Можно ли защитить бизнес от захвата «наследниками-рейдерами»?

МонокльБизнес

Рейдеры идут по следу

Передача бизнеса, причем не обязательно крупного, по наследству становится делом все более сложным: недовольные родственники, конкуренты, недоброжелатели и просто рейдеры все чаще вмешиваются в этот процесс. А способы вмешательства становятся все изощреннее

Кристина Важенина

Уход бизнесменов из жизни сегодня редко заканчивается мирным разделом имущества и принадлежавших им компаний. Как говорят юристы, трендом в последние годы стал рейдерский захват бизнеса в ходе… вступления в наследство.

В основном некрасивые истории наследования происходят с предпринимателями, чей бизнес сформировался в 1990-е и в начале 2000-х годов. Как правило, у них было несколько браков, дети выросли, и остро встал вопрос передачи дел следующим поколениям. По словам Елены Сагайдачной, адвоката Московской коллегии адвокатов «Лобутев и партнеры», сегодня бизнес-сообщество столкнулось с новой схемой рейдерского захвата бизнеса — через наследников. Часто, несмотря на наличие нескольких детей, наследодатель еще при жизни передает бизнес в управление лишь одному из них. Кажется, что глава семьи уже все решил и компания в надежных руках. Но, продолжает адвокат, после смерти наследодателя начинается передел и фактически рейдерский захват его империи. Претендовать на активы могут наследники по официальной линии, побочные дети, а также интересанты из числа недовольных топ-менеджеров и конкуренты. Любой из них в один момент может решиться на захват бизнеса.

Внезапные наследники

По мнению специалистов, сейчас ни одно крупное предприятие или группа компаний не может считать себя в безопасности после кончины своего владельца. Наследникам надо постоянно держать ухо востро.

Ольга Степанова, адвокат Ленинградской областной палаты адвокатов, предлагает свою классификацию типичных схем «рейдерства через наследство»:

— подставные наследники;

— внезапное завещание (отменяющее предыдущее);

— искусственное банкротство компанииактива;

— давление на наследников с целью отказа от наследства или продажи доли. Есть и другие способы (см. «Рейдерские схемы: основные механизмы).

О драмах, которыми сопровождались наследственные дела бизнесменов Андрея Трубникова (Natura Siberica), Бориса Александрова («Ростагроэкспорт»), мы уже писали (см. «Громких разводов не будет», «Монокль» № 33 за 2025 год). Еще более драматичным был спор между наследниками Дмитрия Босова (группа компаний «Сибантрацит»). Родственники Босова начали подавать друг на друга судебные иски. На момент смерти предприниматель контролировал угольные активы общей стоимостью более миллиарда долларов. Вдова Дмитрия Босова Катерина в 2020 году оформила на себя половину доли бизнесмена в холдинге «Аллтек» (43,285% из 86,57%) как «супружескую». Это вызвало конфликт не только с наследниками, но и с топ-менеджментом. В том же 2020 году другие наследники Босова выиграли суд против его вдовы. Согласно решению суда вся доля Босова в «Аллтеке» должна быть передана в наследственную массу и распределена поровну между родителями бизнесмена, его четырьмя сыновьями, вдовой Катериной и дочерью Бэллой. В результате управление компанией «Сибантрацит» перешло к родителям Дмитрия Босова и сыновьям от первых двух браков.

Дмитрий Босов, основатель группы «Аллтек» (основной актив «Сибантрацит»). Созинов Виталий/фотохроника ТАСС

«Битвы за наследство и активы начинают, как правило, лица, которые при жизни владельца были очень заинтересованы в конкретном бизнесе, но получить его по многим причинам не могли. После его смерти они “выходят из тени”», — поясняет Елена Сагайдачная. Такие люди идут на контакт с одним из «обделенных» наследников и предлагают ему схему завладения бизнесом, обещая значительную долю и/или деньги, продолжает адвокат. Как правило, у крупного бизнесмена есть завещание либо он иначе передал тем, кому хотел, доли в компаниях, например по договору дарения или по брачному договору. Однако это никого не останавливает: рейдеры идут на различные ухищрения, чтобы признать такие документы ничтожными, или оспаривают их в суде.

Споры, когда в круг наследников вдруг врываются незнакомые люди или родственники, о которых ранее не было известно, нередки в адвокатской практике, подтверждает Елена Легашова управляющий партнер адвокатского бюро «Юсланд». И разобраться в том, кто действительно имеет права на крупное наследство, а кто нет, бывает очень непросто. Например, иногда выясняется, что незадолго до смерти бизнесмен неожиданно вступил в брак, никому об этом не сообщив. «В таких случаях мы говорим, что завещание или заключение брака совершалось с пороком воли наследодателя вследствие болезни и приема лекарств или иного воздействия на его психику», — рассказывает Легашова. Юрист подтверждает: бывают случаи, когда «захватчиками бизнеса» выступают законные наследники, даже те, о которых наследодатель не знал при жизни. Они получают долю в компании и начинают делить ее или препятствовать ее нормальной деятельности, чтобы принудить других участников бизнеса к выкупу долей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении