Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

МонокльОбщество

Недообход Хабаровска

Скверная проработка проекта региональной концессии по сооружению платной автодороги — обхода Хабаровска обременила краевой бюджет тремя миллиардами рублей ежегодных расходов. А хабаровчане предпочитают по старинке пробиваться через весь город по пробкам

Павел Степанов, руководитель направления автомобильного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ). Петр Лавриненко, директор по инфраструктурным финансам ЦЭИ

Александр Ивантер

Пятнадцатого июля 2022 года заработала первая на Дальнем Востоке России скоростная автомобильная трасса. Четырехполосная магистраль категории IБ протяженностью 27,1 км (с развязками и сопутствующими дорогами — почти 53 км), построенная инфраструктурным холдингом ВИС, должна была разгрузить дорожную сеть Хабаровска от транзитных автомобилей, следующих по федеральным трассам «Уссури», «Восток» и «Амур». Первый транспортный ГЧП-проект в ДВФО запускался с большой помпой, получил множество хвалебных отзывов и наград.

Однако спустя три года эксплуатации фактический трафик на обходе Хабаровска отстает от проектного, заложенного в финансовую модель концессии, более чем в два раза, и концедент вынужден доплачивать частной стороне порядка трех миллиардов рублей в год. К огромному сожалению, новая трасса не привела и к сколько-нибудь заметному улучшению автодорожной ситуации в крупнейшем городе Дальнего Востока, 616-тысячном Хабаровске.

Что же пошло не так?

Первый дальневосточный блин

Концессионное соглашение между правительством Хабаровского края (концедент) и ООО «Региональная концессионная компания» (входит в группу ВИС) о реализации проекта обхода Хабаровска было подписано в конце 2016 года. Непосредственное строительство началось через год — в ноябре 2017-го. Первоначальная стоимость проекта оценивалась в 40 млрд рублей, но окончательный объем затрат достиг около 48 млрд, при этом весь перерасход на стадии стройки лег на концессионера, итоговый вклад которого составил 18 млрд рублей (см. график).

Фактически трасса была построена в октябре 2021 года, но принята в эксплуатацию лишь восемь месяцев спустя, когда были устранены многочисленные недочеты, выявленные по итогам строительства.

Изначально прогнозировалось, что интенсивность движения на дороге составит около 25 тыс. транспортных средств в сутки (тсс). Модельные расчеты показывали, что такой трафик по новому обходу позволит сократить внутригородской трафик в Хабаровске на 20%. Расчетная скорость движения по скоростному маршруту закладывалась на уровне 120 км/ч. Число полос движения на новой трассе — четыре, число транспортных развязок — шесть, количество пунктов взимания платы — шесть. Эти параметры должны были обеспечить безубыточность инфраструктурного проекта.

Концессионное соглашение было заключено на 15 лет, из которых 3,5 года — инвестиционная стадия, 11,5 — эксплуатационная стадия. В соответствии с соглашением концессионер обязуется обеспечить софинансирование затрат на строительство объекта; осуществить его строительство и ввод в эксплуатацию; эксплуатировать объект; обеспечить сбор выручки в пользу концедента (Хабаровского края) и после прекращения действия соглашения передать объект краю.

В свою очередь, концедент получает выручку от сбора платы, а затем из этой суммы осуществляет плату концедента, которая состоит из операционной части, покрывающей текущие расходы на содержание и ремонт дороги, долговой части (тело долга, проценты) и акционерной части (доходность концессионера, налоговые платежи). В случае, если выручки оказывается недостаточно для осуществления выплат, эта разница компенсируется из регионального бюджета.

Первые годы эксплуатации объекта принесли шокирующе слабые результаты. В 2023 году интенсивность движения по платному обходу составила 4971 тсс, в 2024-м — 6952 тсс. В нынешнем году трафик вырос до 9942 тсс, но все еще остается более чем вдвое ниже плановой отметки (25 тыс. тсс). Существенного прироста интенсивности практически на треть в 2025 году удалось добиться путем увеличения верхней границы скоростного режима с 90 до 110 км/ч. В дальнейшем такого скачкообразного роста уже не случится. Более вероятен естественный рост трафика темпом не более 2% в год, что соответствует прочим дорожным проектам в России.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Боевые слоны Боевые слоны

Почему боевые слоны считались идеальным оружием древности?

Дилетант
Торговые войны на металлическом фундаменте Торговые войны на металлическом фундаменте

Мировой рынок металлов переживает историческую трансформацию

Ведомости
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Как закон регулирует ценообразование Как закон регулирует ценообразование

Ценообразование: что на самом деле ограничивает государство и кто за этим следит

Inc.
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой

Киногерои, чье бездействие стало зеркалом тревог и надежд целых поколений

Правила жизни
Жизнь на несколько биографий Жизнь на несколько биографий

В Череповце показывают этюды Василия Верещагина

Weekend
Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин

Как себя вести, если ваша собака в чем-то провинилась?

ТехИнсайдер
Мода со смыслом Мода со смыслом

Российский дизайнер Александра Гапанович о моде и поворотных событиях в карьере

Лиза
Крым: вкусные маршруты Крым: вкусные маршруты

Полуостров – рай для гурманов и любителей гастрономического туризма

Лиза
Фармкомпании поддержали врачей Фармкомпании поддержали врачей

Международные фармкомпании почти на четверть нарастили выплаты медорганизациям

Ведомости
Неуютные дни Неуютные дни

Три книги о семьях, которые несчастливы по-своему

Weekend
Нежные минималисты и футболистка-футуристка Нежные минималисты и футболистка-футуристка

Как современные музыканты и композиторы ломают жанровые барьеры за кадром

Weekend
Разработаны методы генного редактирование смертельно опасных заболеваний мозга Разработаны методы генного редактирование смертельно опасных заболеваний мозга

Ученые успешно применили технологии генного редактирования для коррекции мутаций

ТехИнсайдер
Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды

Те две минуты, на которые можно задержать дыхание под водой, — это предел?

ТехИнсайдер
Человек уже не тот Человек уже не тот

Как эволюция продолжает нас менять, и нужно ли это человечеству

Вокруг света
Будет держаться Будет держаться

Советы для тех, кто отчаялся научиться делать укладку самостоятельно

Лиза
Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду

Как уже сейчас в новинках мира моды проявляются тренды гардероба будущего

Inc.
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы

Несколько рабочих способов вернуть вещам чистый вид после пятен санскрина

ТехИнсайдер
Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой

Почему в мире бесконечных возможностей мы все чаще чувствуем тревогу, пустоту?

Forbes
Автомобили Автомобили

Лучшие автомобили «реального мира» и настоящие произведения автоискусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас «Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас

Художница Анастас о телесности и взаимодействии человека с технологиями

Правила жизни
Живот одобрит Живот одобрит

Чем питаться при синдроме раздраженного кишечника

Лиза
Русские страсти Русские страсти

Об экранизации романа Евгения Водолазкина «Авиатор»

СНОБ
Открыть в приложении