Палехский «Лен»: неправильный глемпинг или правильный шаг в развитии внутреннего туризма?
Как лаковые шкатулки связаны с современной инфраструктурой

Открытие еще одного глемпинга не самая интересная новость. За пять лет активного распространения их количество ежегодно удваивалось. По данным Российского союза туриндустрии, сегодня их в стране порядка семисот (а с кемпингами и вовсе больше тысячи). И если поначалу это были исключительно сезонные летние лагеря, то сейчас две трети из них работают круглогодично. Большая часть сконцентрирована в окрестностях городов-миллионников, на Дальнем Востоке, Байкале и Алтае, в Карелии и Краснодарском крае. За это время сложились как единые внутренние правила построения и размещения глемпов, так и весьма широкий диапазон уникальных предложений в дизайне и активностях (мы писали об этом в своем репортаже-исследовании «Глемпинг как оксюморон», «Эксперт» № 38 за 2020 год). И именно с этой точки зрения глемпинг «Лен» в Ивановской области, на окраине поселка Палех, привлек наше внимание: он нарушил сложившийся «Кодекс пиратов Моргана и Бартоломью», писанный для всех новых глемперов. Возник вопрос: это заведомо неудачный проект или за ним стоит какая-то большая идея?
«Добро пожаловать в сказку»

Зыбкая грань между бабьим летом и золотой осенью — чудесное время по всей России, а в Палехе и вовсе сказочное. Кубики разноцветных избушек и небольших усадеб чинно стоят вдоль чистых дорожек, словно на аляповатом лубке о классической русской деревне. Все утопает в многоцветье осенних садов — вишня и медовая слива уже отошли, зато все завалено яблочной разносортицей, и в каждом доме вас будут убеждать, что их яблоки особенные, каких нет у соседей. Яблоки везде — и на столах в арт-кафе «Палех», куда их из своего сада приносит официантка, и в оладушках на дружеском обеде у художников Саши и Наташи Куркиных, куда нас зазвали прямо с улицы.

Наглые уточки, за неимением пруда, стоят на одной ножке прямо на бортике фонтана в центре поселка, и над всем этим великолепием возвышаются фиолетовые купола Крестовоздвиженской церкви. А весь Палех словно и сам сюжет с лаковой миниатюры — этот народный промысел здесь градообразующий. Из четырех с половиной тысяч местных жителей около шестисот — художники, а в целом считается, что до четверти населения поселка так или иначе связаны с производством палехской миниатюры.
«Палех» давно является признанным русским брендом — таким же, как, например, гжель, хохлома или финифть. Это стиль и технология декоративно-художественной росписи на папье-маше с рисунком, покрытым лаком, а также иконопись в этом стиле. Наследуют традициям старинного ремесла современные мастера, обучающиеся в местном художественном училище им. М. Горького: большинство из них остаются здесь работать, образуя уникальную культурную диаспору.
В общем, как здесь говорят, «добро пожаловать в сказку!». Именно это сказал при первой встрече генеральному директору ГК DK-project и основателю проекта «Палех Парк» Андрею Самонаеву местный мэр Игорь Старкин.
Лужайка на отшибе
От Москвы до Палеха — пять часов на машине или четыре общественным транспортом (три с половиной — на скоростной «Ласточке» от Курского вокзала до Шуи, еще полчаса — на автобусе, идущем прямо от вокзала). Там неспешным шагом десять минут до окраины поселка — и за крайней усадьбой улицы Корина открывается вид на большую лужайку, на которой стоят несколько брусовых домиков-шкатулочек со скругленными углами — большая веранда, панорамные окна. На заднике возвышается краснокирпичная башня заброшенного льнозавода, давшего название глемпингу.
Кстати будет упомянуть, что принявший первых гостей в начале этого года «Лен» встал на предварительно уже хорошо «унавоженную» областными властями почву. С 2019 года правительство Ивановской области планомерно развивает инфраструктуру доступа к своим малым городам с вековой историей, красивыми традициями, прекрасной природой, а значит, большим туристическим потенциалом. Кинешма, Шуя, Палех, Вичуга, Юрьевец, Плес, Тейково, Фурманов, Гаврилов Посад — приехать сюда теперь стало проще: запущены скоростные электрички «Орлан» и «Ласточка», отреставрирована дорожная сеть, построены новые вокзалы, автостанции и объекты придорожного сервиса.
При этом сам глемпинг на первый взгляд вызовет у специалиста по туризму скорее недоумение. Одно из главных правил выбора локации — «инстаграмная картинка». Поэтому при выборе места учитывается как минимум присутствие водоема, в идеале — горы, водопады, ну хотя бы дикая нетронутая тайга. Считается, что люди едут на красоты дикой природы, с небольшим добавлением «цивилизации» в виде современных развлечений — плот на озере и сетки на деревьях, чтобы лазать, тарзанка, батут, огромные качели на елках. Поставить глемп на обычной лужайке за деревней с видом на руины, кажется, идея так себе.
Второе правило — наличие инфраструктуры гостеприимства: глемпинги принято ставить при уже существующих капитальных отелях с хорошим рестораном, это дает доступ к коммуникациям и достойной кухне. Сейчас этого нет не только у «Льна» — в Палехе вообще нет ни крупных отелей, ни пафосных ресторанов, одни хостелы и кафешки. Все неправильно, все не «по понятиям»…
— Ну да, есть такое, — неожиданно легко соглашается Андрей Самонаев.
Мы сидим на просторной веранде одного из двенадцати домиков, пьем кофе и смотрим на единственную достопримечательность — разноцветно раскрашенную в стиле стрит-арта будку ресепшена. Она органично вписывается в цветовое буйство осенних кустов, обрамляющих территорию. Андрей досадливо морщится и объясняет:
— Мы немного промахнулись с позиционированием. Вот есть слово «глемпинг». Оно всем понятно, его не нужно объяснять. И мы им воспользовались, а теперь не знаем, как уточнить. Понятие «глемпинг» предполагает совершенно конкретный набор — чан, сап, баня, речка, отдых на природе. И эта модель работает. Если из нее выдергивается всего одна составляющая, она перестает работать. А если у вас из любой точки кемпа видно фиолетовый купол Крестовоздвиженского храма и слышно медовый перезвон колоколов — это слабо соотносится с распитием крепких напитков и купанием голышом в пруду после бани. То есть баня, конечно, будет, но пиар-позиционирование нужно в корне менять. Пока ничего лучше, чем «арт-глемпинг», не придумали. Но дело не в обозначении. Дело в том, что мы строим не глемпинг. Мы строим кластер. А «Лен» только первый шаг, пилотный проект, картинка, которую можно показать прямо сейчас.
Чтобы понять, что он имеет в виду, нужно отступить к началу истории и объяснить, почему мы сидим в глемпинге «Лен», а Андрей называется не «владельцем глемпинга», а «основателем проекта “Палех Парк” и в чем между ними разница.
Масштабирование в сторону гостеприимства
Большой бизнес — занятие суетливое и беспокойное. Не сидится предпринимателю на попе ровно никогда. Кризис — нужно диверсифицировать производство. Все в порядке — нужно масштабироваться на всякий случай. Так что трудно сказать, что именно подвигло генерального директора московской группы компаний DK-project Андрея Самонаева обратить пристальное внимание на отельный бизнес — иначе называемый «сферой гостеприимства».