К чему приведёт слияние Wildberries и Russ?

МонокльБизнес

Santa Wildberries: история одного развода

Объединение ведущего российского маркетплейса Wildberries и одного из лидеров рекламного рынка компании Russ может привести к появлению онлайн-гиганта мирового уровня. Но только если новая команда сумеет наладить бизнес-процессы с учетом интересов своих партнеров

Александр Лабыкин

Создатель компании Wildberries Татьяна Бакальчук сегодня самая богатая женщина страны. Александр Щербак/ТАСС

Объединение ведущего российского маркетплейса Wildberries и лидера по объему рекламных площадей в России компании Russ вот уже несколько месяцев вызывает много вопросов как у партнеров компании, так и у экспертного сообщества. Прежде всего ставится под сомнение целесообразность слияния WB стоимостью под триллион рублей (так оценивает свою компанию ее создатель Татьяна Бакальчук) с компанией, которую эксперты оценивают многократно дешевле, а также распределение долей во вновь созданном совместном предприятии РВБ: Russ получила 35% акций, WB — 65%. При этом управлять новой компанией Татьяна Бакальчук полностью доверила своему новому партнеру — совладельцу Russ Роберту Мирзояну.

По расчетам основателей новой компании, РВБ получит большой синергетический эффект от слияния: за счет масштабных рекламных кампаний на площадях Russ на маркетплейс WB должны приходить больше покупателей и продавцов.

В совместных планах также выход РВБ на рынки Африки, Азии и Ближнего Востока, что для WB в самом деле необходимо после вынужденного ухода из стран Евросоюза.

Но прежде Роберт Мирзоян намерен выстроить в РВБ новую систему управления, поскольку в WB она была слишком «демократичной». Поставщики товаров пока не ощутили перемен от нового управленца: их по-прежнему терзают нередко несправедливыми и большими штрафами, ошибочными списаниями денег со счета, самым высоким тарифом на приемку товара на склад и прочими неприятностями. Все, чего они ждут от РВБ, — установление отсутствующей ныне обратной связи с компанией для более быстрого устранения часто ею же генерируемых ошибок в работе с партнерами.

Застенчивость как стимул действовать

История крупнейшего маркетплейса страны неразрывно связана с личностью ее основателя Татьяны Бакальчук и ее семьи. Впервые попробовать свои силы в интернет-торговле Татьяна решила в 2004 году — тогда этот бизнес только начал зарождаться. «Я всегда неуютно чувствовала себя в универмагах» при общении с продавцами и «стала думать, как покупать вещи, минуя магазины», — вспоминает Татьяна. Ее природная застенчивость и подтолкнула ее к созданию «бесконтактного магазина» по продаже одежды, обуви и аксессуаров европейских брендов. Название Wildberries («Лесная ягода») Татьяна придумала сама. Поначалу она сама дома комплектовала заказы. Затем подключила к делу сестру, тетю и нескольких знакомых, которые помогали с бухгалтерией, комплектацией заказов и отчасти их доставкой.

Муж Татьяны, IT-инженер Владислав Бакальчук, в то время занимался собственным бизнесом в области информационных технологий, однако в 2006 году он его продал, выручив порядка 3–4 млн долларов, и часть этих средств семья вложила в развитие Wildberries. Так начался уже общий бизнес, в котором Владислав впоследствии получил 1% акций (почему договорились именно так, история умалчивает).

Поначалу он взялся за новый бизнес с энтузиазмом: привлек партнера, Сергея Ануфриева, который взял на себя организацию службы безопасности, логистики и курьерской доставки. Сам Владислав отвечал за стратегию и ITнаправление (сегодня у WB собственная мощная IT-инфраструктура), а Татьяна занималась «стратегией», то есть переговорами с поставщиками, расширением ассортимента и продажами. Она начала напрямую закупать товары у ведущих брендов, таких как Adidas, Esprit, LTB, Nike, Puma, Levi’s, Mustang, Mexx, Geox, S. Oliver, Tommy Hilfiger и другие, продукцию которых Татьяне удавалось продавать по цене до 40% ниже рынка за счет исключения из цепочки посредников.

Семейный бизнес, созданный буквально «на коленке», начал бурно расти — отчасти из-за того, что онлайн-магазинов в то время было мало, отчасти из-за ноухау, придуманных самой Татьяной: она стала продавать товары без предоплаты, которую тогда практиковали почти все онлайн-продавцы, а также организовала первую в стране бесплатную доставку. И первая в стране ввела единую наценку на товары для всех покупателей России — 10% (а не 15% для москвичей и 30% для жителей остальных регионов страны, как было тогда у многих онлайн-магазинов в связи с разной удаленностью крупных складов Москвы от регионов). Все это с каждым годом внушительно увеличивало число покупателей и оборот компании. В 2008–2009 годах компания открыла первый собственный склад, поначалу только для своих товаров.

В прошлом году WB купила 1200 фур, что с учетом ее прежнего автопарка в несколько сотен машин сделало ее крупнейшей логистической компанией на рынке. Сергей Петров/news.ru/ТАСС

Кризисы — возможность для роста

Если в 2012 году выручка компании составила около 10 млрд рублей, то через два года уже 25 млрд. Но в 2014-м случился очередной экономический кризис, с обвалом рубля интернет-торговля приуныла: обороты упали у всех российских онлайн-магазинов. Тогда Бакальчуки и решили организовать первый в стране маркетплейс по аналогии с мировым лидером интернет-торговли американским Amazon, отказавшись от самостоятельной продажи товаров (за исключением некоторых дорогих сердцу Татьяны модных брендов). Бизнес-модель изменилась принципиально: они создали интернет-витрину для других поставщиков, оказывая им за комиссию услуги по обработке грузов на складе и доставке (к слову, их нынешний ближайший конкурент Ozon, ведущий историю с 1998 года как книжный онлайн-магазин, стал маркетплейсом лишь в 2018 году). Формат маркетплейса позволил WB уже в 2015 году стать самой популярной торговой интернет-площадкой Рунета с оборотом 30 млрд рублей. И это было только начало.

Вторая волна интенсивного развития компании пришлась на пандемию. Прибыль семья продолжала вкладывать в строительство новых складов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ), при этом кредитов компания почти не брала. В 2020 году, когда ближайшие конкуренты WB стали испытывать трудности из-за ограничения поставок и доставки товаров, бизнес семьи Бакальчук удвоился. «В то время Ozon вынужден был сократить свои программы лояльности для селлеров, повышать комиссии, Alibaba и вовсе сократил штат российских сотрудников на 40 процентов из-за падения продаж после прекращения авиасообщения в связи с карантином. А WB удалось привлечь к себе уходивших с этих площадок продавцов за счет организации бесконтактной доставки “до двери”, которую другие не рисковали вводить, боясь кражи товара, — говорит президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Но оказалось, что в пандемию покупателей все больше устраивала бесконтактная доставка “до двери” и, к удивлению конкурентов WB, никакого массового воровства “от двери” не произошло». Как результат, выручка WB в карантинном 2020 году выросла сразу в два раза по сравнению с прошлым годом — до 430 млрд рублей. Число заказов в 2020 году, которые покупатели сделали на площадке, тоже удвоилось — до 323,8 млн. Число пользователей онлайн-площадки выросло на 18 млн, до 40 млн человек (сейчас их 58,2 млн, у Ozon — 46,1 млн).

К концу 2023 года у компании было уже более 33 тыс. ПВЗ почти во всех крупных городах и населенных пунктах России, из которых более 13 тыс. работали по франшизе. Ozon в прошлом году опередил WB, заявив о доведении числа ПВЗ до 39 тыс., у «Яндекс.Маркета» их было 10 тыс. и только в этом году стало 15. Но с учетом ближнего зарубежья у WB 44 тыс. ПВЗ, в этом году компания намерена открыть еще 10 тыс. WB сейчас владеет и самой большой складской сетью в стране среди онлайн-ретейлеров площадью свыше 1,5 млн кв. м — это более десятка крупнейших распределительных хабов в крупных городах и свыше сотни небольших сортировочных центров, в том числе в небольших населенных пунктах. Количество продавцов, в том числе за счет развития инфраструктуры, на Wildberries увеличилось в 2022 году до 234 тыс. за полгода — это в 5,5 раза больше по сравнению с июнем 2020-го.

Этот задел обеспечил рост компании и в прошлом году, по итогам которого выручка WB составила 539 млрд рублей, увеличившись на 70% относительно предыдущего года. Общее число заказов на онлайн-платформе достигло 618,1 млн (+118% год к году). Чистая прибыль WB выросла до 19 млрд рублей, на 87%, как следует из данных Rusprofile. Оборот интернет-площадки за год увеличился примерно на 60%, до 2,5 трлн рублей. Для сравнения: по данным Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ), в 2012 году весь объем онлайн-торговли страны оценивался в 450 млрд рублей, а в прошлом году он вырос до 6,4 трлн рублей, то есть WB занимает около трети онлайн-торговли страны (и более 50% оборота ведущих маркетплейсов — Ozon, «Яндекс.Маркет», Lamoda и «Мегамаркет»). Ближайший конкурент — Ozon — тоже вырос в прошлом году, но показатели у него скромнее, чем у WB: оборот увеличился в два раза, до 625,7 млрд рублей, выручка подросла на 37%, до 1228 млрд рублей. Но компания, как и в прошлом году, сгенерировала убыток в 18,2 млрд рублей (11,2 млрд годом ранее).

В своих последних интервью Татьяна Бакальчук вспоминает, что почему-то на самом пике роста бизнеса, к ее удивлению, Владислав начал терять к нему интерес. И новым этапом масштабирования семейного дела Татьяне, по ее словам, пришлось заниматься уже самой. А речь идет уже о мировой экспансии. Начиная с 2017 года компания открыла свои ПВЗ и шоурумы в Казахстане, Киргизии, Армении и Белоруссии. А в 2021 году «пандемийную» прибыль WB пустила в том числе на организацию выхода на рынки США (открыла ПВЗ в НьюЙорке), Германии, Франции, Италии, Испании, Польши, Израиля, Молдовы, Чехии, Словении и других. К 2023 году «империя» Wildberries охватывала уже 14 стран мира! Но геополитический кризис начала 2022 года спутал планы Татьяны: из стран ЕС пришлось уйти совсем из-за санкций, распродавая выкупленные склады и помещения под ПВЗ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Пульс Дубая в ритме будущего Пульс Дубая в ритме будущего

Уникальный интерьер, в центре которого стоит любовь к современному искусству

SALON-Interior
География несправедливости География несправедливости

О парадоксах нынешнего витка истории неравенства

Монокль
На приеме у психолога Аристокла: проблемы человека XXI века глазами древних греков На приеме у психолога Аристокла: проблемы человека XXI века глазами древних греков

Историо-Терапия: можно ли в прошлом найти ответы на непростые вопросы?

Psychologies
О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…» О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…»

«Думаю, любые попытки построить безрелигиозное общество обречены»

Монокль
Как подобрать плавки для бассейна по всей науке: 10 советов чемпиона Европы Как подобрать плавки для бассейна по всей науке: 10 советов чемпиона Европы

Какие плавки лучше выбрать для новичков, а какие — для тренированных пловцов?

ТехИнсайдер
По дому гуляет По дому гуляет

Василий Дубинин раскрыл страшную мужскую тайну

VOICE
Быстрее поездá, выше напряжение – сильнее промышленность! Быстрее поездá, выше напряжение – сильнее промышленность!

Достоинства и недостатки двух основных систем тягового электроснабжения

Наука и техника
В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга

Ученые изучили останки ребенка из погребения в итальянской пещере Мура

N+1
Стать психологом – как и зачем? Стать психологом – как и зачем?

О подводных камнях псиобразования и о том, кому можно доверять в этом вопросе

Psychologies
Украшения Украшения

В рейтинге RR — самые запоминающиеся драгоценности года и одно — двадцатилетия

RR Люкс.Личности.Бизнес.
С электроникой в башке С электроникой в башке

Как в России развиваются исследования интерфейса мозг—компьютер

Наука
«Как живем, так и шутим»: вспоминая Александра Васильевича Маслякова «Как живем, так и шутим»: вспоминая Александра Васильевича Маслякова

Светлана Мудрик вспоминает мэтра, под чьим руководством начинала свой путь

Правила жизни
Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги

Как появился ярлык Made in China, что он значит для производителей и покупателей

СНОБ
Кладовая России Кладовая России

Не обязательно иметь загранпаспорт, чтобы увидеть парящие горы Тяньцзи

Лиза
Премудрость букв Премудрость букв

Чтобы прочесть текст на латыни или на церковнославянском, мало знать язык

Вокруг света
Заговор «мертвого интернета»: правда ли, что ботов в сети больше, чем людей? Заговор «мертвого интернета»: правда ли, что ботов в сети больше, чем людей?

Кто доминирует в онлайн-пространстве: реальные пользователи или боты?

ТехИнсайдер
Если не будут подтверждать, отключим связь: как ужесточатся условия покупки сим-карт Если не будут подтверждать, отключим связь: как ужесточатся условия покупки сим-карт

Как в России поменяются правила покупки сим-карт и услуги мобильной связи

Forbes
Домашняя палитра. Как правильно подобрать цвет стен для гармонии в интерьере Домашняя палитра. Как правильно подобрать цвет стен для гармонии в интерьере

Чтобы избежать ошибок, нужно учесть некоторые правила в подборе цвета интерьера

Лиза
Что будет, если заменить батареи теплым полом: ваше сердце не скажет спасибо, считает ученый из МЭИ Что будет, если заменить батареи теплым полом: ваше сердце не скажет спасибо, считает ученый из МЭИ

Можно ли отопить дом только теплым полом?

ТехИнсайдер
Скрытый гипноз Скрытый гипноз

Как защититься от мошенников, которые умеют «заговаривать»

Лиза
Разговоры о страшном Разговоры о страшном

Как обэриуты изучали мир, где остановилось время

Weekend
Что такое Германская Новая Медицина и чем она опасна: объяснение врача Что такое Германская Новая Медицина и чем она опасна: объяснение врача

Германская Новая Медицина — метод лечения, считающийся шарлатанством

Psychologies
Леонардо Ди Каприо, Люк Бессон и Марион Котийяр: как звезды пытаются спасти планету Леонардо Ди Каприо, Люк Бессон и Марион Котийяр: как звезды пытаются спасти планету

Почему Леонардо Ди Каприо и другие звезды занялись защитой планеты?

Forbes
«Золушка — это я» «Золушка — это я»

Екатерина Вилкова о теме сказок, сказочных ролях и чудесах в жизни

OK!
В Англии узнали секрет самого сильного человека Земли! Вот что нужно тренировать В Англии узнали секрет самого сильного человека Земли! Вот что нужно тренировать

Почему так важно развивать мышцы ног?

ТехИнсайдер
Ничего личного: как строительная корпорация США создавала советскую индустрию Ничего личного: как строительная корпорация США создавала советскую индустрию

Как американская компания Bechtel Corporation помогала строить СССР

Forbes
Что сказать зависимому Что сказать зависимому

Как уговорить близкого с аддикцией обратиться к психотерапевту

Psychologies
Как ипотечный стандарт может повлиять рынок жилищного кредитования Как ипотечный стандарт может повлиять рынок жилищного кредитования

Все ипотечные кредиты в России должны будут выдаваться со специальным стандартом

Forbes
Не забудьте выключить телевизор: как пропаганда использует «темную психологию» Не забудьте выключить телевизор: как пропаганда использует «темную психологию»

Какими психологическими приемами чаще всего пользуются пропагандисты

Forbes
Открыть в приложении