Российский парфюм: в поисках собственной формулы
Наша парфюмерная отрасль переживает стадию копирования западных образцов. Выход на следующий уровень связан с созданием сырьевой базы внутри страны, ослаблением регулирования обращения спирта в отрасли и ростом заказов со стороны российских фешен-компаний
«Oudian от Pernoire реально пахнет дурианом! Но не поганым чесноком и вареным луком, а сочной фруктовой частью: сочетанием манго, папайи, зеленого ананаса и персиковой мякоти. Не хватило разве что сливочной текстуры и пломбирного аспекта. Меркаптанов, присущих дуриану, в композиции много, но они гармонично сочетаются с анималистичной частью уда. Никакой капусты, тухлых яиц, полежавшего мяса или кошачьего туалета — только экзотическое звучание. Через полчаса дуриан перестает солировать, и на первый план выходит уд. Древесина получилась дорогой, кожаной, яркой, с элегантными вкраплениями амбры, табака, смол и легкой анималистики. Напомню, что сегодня в парфюмерии — большой тренд на экзотические фрукты. И, как мы видим, бренды уходят от привычных манго и маракуйи, осваивая более сложные аккорды», — дает оценку вновь вышедшему аромату в своем телеграм-канале российский парфюмер Кирилл Хайкин.
Еще несколько лет назад подобные обсуждения были крайне редки среди профессионалов российского парфюмерного рынка, полностью зависящего от импортных поставок готового парфюма и парфюмерных формул. Теперь же, после ухода иностранных компаний, отечественные парфюмеры включились в борьбу за российского покупателя, более пристально изучая мировой опыт и собственные возможности по созданию парфюмерных формул.
Пока нашим производителям удалось освоить только массовый сегмент, где бизнес строится на копировании популярных образцов, без уникальных разработок. Однако спрос на парфюмерию в нашей стране один из самых высоких в мире, в том числе в более дорогих рыночных сегментах, к которым отечественным компаниям пока сложно подобраться из-за отсутствия в стране нужного сырья и развитой индустрии.
О том, какие задачи стоят перед отечественными парфюмерными компаниями и как преодолеть существующие сложности, «Монокль» поговорил с Кириллом Хайкиным, который недавно стал главным парфюмером фабрики «Новая заря».
— Как в последнее время изменился российский рынок парфюмерии, какие тренды и процессы вы бы отметили?
— Рынок изменился кардинально после того, как ушли западные бренды. Резко увеличилось количество российских брендов на полках магазинов. Появилось много ароматов из арабских стран. Розничные сети стали производить парфюмерию под собственными торговыми марками. Например, «Л’Этуаль», навскидку, процентов сорок своих полок заполнила собственными торговыми марками или продуктами собственной дистрибуции. В меньшей степени это сделали «Золотое яблоко», «Рив Гош», но и у них линейка собственных торговых марок увеличилась.
— Можно ли как-то классифицировать новые русские бренды парфюмерии? Кто их создает?
— Прежде всего, крупные корпорации — производители парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии вкладываются в новые продукты. Например, «Арнест» (в 2023 году компания приобрела бизнес Unilever в России и Белоруссии. — «Монокль») сделала целую линейку парфюмированной продукции — парфюмированные свечи, гель для душа в алюминиевых баллончиках. Старые крупные российские производители косметики и парфюмерии, такие как «Новая заря», «Фаберлик», «Аромапром», тоже нарастили выпуск. Розничные сети создают свои бренды и размещают заказы на производство. Так, у «Л`Этуаль» есть собственное производство в Подмосковье, а некоторые свои СТМ, например Antonio Maretti, компания производит в Италии.
Плюс появилось большое количество небольших локальных компаний, которые начали производить парфюмерию под своими брендами.
— Ассортимент даже наших ведущих производителей — внешний вид и сами ароматы — напоминает ушедшие из России европейские люксовые марки — Chanel, Dior, Guerlain и прочие. Такого рода копирование насколько распространено сейчас?
— Очень распространено. Можно сказать, что это сегодня основной метод создания продукта, прежде всего в дешевом сегменте рынка. Часто даже упаковку копируют и название делают максимально созвучным оригиналу — например, Canal вместо Chanel —и продают по тысяче рублей за флакон. Такие недорогие розничные сети, как «Улыбка радуги», «Магнит косметик», сегодня заполнены этой продукцией. Есть компании, которые аромат копируют, но делают флакон, упаковку, название свое.
Более того, крупные продуктовые сети тоже делают СТМ. Например, «Вкусвилл» запустил набор копий на масляной основе, так как для производства спиртовой парфюмерии нужна соответствующая «спиртовая» лицензия.
— Почему такой наплыв арабской парфюмерии? Почему раньше она была менее заметна на российском рынке?
— Раньше все полки в магазинах были заняты европейскими производителями, арабскую сети брали в очень ограниченных количествах. Представленная сегодня арабская парфюмерия (Armaf, Ajmal, Al Haramain, Widian, Attar Collection) — это в основном качественный продукт, плюс у них тоже есть копии известных европейских ароматов. Они предлагают то, что очень любит российский потребитель: заплатить немного, но чтобы был длинный шлейф, стойкость на весь день. В ОАЭ сложившаяся индустрия производства парфюмерии: у них есть и собственное производство концентратов — парфюмерных масел, и много производителей готового спиртового продукта, довольно дешевая рабочая сила. Арабские марки производят парфюм миллионными тиражами, и поэтому он стоит недорого. В Россию эта парфюмерия завозится по приемлемым ценам.
— Насколько российский рынок парфюмерии интересен для производителей парфюмерии, наших и иностранных?
— Россия — это огромный рынок. В 2024 году российский рынок парфюмерии и косметики превысил триллион рублей и, по прогнозам, в 2025-м вырастет еще на 10–15 процентов. Наши люди пользуются парфюмерией много, даже несмотря на то что средний уровень доходов невысок, имеют по нескольку флаконов, что довольно необычно, например, для многих западных стран.
Главные инвестиции — в бочки с концентратом
— Российские производители проходят сегодня стадию копирования западного продукта. Насколько сложно скопировать аромат и как это происходит на практике?
— Можно, и довольно легко. Скажем так, рядовой потребитель не разберется, где копия, а где оригинал. Я, может быть, и пойму, но и то не всегда. Техника дела такая. Духи — это, грубо говоря, спирт, вода и парфюмерный концентрат, который смешивается из отдельных ингредиентов, или raw materials. Первый этап — покупаем нужный нам аромат, делаем его химический анализ c помощью метода газовой хроматографии — масс-спектрометрии, который позволяет сначала разделить вещества, а потом их идентифицировать и определить их количество. С помощью специального прибора мы уже в компьютере получаем хроматограмму, а из нее список ингредиентов — парфюмерную формулу, в которой видим: сколько добавили в аромат, скажем, масла апельсина, синтетического линолоола, масла кедра и так далее. Имея парфюмерную формулу, можно смешать аромат, практически один в один похожий на оригинал
— Кто этим непосредственно занимается?
— На Западе уже сотню лет существуют крупные концерны, такие как Givaudan, Firmenich, IFF, Symrise и другие, которые производят парфюмерные концентраты — отдушки для косметики и парфюмерии, бытовой химии и ароматизаторов для пищевой промышленности. Особенно авторитетны швейцарские компании — Firmenich, Givaudan: Швейцария традиционно является центром химического синтеза, не случайно там так развита фармацевтика. Эти концерны изготавливают парфюмерные концентраты (отдушки) по техническому заданию заказчика. Заказчиком может быть какой-то известный модный дом: Chanel, Dior, Tom Ford — или чисто парфюмерно-косметические компании: Estee Lauder, Sisley, PUIG, а также небольшие производители парфюмерии и косметики. Концерны либо подбирают композицию для заказчика из готовых вариантов — их у них может быть до ста тысяч, либо составляют формулу с нуля, в соответствии с техническим заданием, и затем изготавливают заказанный объем концентрата. Далее концентрат отправляется на завод для купажирования, упрощенно — для разбавления спиртом и водой, и фасовки во флаконы.
В России до начала СВО крупные концерны продавали сырье всем нашим крупным производителям — фабрике «Свобода», «Арнест», «Сплат», «ЛАБ Индастриз», которая раньше была компанией Henkel, и другим. После введения европейских санкций многие западные концерны были вынуждены уйти с нашего рынка. Российские поставщики парфюмерного сырья стали активнее развивать свой компаундинг — производство готовых парфюмерных композиций из отдельных материалов. Пока это только несколько компаний. Например, Syren — новая компания, оптовый производитель отдушек и парфюмерных композиций, или Kemaclub, которая уже двадцать лет существует на рынке как поставщик косметического сырья и парфюмерных ингредиентов. Теперь она увидела, что ниша для производства парфюмерных концентратов свободна, и начала этим заниматься.
