Не проспать газовую ОПЕК
Два месяца, с середины декабря 1949-го по середину февраля 1950 года, провел в России великий кормчий Мао Цзэдун, находясь преимущественно на даче Сталина в ожидании подписания Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР сроком на 30 лет. Для Мао это была первая и самая важная заграничная командировка поcле того, как 1 октября 1949 года он провозгласил создание Китайской Народной Республики. В СССР Мао искал инвестиции и технологии для развития послевоенного Китая.
Спустя 19 лет, в марте 1969-го, начался открытый советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманский, унесший жизни нескольких сотен человек.
Современная внешняя политика крайне динамична. От союза до прямого военного столкновения могут пройти даже не десятилетия, а годы. В динамично меняющемся мире (а после окончания СВО он будет меняться намного быстрее и хаотичнее) сегодняшних союзников может мгновенно разнести по разные стороны: за лидером каждой из стран стоят миллионы граждан, интересы которых порой диаметрально противоположны соседским.
В формирующемся мире страна, с которой России стоит держаться бок о бок, несмотря на внешние изменения и их динамизм, — Иран. Сегодня между Россией и Ираном уже есть устоявшийся военный союз: ничто так не объединяет, как общий враг. При этом у России и Ирана нет общей границы, а значит, нет территориальных претензий, зато есть общий экономический интерес и совпадающий контур внешнеэкономической деятельности.
Так, в прошлом году Иран стал третьей страной в мире по объемам газовой добычи — 255 млрд кубометров, оставив позади и Китай, и Канаду, и Катар. Добыча газа в Иране — это ровный восходящий тренд на протяжении уже 15 лет. И сегодня нет ни одной экономической или геологической причины для его слома. По объемам запасов природного газа Иран в два раза обходит США и уступает лишь России.