«Россия — США» на высшем уровне в XXI веке
Почему у Москвы и Вашингтона после развала СССР так и не получилось стать настоящими партнерами

Полвека исполнилось знаменитым Хельсинкским соглашениям, которые зафиксировали глобальный статус-кво, сложившийся после Второй мировой войны, и обладали изначально мощным политическим и юридическим потенциалом. 1 августа 1975 года в столице Финляндии представители 35 стран, включая СССР, почти все европейские страны, а также США и Канада подписали документ, окончательно закрепивший нерушимость послевоенных границ в Европе. В мире доминировали два противоборствующих лагеря, это была эпоха идеологических платформ и холодной войны.
Правда, спустя всего 15 лет договоренности, достигнутые в финской столице, были, по сути, разрушены, когда ФРГ поглотила ГДР. Затем последовало крушение всей мировой социалистической системы и распад стран, входивших в нее, включая сам Советский Союз. Потом было силовое отторжение Косова от Югославии. Мировая политическая система резко, без какого-либо перехода, превратилась в однополярную.
Однако в странах коллективного Запада во главе с единым полюсом почему-то считали «Хельсинки» по-прежнему актуальным документом, а Россия еще многие годы продолжала соглашаться с этой логикой, хотя сами договоренности давно уже стали работать в одностороннем порядке. Иными словами, есть популярная точка зрения, что «эпоха Хельсинки» завершилась лишь в 2022 году, с началом СВО.
А в 2021 году состоялась встреча президентов России и США, которая подчеркнула кардинальные расхождения Москвы и Вашингтона в оценках того, что необходимо далее предпринимать в международной повестке в целом и в двусторонних отношениях, ухудшавшихся много лет и достигших к тому моменту беспрецедентно низкой отметки. О сохранении духа «Хельсинки» речь уже не шла. Достичь понимания лидеры не смогли. Объема багажа двухстороннего партнерства тоже оказалось недостаточно для прорыва, хотя только с начала века, уже после неоднозначных 1990-х, представители двух держав неоднократно встречались, а Владимир Путин и Джордж Буш-младший вообще накопили фантастический опыт внешнеполитических контактов.
«Персональная химия» Путина и Буша-младшего
В 2000-м новый президент России Владимир Путин еще успел пообщаться с американским коллегой, которому вскоре предстояло покинуть Овальный кабинет, — с Биллом Клинтоном. Наиболее заметными плодами контактов стали совместные заявления, касавшиеся сферы стратегической стабильности, нацеленные на снижение взаимных рисков ракетно-ядерного характера и противодействие распространению в мире оружия массового уничтожения. Однако никаких значимых обязывающих соглашений на высшем уровне стороны не заключили.
Куда более длительным и богатым на события было сотрудничество Кремля с преемником Клинтона — республиканцем Джорджем Бушем-младшим. В ходе его правления главы двух держав (до мая 2008 года с американским коллегой общался Владимир Путин, затем «эстафету» принял Дмитрий Медведев) встречались много раз. Круг обсуждаемых вопросов обычно был самый широкий, но ключевые темы — контроль над ядерными вооружениями, борьба с терроризмом, проблемы экономического сотрудничества. А с Путиным Буш вообще на протяжении нескольких лет пребывал в почти постоянном контакте. Только личных встреч они провели 24 — в двустороннем формате и в рамках многосторонних форумов в статусе глав своих государств. Не считая общения посредством телефона и переписки.
В ходе первой встречи Путина с Бушем, состоявшейся 16 июня 2001 года в столице Словении Любляне, два президента затронули тему стратегической стабильности, в том числе проблематику противоракетной обороны (ПРО) в Европе. Американский лидер хотел отказаться от исполнения договора в этой области, заключенного между США и СССР еще в 1972 году, чтобы развернуть в европейских странах НАТО новую американскую систему ПРО, якобы призванную защитить Штаты и их союзников от возможных ракетных ударов «стран-изгоев» — Ирана, Ирака, Ливии и Сирии.
У руководства России такая идея явно не вызывала восторга. В итоге договорились, что обсуждение этого и других вопросов стратегической стабильности продолжится на уровне министров обороны и иностранных дел. Однако ни к каким результатам это не привело. И впоследствии, как замечали наблюдатели, все важные инициативы, которые президенты США и России передоверяли своим помощникам, так и оставались на уровне дискуссий.
Обсуждались в Любляне и вопросы сугубо экономические. Два лидера сошлись во мнении, что потенциал двух стран в этой сфере реализован далеко не полностью. В итоге согласовали, что Москву посетит делегация предпринимателей из США. А Путину, в свою очередь, Буш предложил осенью нанести визит в Вашингтон. Получил ответное приглашение посетить столицу России.
Именно на первой встрече в США, как утверждал впоследствии хозяин Белого дома, он заглянул своему коллеге «в душу» и решил, что тому «можно верить». А Путин вскоре первым из мировых лидеров дозвонился до Буша, чтобы выразить соболезнования по факту террористической атаки на «башни-близнецы» в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.
Усилившийся акцент Вашингтона на борьбе с терроризмом ожидаемо вызывал понимание в Москве: на территории Чеченской Республики продолжалась контртеррористическая операция (КТО). И вот, 21 октября 2001 года на саммите АТЭС в Шанхае представители всех стран-участниц, включая, естественно, США и Россию, приняли совместное заявление по борьбе с терроризмом.
Согласовали также значительное сокращение наступательных ядерных вооружений (сам Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов подписали позже — в мае 2002-го). Буш в очередной раз не упустил возможность указать, что Договор по ПРО от 1972 года устарел, услышав в ответ, что Россия считает соглашение «важным элементом стабильности в мире». А уже 13–16 ноября состоялся первый официальный визит Владимира Путина в США. Поездка увенчалась «Планом совместных действий» в дополнение к шести подписанным ранее заявлениям, который охватывал широкий спектр вопросов двусторонних отношений, включая глобальные угрозы безопасности.