Инфраструктуре могут помочь корпоративные железные дороги необщего пользования

МонокльБизнес

От Эльги до Сабетты: куда не дотягивается РЖД

Одним из ключевых инструментов развития инфраструктуры могут стать корпоративные железные дороги необщего пользования, способные решать стратегические задачи вывоза продукции без участия федеральных средств

Игорь Смирнов*, Петр Лавриненко**

Однопутная неэлектрифицированная Тихоокеанская железная дорога введена в промышленную эксплуатацию в 2025 году. Начато строительство второго пути. Помимо дороги в 2023 году угольщики построили в поселке Эльга собственный аэропорт

Возможности бюджета и РЖД объективно ограничены: ресурсы направлены на приоритетные социальные и оборонные программы, а развитие Восточного полигона и магистралей общего пользования идет медленнее, чем растет грузовая база. В этих условиях компании — операторы угольных и газовых месторождений, металлургические гиганты создают свои железнодорожные пути, чтобы не зависеть от перегруженных магистралей, повысить эффективность логистики и обеспечить независимость своих поставок от пробок на государственной инфраструктуре.

* Директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ).
** Директор по инфраструктурным финансам ЦЭИ.

Рельсы в тайге

По данным Росжелдора, в России сегодня эксплуатируется более 30 тыс. километров железных дорог необщего пользования. Их владельцы — около 2000 компаний. Среди путей необщего пользования можно выделить несколько крупных линий, которые обеспечивают вывоз грузов разных компаний, имеют широкий стандарт колеи (1520 мм) и достаточно высокий уровень провозной способности (более 5 млн тонн в год):

Обская — Бованенково — Карская (ЯНАО). 572 км. Обеспечивает работу Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения;

Тихоокеанская железная дорога (Якутия, Хабаровский край). 531 км. Железная дорога построена угольной компанией «Эльга» (подконтрольна «А-Проперти»). Вывоз грузов по новой магистрали начался в 2025 году. Единственная изолированная железнодорожная линия, которая нацелена на экспорт грузов на мировые рынки без участия инфраструктуры общего пользования;

Улак — Эльга (Амурская область, Якутия). 360 км. До 2025 года полностью обеспечивала вывоз коксующихся углей с Эльгинского угольного месторождения;

Дудинка — Норильск (Красноярский край). 333 км. С 1937 года обеспечивает работу Норильского горно-металлургического комбината.

Тихоокеанская железная дорога

Среди дорог необщего пользования особенно выделяется проект Тихоокеанской железной дороги (ТЖД), запущенный в эксплуатацию в нынешнем году. ТЖД соединила Эльгинское угольное месторождение в Хабаровском крае с новой портовой инфраструктурой на берегу Охотского моря. Более десятилетия назад по похожей схеме был реализован участок Эльга — Улак, соединивший месторождение с БАМом. То была история не только инженерного подвига, но и экономической драмы: дорога, которая должна была спасти компанию «Мечел», едва не погубила ее (подробнее см. статью «Эльгу взять, патронов не давать», «Эксперт» № 28 за 2014 год).

«Мечел» был вынужден продать Эльгинское месторождение и все активы, с ним связанные. Новый владелец, компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна, быстро оценил, что линия Улак — Эльга и загруженная инфраструктура Восточного полигона, в которую инфраструктура необщего пользования упирается, не позволит значительно нарастить объемы поставок коксующегося угля на мировой рынок, а спрос на эту продукцию на азиатских рынках растет. Поэтому было решено построить прямую магистраль до Охотского моря и порта для отправки угля на экспорт. Таким образом, компания «А-Проперти» обеспечивает себе полную независимость от высокой загрузки Восточного полигона, создав выделенную инфраструктуру для значительного наращивания объема отправок коксующегося угля на мировой рынок.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении