Как лаковые шкатулки связаны с современной инфраструктурой

МонокльПутешествия

Палехский «Лен»: неправильный глемпинг или правильный шаг в развитии внутреннего туризма?

Как лаковые шкатулки связаны с современной инфраструктурой

Берт Корк

Палехская лаковая роспись и иконопись — самостоятельный и всемирно известный бренд. И только знатокам известно, что внутри одной техники есть несколько школ — кроме палеха есть мстёра, холуй и федоскинская роспись (по названию деревень, где развивалось это направление). Архив Андрея Самонаева

Открытие еще одного глемпинга не самая интересная новость. За пять лет активного распространения их количество ежегодно удваивалось. По данным Российского союза туриндустрии, сегодня их в стране порядка семисот (а с кемпингами и вовсе больше тысячи). И если поначалу это были исключительно сезонные летние лагеря, то сейчас две трети из них работают круглогодично. Большая часть сконцентрирована в окрестностях городов-миллионников, на Дальнем Востоке, Байкале и Алтае, в Карелии и Краснодарском крае. За это время сложились как единые внутренние правила построения и размещения глемпов, так и весьма широкий диапазон уникальных предложений в дизайне и активностях (мы писали об этом в своем репортаже-исследовании «Глемпинг как оксюморон», «Эксперт» № 38 за 2020 год). И именно с этой точки зрения глемпинг «Лен» в Ивановской области, на окраине поселка Палех, привлек наше внимание: он нарушил сложившийся «Кодекс пиратов Моргана и Бартоломью», писанный для всех новых глемперов. Возник вопрос: это заведомо неудачный проект или за ним стоит какая-то большая идея?

«Добро пожаловать в сказку»

Архив Андрея Самонаева

Зыбкая грань между бабьим летом и золотой осенью — чудесное время по всей России, а в Палехе и вовсе сказочное. Кубики разноцветных избушек и небольших усадеб чинно стоят вдоль чистых дорожек, словно на аляповатом лубке о классической русской деревне. Все утопает в многоцветье осенних садов — вишня и медовая слива уже отошли, зато все завалено яблочной разносортицей, и в каждом доме вас будут убеждать, что их яблоки особенные, каких нет у соседей. Яблоки везде — и на столах в арт-кафе «Палех», куда их из своего сада приносит официантка, и в оладушках на дружеском обеде у художников Саши и Наташи Куркиных, куда нас зазвали прямо с улицы.

Необычные — фиолетовые — купола Крестовоздвиженской церкви в Палехе — это и местная достопримечательность, ниатюры и удобная для приезжих локация для назначения встреч, и повод для гордости местных жителей. Архив Андрея Самонаева

Наглые уточки, за неимением пруда, стоят на одной ножке прямо на бортике фонтана в центре поселка, и над всем этим великолепием возвышаются фиолетовые купола Крестовоздвиженской церкви. А весь Палех словно и сам сюжет с лаковой миниатюры — этот народный промысел здесь градообразующий. Из четырех с половиной тысяч местных жителей около шестисот — художники, а в целом считается, что до четверти населения поселка так или иначе связаны с производством палехской миниатюры.

«Палех» давно является признанным русским брендом — таким же, как, например, гжель, хохлома или финифть. Это стиль и технология декоративно-художественной росписи на папье-маше с рисунком, покрытым лаком, а также иконопись в этом стиле. Наследуют традициям старинного ремесла современные мастера, обучающиеся в местном художественном училище им. М. Горького: большинство из них остаются здесь работать, образуя уникальную культурную диаспору.

В общем, как здесь говорят, «добро пожаловать в сказку!». Именно это сказал при первой встрече генеральному директору ГК DK-project и основателю проекта «Палех Парк» Андрею Самонаеву местный мэр Игорь Старкин.

Лужайка на отшибе

От Москвы до Палеха — пять часов на машине или четыре общественным транспортом (три с половиной — на скоростной «Ласточке» от Курского вокзала до Шуи, еще полчаса — на автобусе, идущем прямо от вокзала). Там неспешным шагом десять минут до окраины поселка — и за крайней усадьбой улицы Корина открывается вид на большую лужайку, на которой стоят несколько брусовых домиков-шкатулочек со скругленными углами — большая веранда, панорамные окна. На заднике возвышается краснокирпичная башня заброшенного льнозавода, давшего название глемпингу.

Кстати будет упомянуть, что принявший первых гостей в начале этого года «Лен» встал на предварительно уже хорошо «унавоженную» областными властями почву. С 2019 года правительство Ивановской области планомерно развивает инфраструктуру доступа к своим малым городам с вековой историей, красивыми традициями, прекрасной природой, а значит, большим туристическим потенциалом. Кинешма, Шуя, Палех, Вичуга, Юрьевец, Плес, Тейково, Фурманов, Гаврилов Посад — приехать сюда теперь стало проще: запущены скоростные электрички «Орлан» и «Ласточка», отреставрирована дорожная сеть, построены новые вокзалы, автостанции и объекты придорожного сервиса.

При этом сам глемпинг на первый взгляд вызовет у специалиста по туризму скорее недоумение. Одно из главных правил выбора локации — «инстаграмная картинка». Поэтому при выборе места учитывается как минимум присутствие водоема, в идеале — горы, водопады, ну хотя бы дикая нетронутая тайга. Считается, что люди едут на красоты дикой природы, с небольшим добавлением «цивилизации» в виде современных развлечений — плот на озере и сетки на деревьях, чтобы лазать, тарзанка, батут, огромные качели на елках. Поставить глемп на обычной лужайке за деревней с видом на руины, кажется, идея так себе.

Второе правило — наличие инфраструктуры гостеприимства: глемпинги принято ставить при уже существующих капитальных отелях с хорошим рестораном, это дает доступ к коммуникациям и достойной кухне. Сейчас этого нет не только у «Льна» — в Палехе вообще нет ни крупных отелей, ни пафосных ресторанов, одни хостелы и кафешки. Все неправильно, все не «по понятиям»…

— Ну да, есть такое, — неожиданно легко соглашается Андрей Самонаев.

Мы сидим на просторной веранде одного из двенадцати домиков, пьем кофе и смотрим на единственную достопримечательность — разноцветно раскрашенную в стиле стрит-арта будку ресепшена. Она органично вписывается в цветовое буйство осенних кустов, обрамляющих территорию. Андрей досадливо морщится и объясняет:

— Мы немного промахнулись с позиционированием. Вот есть слово «глемпинг». Оно всем понятно, его не нужно объяснять. И мы им воспользовались, а теперь не знаем, как уточнить. Понятие «глемпинг» предполагает совершенно конкретный набор — чан, сап, баня, речка, отдых на природе. И эта модель работает. Если из нее выдергивается всего одна составляющая, она перестает работать. А если у вас из любой точки кемпа видно фиолетовый купол Крестовоздвиженского храма и слышно медовый перезвон колоколов — это слабо соотносится с распитием крепких напитков и купанием голышом в пруду после бани. То есть баня, конечно, будет, но пиар-позиционирование нужно в корне менять. Пока ничего лучше, чем «арт-глемпинг», не придумали. Но дело не в обозначении. Дело в том, что мы строим не глемпинг. Мы строим кластер. А «Лен» только первый шаг, пилотный проект, картинка, которую можно показать прямо сейчас.

Чтобы понять, что он имеет в виду, нужно отступить к началу истории и объяснить, почему мы сидим в глемпинге «Лен», а Андрей называется не «владельцем глемпинга», а «основателем проекта “Палех Парк” и в чем между ними разница.

Масштабирование в сторону гостеприимства

Большой бизнес — занятие суетливое и беспокойное. Не сидится предпринимателю на попе ровно никогда. Кризис — нужно диверсифицировать производство. Все в порядке — нужно масштабироваться на всякий случай. Так что трудно сказать, что именно подвигло генерального директора московской группы компаний DK-project Андрея Самонаева обратить пристальное внимание на отельный бизнес — иначе называемый «сферой гостеприимства».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении