов, стипендиат программы «Новые имена», артист ведущего творческого коллектива Москвы «Кончертато». Их объединяет не только работа, «штырка», но и семейная жизнь.

Трио Олеся ласково называет «золотым» — вместе они играют уже два года.

— Мы поняли, что регистры флейты и виолончели хорошо сочетаются, довольно низкий с довольно высоким, а фортепиано их удачно соединяет!

Константин — лауреат международных конкурсов, преподаватель по классу виолончели и дирижер оркестра в ДМШ имени В. И. Мурадели. Кроме игры на виолончели он пишет музыку для российских фильмов и анимационных картин, а сейчас работает над собственной рок-оперой.

У Константина самый богатый опыт игры на улице. Он много лет играл на улицах Вены.

— Российским музыкантам там конкуренцию никто не составлял! — с улыбкой хвалится музыкант.

Трио «Триптих»

Олеся признается, что, когда мужская часть коллектива предложила ей «авантюру» — выступать на площадках подземки, она была не в восторге:

— Я никогда не мечтала играть в метро, потому что больше люблю красивые концертные залы, чтобы было все эстетично. Было морально непривычно. Но иногда нужно пробовать что-то, к чему жизнь тебя не готовила. И это оказалось интересным, в этом есть азарт: ты никогда не знаешь, как публика отреагирует на твою игру сегодня, сколько будет зрителей, каким будет отклик. Мы как Бременские музыканты, — смеется девушка.

— На концерт люди приходят, не зная, что там будет, часто под влиянием рекламы, или, может, тетушка билеты подарила, или знакомые твои играют, надо прийти и послушать из вежливости, — рассуждает Константин. — Когда музыкант играет в концертном зале, он не всегда понимает, хлопают ему искренне или из вежливости. А тут другое: здесь человек шел по своим делам, остановился как громом пораженный и слушает Шуберта. У него происходит откровение. А потом он слушает следующее произведение, и следующее, и следующее, и потом плачет. Это высшая награда для артиста.

Кроме того, что уличные выступления намного сложнее концертных, на эту «иглу», похоже, легко подсесть — ведь и зрители здесь более благодарные.

— Такая «неконцертная» игра, на самом деле, очень приятная для музыканта. Для артиста главная награда не деньги. Ты видишь, что человек остановился тебя послушать — значит, ему нравится твоя музыка. А если еще и копеечку какую-то кинул — значит, очень нравится, — говорит Константин.

А Олеся добавляет:

— Я от себя даже не ожидала, что втянусь, но я уже пришла домой и бронирую слот на неделю вперед.

Слоты — это временные отрезки, которые можно «бронировать» на определенной станции через специальное приложение, не более двух слотов на разных станциях в один день. Выступление на одной площадке ограничивается двумя часами.

За нарушение правил: превышение допустимого уровня шума (до 75 децибел в зависимости от площадки), отсутствие аккредитации, неправильное размещение оборудования — музыкантов наказывают, а за повторное нарушение могут и вовсе ограничить возможность выступлений. Оштрафуют и в случае, если закончишь выступление не в отведенный срок, будешь выступать в состоянии алкогольного опьянения и «требовать», чтобы слушатели заплатили за возможность насладиться твоим творчеством.

Правила, на мой взгляд и на взгляд моих собеседников, адекватные. Но некоторые ими злоупотребляют, то есть выискивают случайные ошибки коллег и пишут жалобы, — такая недобросовестная конкуренция в проектах не редкость.

Валентин Тихонов — виолончелист с академическим музыкальным образованием. Он робок и скромен, однако мне кажется, что я вижу в его глазах тот огонек, который горит у всех участников уличных выступлений. Основной репертуар артиста составляют не классические произведения, а каверы на популярные треки.

Больше всего Валентин любит таких исполнителей, как Эд Ширан или OneRepublic. Однако иногда исполняет отечественные произведения, например песни Александра Градского:

— Особенно по утрам, потому что люди идут на работу и еще не проснулись. Или в дождливую погоду. Главная задача — попасть в настроение человека, а не изменить его.

Кстати, Эд Ширан, Zaz и еще ряд известных исполнителей Европы тоже начинали свою карьеру, «штыряя» на улицах и в подземках.

Валентин вспоминает, что в Москве девяностых музыкальные учебные заведения игру на улицах не поощряли. Может быть, отсюда растут ноги у стереотипа о неудачнике, которому не удалось поступить в высшее учебное заведение и который теперь «штыряет», чтобы как-то заработать на жизнь.

— Студенты могли на «Охотном ряду» играть весь цикл «Времена года» Вивальди — такие были мастера. Но если вдруг об этом узнавали профессора, то могли и исключить, — говорит Валентин. Просто когда ты готовишься на Конкурс Чайковского, вряд ли пойдешь «штырять», потому что нужно заниматься по десять часов в день. Это совсем другая жизнь.

Валентин Тихонов

Прослушивание

В Москве существует несколько проектов, которые дают возможность музыкантам выходить «на улицы». Самые популярные — «Музыка в метро» и «Уличный артист». Правда, только в проекте «Музыка в метро» есть прослушивание, без которого аккредитацию не получить. И обновлять ее нужно ежегодно. А число участников только растет — в этом году их уже четыреста девятнадцать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Ким: от подножия к вершине «Эльбруса». Часть первая Александр Ким: от подножия к вершине «Эльбруса». Часть первая

Александр Ким — о причудливой судьбе микроэлектроники в России

Монокль
Тайна «пляжного тела» Тайна «пляжного тела»

«Пляжное тела»: почему оно есть у всех и в то же время не существует

VOICE
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Книги о средневековых монахах, конце и начале времен и кругосветном атласе

Дилетант
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Птолемеево царство Птолемеево царство

Птолемей не верил в империю своего отца, он хотел построить свое великое царство

Дилетант
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Языки на грани Языки на грани

Треть преподаваемых в школах РФ языков находится под угрозой исчезновения

Ведомости
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Я поднимаю свой — вокал Я поднимаю свой — вокал

Вечный спор физиков и лириков: можно ли стать певцом в зрелом возрасте?

ЖАРА Magazine
Танец не маленьких журавлей Танец не маленьких журавлей

Как подобраться к крайне осторожным серым журавлям поближе?

Наука и жизнь
Начни с порога Начни с порога

Как выжать максимум из маленького коридора

Лиза
Лето без хита: почему в музыке не хватило героев и при чем тут Морган Уоллен Лето без хита: почему в музыке не хватило героев и при чем тут Морган Уоллен

Год без хита: как музыка ушла в прошлое

Правила жизни
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Российский траст Российский траст

Что такое личный фонд и как он реализовывается

Деньги
Воронеж: между морем и Москвой Воронеж: между морем и Москвой

Как обычному городу выявить свои баги и сделать их своей фичей

Монокль
Глобальные идеи Си Глобальные идеи Си

Российские ученые разобрали идеологическое развитие в КНР

Ведомости
Звездная мама Звездная мама

Как проявления твоего материнства зависят от знака зодиака

Лиза
Уплотнение экономического пространства Уплотнение экономического пространства

Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Деньги
От нефтеотдачи к суверенитету От нефтеотдачи к суверенитету

Как в нефтегазовой отрасли сформировать независимую производственную систему

Ведомости
Без укачивания Без укачивания

Укачивание способно превратить в испытание любую дорогу. Но все можно исправить!

Лиза
С научным подходом С научным подходом

«Мне нравится думать, что я пришла в науку по неслучайной случайности»

Лиза
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях

Литературный тур по экзотическим странам: от Османской империи до вечных льдов

ТехИнсайдер
Открыть в приложении