Поменяли «Буран» на тыквенный латте
Чтобы обычный день москвича задался, по пути на работу ему кто-то должен приготовить тыквенный латте, при входе в метро его должен поприветствовать охранник, а машинист — доставить до нужной станции. Все должно пройти без сбоев и задержек, с утренними приветствиями и пожеланиями хорошего дня. В ближайшем от офиса ресторане нашего жителя столицы встретит администратор, передаст его в руки заботливого официанта, а целая команда поваров приготовит низкокалорийный обед. Вечером наш горожанин воспользуется услугами таксиста, по дороге зайдет в пункт выдачи заказов, где из заботливых рук получит свои товары с маркетплейса. А по дороге домой закажет продукты с доставкой на дом, которые привезет курьер.
Это экономика сервиса. Комфортную жизнь обычного жителя мегаполиса обеспечивают десятки других людей: курьеров, таксистов, бариста, официантов, экспедиторов. Список профессий можно продолжать очень долго. По данным мэрии Москвы, 75% трудовых мест в столице — это та самая сфера обслуживания: банки, телеком, образование, здравоохранение. И конечно, Москва — это постиндустриальная экономика в ее апогее и триумфе. Впрочем, жизнь в крупных городах страны — Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске — по уровню доступности сервиса отличается от московской не сильно.
И Россия в целом, и Москва в частности шла к этому три с половиной десятилетия. «Ради пятисот видов колбасы на полках в магазине советский человек разрушил страну», —так не раз высказывался глава СПЧ России Валерий Фадеев. Ради комфорта и сервиса советский человек принес в жертву геополитические амбиции и стратегические интересы. Потом оказалось, что без этих амбиций и интересов невозможны первенство в науке и технологическое лидерство, но к тому моменту смена «Бурана» на колбасу уже произошла. Поэтому теперь наше право на утренний тыквенный латте неприкосновенно.