На дне хайпа
Поисковый запрос «почему ожидания от технологий не оправдываются» всегда приводит к книге Джеффри Мура «Преодоление пропасти» 1991 года и к кривой «цикла хайпа» (hype cycle, кривая зрелости технологии) исследовательской компании Gartner 1995 года. Смысл обеих теорий прост: от момента изобретения технологии до момента, когда она внедряется в жизнь большинства людей, проходит долгое время, и на этом пути технологию поджидает несколько провалов («пропастей», по Муру). Эти провалы подстерегают технологию в момент, когда она должна распространиться на новую, более многочисленную группу пользователей. Мур выделяет пять таких групп: новаторы (энтузиасты), ранние последователи (провидцы), раннее большинство (прагматики), позднее большинство (консерваторы) и отстающие (скептики). И самая глубокая пропасть отделяет провидцев от прагматиков.
Цикл хайпа как нельзя лучше дополняет эту теорию: мы все раз за разом проходим его с каждой новой якобы прорывной технологией — блокчейном, электромобилями, беспилотниками, впишите свое. Цикл стартует с запуска технологии — ее немедленно подхватывают СМИ, технология, которая якобы перевернет мир, становится горячей темой, ее обсуждают, вокруг нее формируются сообщества энтузиастов, разработчиков, инвесторов и мошенников. При этом на начальной фазе, понятное дело, рабочих продуктов еще не существует, а коммерческая жизнеспособность технологии не доказана. Очень быстро