Российские учёные изучают Арктику, чтобы понять будущее Северного морского пути

МонокльНаука

Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике

Новые исследования российских ученых в Северном Ледовитом океане должны дать ответ на вопрос, освободится ли Северный морской путь ото льда в ближайшие годы

Владимир Веретенников

Заменить «живые» наблюдения в Арктике пока невозможно. Как и 88 лет назад, ученые проводят исследования непосредственно на дрейфующем льду

Четыреста километров от географического Северного полюса — и ноль возможностей влиять на выбор маршрута. В таких условиях сейчас находятся российские полярники, которые изучают Северный Ледовитый океан. Экспедиция «Северный полюс — 42», организованная Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ), как и десятки лет назад, работает на дрейфующей льдине, только вместо палаточного лагеря базой для ученых служит уникальное экспедиционное судно — вмороженная в лед платформа, способная выдерживать колоссальное сжатие льдов. В корпус судна вмонтированы специальные датчики, фиксирующие процесс.

Сменить романтику палаток на комфорт кают ученых вынудило глобальное потепление, в первую очередь критическое состояние льда в арктических водах — его подвижки, трещины и разрывы. Из-за этого на время пришлось приостановить многолетнюю программу дрейфующих экспедиций «Северный полюс» (СП), запущенную еще в 1937 году. Тогда четверка советских ученых — Иван Папанин, Евгений Федоров, Эрнст Кренкель и Петр Ширшов — сформировала классический образ полярника, человека, который живет и работает в палатке на льдине, дрейфующей в океане по воле течений и ветров. Каждой новой экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и соответствующий порядковый номер. За 75 лет было создано 40 станций, которые выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, изучали ионосферное и магнитное поля Земли.

Но к 2012 году глобальное потепление в Арктике проявилось в полную силу: площадь льдов в результате летнего таяния сократилась до 3,5 млн квадратных километров (при норме 5,9 млн). В тот год регион потерял рекордное количество снега и льда. В таких условиях создание традиционных постов СП в Северном Ледовитом океане было признано небезопасным. Программа была поставлена на паузу, которая продлилась девять лет.

В результате сложилась крайне неприятная для науки ситуация: регулярных исследований в Арктике в течение всего этого времени фактически не проводилось. Непродолжительные экспедиции не позволяли получить необходимых данных для составления картины климатических изменений. Стало очевидно и то, что заменить «живые» наблюдения на полюсах пока невозможно. Даже орбитальные спутники не справляются с этой задачей: они позволяют видеть распределение льда, но не дают ответа на вопросы о его структуре, подводных течениях, морской флоре и фауне, химическом составе воды, донных рельефах и многом другом.

Льдина — лучший форпост

Дрейфующая полярная станция может попасть в те районы, где установить измерительное оборудование без прямого участия человека крайне проблематично. Поэтому в конце концов программу «Северный полюс» возобновили — но уже на новом технологическом уровне и с учетом изменившихся природных условий. Для этого в 2020 году усилиями Росгидромета, ААНИИ, КБ «Вымпел» и Адмиралтейских верфей была спроектирована и построена ледостойкая платформа, которая стала для полярников одновременно и транспортом, и домом, и исследовательским центром, и даже огромным измерительным прибором. «Мы позаботились о том, чтобы на борту “Северного полюса” присутствовало современное оборудование для анализа воды и грунта, изучения морской биологии и экологии. Это позволяет ученым проводить широкий спектр анализов и исследований прямо на месте, что кардинально сокращает время между сбором образцов и получением результатов», — рассказывает директор ААНИИ Александр Макаров.

Примерно здесь сейчас дрейфует ледостойкая платформа «СП», которой доверена 42-я экспедиция по Северному Ледовитому океану. Расстояние до географического Северного полюса меньше, чем от Москвы до Санкт-Петербурга!

Впервые обновленная экспедиция СП отправилась исследовать океан в сентябре 2022 года и вернулась в Мурманск в мае 2024-го. А уже в сентябре того же года началась работа СП-42 — сейчас она находится в Западном полушарии примерно в 400 километрах от Северного полюса. Недостатка в ученых, желающих на несколько месяцев уйти в арктический дрейф, не было — причем не только среди мужчин, но и среди женщин.

Научная программа нынешней экспедиции включает более 50 исследований по нескольким направлениям: состояние атмосферы, морского льда, океанография, геохимия (химический анализ проб воды, льда, донных осадков и атмосферы), гидробиология (изучение флоры и фауны), геология морского дна, геофизика (изучение ионосферы) и др. Попутно проверяются и прочностные характеристики платформы в условиях переменных нагрузок, создаваемых льдами.

Платформа имеет длину 83,1 метра, водоизмещение около 10 390 тонн и автономность по запасам топлива около двух лет. Она способна развивать скорость до 10 узлов и самостоятельно достигает необходимого места по воде или тонкому льду. Льдину, в которую судно в итоге вмораживается, выбирают по спутниковым наблюдениям: площадка должна быть прочной и достаточно большой. Так, базой для СП-42 стало ледовое поле площадью 165 квадратных километров. На его поверхности рядом с платформой ученые разбили научный лагерь: выгрузили оборудование и транспорт, чтобы проводить исследования, находясь непосредственно на льду.

Всего на борту имеется 17 лабораторий, приспособленных для наблюдений за гравитационным полем Земли, озоновым слоем и атмосферой, для изучения биологии, физики льда. Есть и специальная техника для анализа рельефа океанского дна, которое сегодня исследовано всего на 20%.

Маршрут СП-42 оказался особенно удачным: платформу несет через труднодоступные районы Северного Ледовитого океана — туда, где по сравнению с остальными участками акватории было собрано минимальное количество данных.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Суперапп» национального масштаба «Суперапп» национального масштаба

В России приступили к созданию национального мессенджера

Монокль
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Проводник к звездам Проводник к звездам

Когда появятся гиды для космических туристов и где получить эту профессию

РБК
Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения

Простые тесты, которые помогут понять, насколько вы справляетесь со старением

ТехИнсайдер
Человек уже не тот Человек уже не тот

Как эволюция продолжает нас менять, и нужно ли это человечеству

Вокруг света
Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома

Как скромное начинание выросло в полноценное производство?

Inc.
Непохожая Непохожая

Софья Синицына — о драмеди «Виноград» и о том, как играть на сопротивление

Grazia
Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации

Как работает цифровое сокрытие информации?

ТехИнсайдер
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Круговорот данных в промышленности Круговорот данных в промышленности

Зачем создавать промышленное «озеро данных» для ИИ?

Ведомости
Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня

Истории малого бизнеса, который на ощупь выстраивал управление задачами

Inc.
«Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru «Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru

Книга «Дом моей матери» читается как личное расследование: отрывок

Maxim
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Новая жизнь – это чудо Новая жизнь – это чудо

Наталья Мачарашвили помогла появиться на свет более чем 10 тыс. детей

Лиза
Неприметные живые фабрики Неприметные живые фабрики

Как живые организмы синтезируют токсичные вещества

Наука и жизнь
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Такие деловые: зачем бизнесу этикет Такие деловые: зачем бизнесу этикет

Нужен ли сегодня бизнес-этикет, если можно просто встретиться за чашкой кофе?

Grazia
Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
«Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты» «Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
Что у Intel инсайд? Что у Intel инсайд?

В надежде спасти Intel Трамп покупает пакет компании. Кажется, это жест отчаяния

Монокль
Воронеж: между морем и Москвой Воронеж: между морем и Москвой

Как обычному городу выявить свои баги и сделать их своей фичей

Монокль
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Лето без хита: почему в музыке не хватило героев и при чем тут Морган Уоллен Лето без хита: почему в музыке не хватило героев и при чем тут Морган Уоллен

Год без хита: как музыка ушла в прошлое

Правила жизни
Вместо дефолта — неукротимая инфляция Вместо дефолта — неукротимая инфляция

Мир продолжает жить в кредит, но менять никто ничего не планирует, да и не может

Монокль
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
Когда-то были безделушками, а теперь — сокровища: 5 вещей из СССР, которые сегодня стоят больших денег Когда-то были безделушками, а теперь — сокровища: 5 вещей из СССР, которые сегодня стоят больших денег

Вещи из СССР, которые можно продать и получить за них кругленькую сумму

ТехИнсайдер
Санчо Панса языка Санчо Панса языка

На курсах литературного мастерства учат не разводить словесные кружева

Seasons of life
Свежесть гардероба: как убрать неприятный запах в шкафу Свежесть гардероба: как убрать неприятный запах в шкафу

Сотня ароматизаторов не поможет. Что действительно избавит шкаф от запаха?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении