Недообход Хабаровска
Скверная проработка проекта региональной концессии по сооружению платной автодороги — обхода Хабаровска обременила краевой бюджет тремя миллиардами рублей ежегодных расходов. А хабаровчане предпочитают по старинке пробиваться через весь город по пробкам

Пятнадцатого июля 2022 года заработала первая на Дальнем Востоке России скоростная автомобильная трасса. Четырехполосная магистраль категории IБ протяженностью 27,1 км (с развязками и сопутствующими дорогами — почти 53 км), построенная инфраструктурным холдингом ВИС, должна была разгрузить дорожную сеть Хабаровска от транзитных автомобилей, следующих по федеральным трассам «Уссури», «Восток» и «Амур». Первый транспортный ГЧП-проект в ДВФО запускался с большой помпой, получил множество хвалебных отзывов и наград.
Однако спустя три года эксплуатации фактический трафик на обходе Хабаровска отстает от проектного, заложенного в финансовую модель концессии, более чем в два раза, и концедент вынужден доплачивать частной стороне порядка трех миллиардов рублей в год. К огромному сожалению, новая трасса не привела и к сколько-нибудь заметному улучшению автодорожной ситуации в крупнейшем городе Дальнего Востока, 616-тысячном Хабаровске.
Что же пошло не так?
Первый дальневосточный блин
Концессионное соглашение между правительством Хабаровского края (концедент) и ООО «Региональная концессионная компания» (входит в группу ВИС) о реализации проекта обхода Хабаровска было подписано в конце 2016 года. Непосредственное строительство началось через год — в ноябре 2017-го. Первоначальная стоимость проекта оценивалась в 40 млрд рублей, но окончательный объем затрат достиг около 48 млрд, при этом весь перерасход на стадии стройки лег на концессионера, итоговый вклад которого составил 18 млрд рублей (см. график).
Фактически трасса была построена в октябре 2021 года, но принята в эксплуатацию лишь восемь месяцев спустя, когда были устранены многочисленные недочеты, выявленные по итогам строительства.
Изначально прогнозировалось, что интенсивность движения на дороге составит около 25 тыс. транспортных средств в сутки (тсс). Модельные расчеты показывали, что такой трафик по новому обходу позволит сократить внутригородской трафик в Хабаровске на 20%. Расчетная скорость движения по скоростному маршруту закладывалась на уровне 120 км/ч. Число полос движения на новой трассе — четыре, число транспортных развязок — шесть, количество пунктов взимания платы — шесть. Эти параметры должны были обеспечить безубыточность инфраструктурного проекта.
Концессионное соглашение было заключено на 15 лет, из которых 3,5 года — инвестиционная стадия, 11,5 — эксплуатационная стадия. В соответствии с соглашением концессионер обязуется обеспечить софинансирование затрат на строительство объекта; осуществить его строительство и ввод в эксплуатацию; эксплуатировать объект; обеспечить сбор выручки в пользу концедента (Хабаровского края) и после прекращения действия соглашения передать объект краю.
В свою очередь, концедент получает выручку от сбора платы, а затем из этой суммы осуществляет плату концедента, которая состоит из операционной части, покрывающей текущие расходы на содержание и ремонт дороги, долговой части (тело долга, проценты) и акционерной части (доходность концессионера, налоговые платежи). В случае, если выручки оказывается недостаточно для осуществления выплат, эта разница компенсируется из регионального бюджета.
Первые годы эксплуатации объекта принесли шокирующе слабые результаты. В 2023 году интенсивность движения по платному обходу составила 4971 тсс, в 2024-м — 6952 тсс. В нынешнем году трафик вырос до 9942 тсс, но все еще остается более чем вдвое ниже плановой отметки (25 тыс. тсс). Существенного прироста интенсивности практически на треть в 2025 году удалось добиться путем увеличения верхней границы скоростного режима с 90 до 110 км/ч. В дальнейшем такого скачкообразного роста уже не случится. Более вероятен естественный рост трафика темпом не более 2% в год, что соответствует прочим дорожным проектам в России.