Увернуться от налогового нокдауна
Правительство хочет лишить российскую ИТ-отрасль налоговых льгот. Участники рынка опасаются массового перехода на пиратский зарубежный софт и говорят, что госбюджет потеряет больше, чем собирается получить

Отечественные ИТ-компании обеспокоены планами правительства отменить для них налоговые льготы. До сих пор предприятия, связанные с информационными технологиями, были в стране на особом счету. Ощутимые преференции они получили еще в период пандемии в 2020 году, когда роль информационных решений возросла из-за массового перехода людей на удаленную работу. Ставка по налогу на прибыль в ИТ-сфере тогда была снижена с действовавших 20 до 5%, а размер страховых взносов — с 14 до 7,6%. Но главное, числящиеся в Едином реестре российских программ для ЭВМ компании были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).
После начала СВО и ухода западных производителей софта поддержка ИТ-сектора только усилилась: в частности, правительство ввело льготную ставку по налогу на прибыль. С 2022 года эта ставка была равна нулю, а с 2024-го поднялась до 5% (хотя для остальных отраслей базовая ставка составляет 25%).
Но уже с 1 января 2026 года льготы хотят отменить. В конце сентября правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому ИТ-компании лишатся нулевой ставки НДС, а размер страховых взносов увеличится в два раза — до 15%. Кроме того, лимит годовой выручки, при котором компании, подпадающие под критерии УСН (упрощенная система налогообложения), могут не платить НДС, будет снижен с 60 млн до 10 млн рублей.
Охлаждение роста
Представители ведущих профильных объединений российской ИТ-отрасли выступили с критикой планов регулятора. «Чиновники, которые вводят эти налоги, не понимают, что последствия будут катастрофические», — заявила на специальной пресс-конференции Наталья Касперская, председатель правления АРПП «Отечественный софт». По ее словам, отмена налоговых льгот приведет к потере многими ИТ-компаниями финансовой устойчивости, возможен отток кадров, отрасль утратит инвестиционную привлекательность, замедлится ее технологическое развитие, поднимутся цены на ИТ-продукты и услуги.
В целом последние три года российская ИТ-сфера динамично развивается. Да, сразу после начала СВО и ухода производителей из недружественных стран рынок существенно просел: по данным Strategy Partners, с отметки 3 трлн рублей в год он сократился до 2,74 трлн. Однако в 2023 и 2024 годах начался рост: по итогам прошлого года сектор расширился на 14%, до 3,5 трлн рублей. А в этом году ожидается, что рынок вырастет еще на 12%, достигнув 3,93 трлн (см. график 1).

Аналитики указывают, что отечественная ИТ-отрасль имеет большой потенциал для роста. Хотя пока она сильно уступает странам — лидерам мировой индустрии как в абсолютных показателях, так и в доле от ВВП. В долларовом выражении в прошлом году ИТ-рынок достиг 37 млрд — это в полтора с лишним раза меньше, чем в Бразилии (52 млрд долларов), втрое меньше, чем в Индии (125 млрд), не говоря уже о Китае (648 млрд) и США (1,35 трлн). При этом, по данным Strategy Partners, доля ИТ-сферы в ВВП России оценивается в 1,7%, в то время как в Бразилии этот показатель равен 2,4%, в Индии — 3,2%, в Китае — 3,5%, в США — 4,6%, в ЕС — 6,1% (см. график 2).

Уход иностранных хайтек-гигантов стал стимулом для развития российских ИТ-компаний, которые прежде занимали нишевые позиции и оставались на вторых ролях. Крупные и наиболее маржинальные ИТ-системы внедрялись в нашей стране представителями западных корпораций, которые оставляли отечественным разработчикам лишь небольшие рыночные сегменты. Впрочем, роль наших ИТ-продуктов начала усиливаться после 2014 года, когда регулятор обязал компании с госучастием, кредитно-финансовые организации и предприятия с критически важной инфраструктурой переходить на отечественный софт.
