Каким видится дальнейшее развитие отрасли роботизированных складов

МонокльБизнес

Умный склад, построенный с умом

Небольшая логистическая компания строит в Ростове-на-Дону складской терминал, где процессы приема, хранения и отгрузки будут полностью автоматизированы — почти всю работу доверят роботам

Виктория Безуглова

Полностью роботизированный терминал высокоплотного хранения с использованием технологии 3D-шаттл построят в Ростове-на-Дону в середине 2026 года

Роботизация складов — одна из горячих тем бизнеса вот уже несколько лет, так как это напрямую связано с ростом потребительского спроса и повышенными ожиданиями заказчиков относительно скорости и качества доставки. И вот вдохновляющие истории про умные склады будущего, где передовые технологии и роботы полностью заменят человека, начинают осуществляться не только силами крупнейших ретейлеров и маркетплейсов, но, что удивительно, региональными игроками с не самыми большими бюджетами, зато с амбициями и интеллектом.

Ростовская компания «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (СКЛП), с годовым оборотом 500 млн рублей и штатом 120 человек, на участке в две тысячи квадратных метров строит одноэтажный терминал высотой 30 метров, в котором будет полностью роботизированное хранение с эффективным использованием всего объема здания — без пустующих площадей, без присутствия сотрудников. Человеческий труд сохранится лишь в зоне комплектации, расположенной в соседнем корпусе, который тоже ждут технологические перемены и шестикратное сокращение персонала. Инвестиции в робосклад и новую зону комплектации товара составят порядка 700 млн рублей, а запустить его собираются в середине 2026 года.

По данным консалтинговой компании «Технологии доверия», только 3% российских логистических компаний имеют полноценные робосклады — с роботизированной погрузочной техникой и роботами для проведения инвентаризации, и еще около 60% находятся на первом, базовом уровне роботизации — используя на складах палетайзеры и укладчики коробок на поддоны. Что касается СКЛП, то в число тех самых передовых трех процентов компания вошла еще в 2019 году, когда построила новый высотный терминал класса А++ и внедрила на нем современные технологии с использованием узкопроходных роботизированных штабелеров, обеспечивающих работу с грузом на высоте до 18,5 метра. А сейчас ростовчане выходят в авангард отрасли по глубине роботизации и автоматизации производства, причем благодаря уже не импортным технологиям, а собственным интеллектуальным разработкам, на которые получены патенты. В 2024 году СКЛП присвоили статус малой технологической компании и включили в федеральный реестр — за создание инновационных продуктов и услуг с применением передовых технологий.

О том, почему СКЛП смело инвестирует в роботизацию склада, несмотря на то что во всем мире окупаемость подобных проектов составляет от семи лет и больше, и как они видят дальнейшее развитие отрасли, «Моноклю» рассказал генеральный директор компании, доктор экономических наук, профессор кафедры «Коммерция и логистика» Ростовского государственного экономического университета (Ростовский институт народного хозяйства) Виктор Халын.

— Виктор Геннадьевич, сколько лет работает ваша компания и какие позиции занимает на рынке складских услуг?

— Наша компания была создана в 1997 году как распределительный центр потребительской кооперации России на Северном Кавказе. По сути, это была большая оптовая база, через которую осуществлялось снабжение магазинов и сельпо разными товарами — мебелью, велосипедами, электронной техникой и прочим. А в 2005 году, в новых экономических условиях, компания начала позиционировать себя как региональный логистический центр, через который крупные поставщики продукции поставляют свою продукцию на Юг России, а сейчас уже и в страны ближнего зарубежья — Казахстан, Грузию, Армению, Азербайджан, Узбекистан. За эти годы мы выросли до ведущего логистического центра не только в ЮФО, но и в России, предоставляем полный спектр услуг от ответственного хранения до кросс-докинга в формате 3-4PL, то есть берем на себя доставку, хранение и управление запасами клиентов, комплектацию заказов и поставки конечным потребителям, а кроме того, выступаем посредниками между грузовладельцами и разными подрядчиками, управляем всей цепочкой поставок.

Наша динамика роста в среднем составляет 12–15 процентов в обычные годы с пиками до 35 процентов при вводе новых мощностей и, что важно, при запуске новых для нас услуг. К примеру, мы осваиваем мультимодальность, то есть работу с грузопотоками не только автомобильного, но и железнодорожного транспорта. Реализуем программы по работе не только с материальными, но и с информационными потоками наших поклажедателей, активно роботизируем производство, чтобы максимально эффективно для себя решать задачи складской логистики. Производственные активы СКЛП сегодня — это два терминала классов А+, А++ и склад класса В — общей площадью 27 тысяч квадратных метров, низкотемпературный холодильник, иные вспомогательные и складские площади для хранения мелкоштучной продукции. Общая вместимость всех складских площадей — более 37 тысяч палетомест. Мы не лидеры в отрасли в части управления большими складскими площадями, но мы, бесспорно, лидеры отрасли в части использования новейших достижений логистики в области складского хранения и обработки продукции, провайдер логистических услуг не только 3PL, но и 4PL, а таких операторов в стране пока единицы.

Генеральный директор СКЛП Виктор Халын

— Расскажите про новый склад, который вы строите: кто разработал этот проект, в чем его особенность?

— Проект стал результатом наших научно-исследовательских и конструкторских работ — это будет полностью роботизированный склад высокоплотного хранения с использованием технологии 3D-шаттл, то есть автономного роботизированного транспорта, способного перемещаться в трех направлениях: вверх-вниз, вперед-назад и влево-вправо. Вместимость склада составит порядка восьми тысяч палетомест, в том числе с выходом продукции в зону активного роботизированного хранения — более двух тысяч палетомест. Проект начат в этом году, рассчитываем его завершить в 2026-м, а на проектную мощность выйти в первом квартале 2027 года — с учетом возможных доработок, отладки оборудования и программного обеспечения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении