Восток и Запад конкурируют за Россию
Китай и США расстелили перед Россией красные дорожки и устроили показ своей боевой мощи, предлагая сотрудничество. Пока предложения Белого дома остаются блефом, Восток спешит заключить с Москвой долговременные соглашения о сотрудничестве

Четырехдневный визит президента России Владимира Путина в Китай продемонстрировал, что Москва продолжает укреплять связи с Востоком, прежде всего с Пекином и Нью-Дели. Это происходит на фоне явно неудачной политики США, которые пытались разорвать экономические связи России с Китаем и Индией, вводя дополнительные пошлины на китайские и индийские товары. Давление Белого дома привело к прямо противоположному эффекту: Китай и Индия демонстрируют стремление к дальнейшему экономическому и политическому сближению с Россией. Москва, Пекин и НьюДели в рамках Шанхайской организация сотрудничества (ШОС) активизировали диалог о новых, более справедливых правилах мироустройства, не предусматривающих гегемонии отдельных стран, в чем читается более чем прозрачный намек на США и Запад в целом.
Впрочем, восточная политика, в отличие от западной, не всегда оборачивается обнародованием коммюнике и эпатажными формулировками по итогам встреч. Китай предпочитает язык символов, демонстрируя, в частности, различные почести, которые он оказывает представителям той или иной страны. На этот раз Пекин ясно показал, что главным гостем среди десятков иностранных лидеров был президент России. На совместном официальном фото руководителей стран ШОС Владимир Путин стоял по правую руку от Си Цзиньпина, а на главную трибуну военного парада в честь 80-летия победы над Японией, первыми, во главе группы иностранных лидеров, вышли руководители Китая, России и КНДР. Сам же небывалый по размаху военный парад стал явным сигналом Западу, и там, судя по ответной реакции, его прекрасно поняли.
Двусторонние встречи
Помимо участия в торжествах Владимир Путин провел множество двухсторонних переговоров, в частности с председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Индии Нарендрой Моди. На публике лидеры России, Индии и Китая вели себя как близкие друзья: на совместном фото держались за руки, а во время общения на публике приветливо улыбались друг другу.
Пекин объявил о безвизовом режиме для российских граждан сроком на 30 дней, а Путин, для которого это решение стало сюрпризом, пообещал, что Москва ответит зеркально.
В ходе трехсторонней встречи делегаций России, Китая и Монголии «Газпром» и китайская нефтегазовая корпорация CNPC подписали юридически обязывающий меморандум о стратегическом сотрудничестве, в который входят договоренности о строительстве газопровода «Сила Сибири — 2» и транзитного газопровода через Монголию «Союз Восток», а также обязательства поставок в Китай 50 млрд кубометров газа в год сроком на 30 лет. Кроме того, было согласовано увеличение поставок российского газа в Китай по «Силе Сибири» с 38 млрд до 44 млрд кубометров год и по «Восточному маршруту» с 10 млрд до 12 млрд кубов. Цены на поставляемый в Китай российский газ не оглашены, но Путин пообещал, что поставки будут осуществляться «по взвешенным рыночным ценам».
Строительство газопровода «Сила Сибири — 2» обсуждалось последние пять лет, но последние события на Ближнем Востоке и растущее напряжение в американо-китайских отношениях наконец-то заставили Пекин сделать ставку на более надежные источники поставок природного газа. Всего же российская и китайская стороны подписали два десятка соглашений в сфере энергетики, аэрокосмической отрасли, искусственного интеллекта, науки, образования, здравоохранения, медиа и сельского хозяйства.
О результатах переговоров Путина и Моди не было сообщено ни слова, но можно предположить, что благодаря неуклюжим действиям Вашингтона происходит стремительное сближение Москвы и Нью-Дели. Последние 30 лет США кропотливо выстраивали союзнические отношения с Индией, небезосновательно рассчитывая, что эта страна может стать противовесом стремительно усиливающемуся Китаю. В силу этих обстоятельств администрация президента США Джо Байдена даже закрывала глаза на военное и экономическое сотрудничество Индии с Россией, считая, что сохранение дружественных американо-индийских отношений стоит дороже.
Однако президент США Дональд Трамп в одночасье разрушил эту долго возводимую конструкцию, решив применить в отношении Индии метод кнута и палки. Месяц назад Белый дом ввел в отношении индийских товаров 25-процентную пошлину для выравнивания торгового дефицита в 46 млрд долларов, и еще 25% в качестве наказания за покупку российской нефти. Расчет Трампа был прост: заработать 22 млрд долларов на индийском импорте (около 88 млрд долларов в 2024 году) и заодно заставить прекратить покупку российской нефти.
Однако американское «предложение, от которого нельзя отказаться» оказалось для Индии неприемлемым сразу по двум причинам. Во-первых, оно было сделано в максимально неуважительной форме, напоминающей индийскому руководству недавнее колониальное прошлое. А во-вторых, оно несостоятельно с экономической точки зрения, поскольку даже 25% пошлины делает бессмысленным большую часть экспорта Индии в США.
Например, в 2024 году Индия экспортировала в США электроники на сумму 20 млрд долларов (половина из этого экспорта — смартфоны). Однако Индия производит не комплектующие для смартфонов, а лишь их сборку. При стоимости iPhone в 800 долларов, в котором добавленная стоимость Индии составляет примерно 20 долларов, американский таможенный тариф в 25% выливается в 200 долларов трансграничных потерь. После этого, как сообщает газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, премьер-министр Индии даже перестал отвечать на телефонные звонки президента США.
Кроме того Белый дом не учел еще одно важное обстоятельство: помимо российско-индийского товарооборота в 71 млрд долларов и скидок на российскую нефть (по разным оценкам, они позволяют Индии экономить 2‒7 млрд долларов в год), Москва, в отличие от Вашингтона, не относится к Нью-Дели свысока и предлагает равноправное сотрудничество в самых чувствительных областях, в частности в производстве современных вооружений с передачей индийской стороне части технологий. В итоге Трамп, провозгласивший одной из своих главных внешнеполитических задач недопущение дальнейшего сближения России с Китаем, умудрился загнать в этот союз еще и Индию.
В ходе визита в Китай президент России провел встречи с лидерами Сербии, Вьетнама, Республики Конго, КНДР, Белоруссии, Узбекистана, Армении, Таджикистана, Турции, Вьетнама, Лаоса, Ирана, Непала, Пакистана и Словацкой Республики.
Примечательно, что не состоялась встреча Владимира Путина с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, с ним российский лидер только мимоходом обменялся приветственным рукопожатием. Последние полгода Баку искал любой повод для обострения отношений с Москвой и, кажется, добился желаемого. Но во время общения с российскими журналистами по итогам визита в Китай Путин выразил надежду, что «фундаментальные отношения между Азербайджаном и Россией и взаимный интерес к их развитию все-таки в конце концов все расставит на свои места».