Лабораторное приборостроение по-русски
Компания «Праймлаб» за семь лет вывела на рынок 120 позиций лабораторного оборудования, в том числе уникальную линейку вакуумных мембранных насосов, и возродила стеклодувное промышленное производство

Нет ничего невозможного для коллектива с интеллектом — примерно таким посылом руководствовалась подмосковная компания «Праймлаб», когда взялась за выполнение нестандартного для себя заказа на изготовление хроматографической колонки, которая используется для разделения компонентов смеси, основываясь на таких свойствах, как полярность, размер молекул и гидрофобность. К разработке изделия привлекли сразу несколько цехов — основная сложность заключалась в том, чтобы совместить стеклянные детали с металлическими, а потом довести качество работы прибора до космической точности. Результат оправдал ожидания: клиент остался доволен, а «Праймлаб» еще раз подтвердил свой уровень профессионализма и технологических возможностей. И то и другое, кстати, стабильно отмечается добрыми словами от ведущих научнотехнических вузов страны, оборонных, фармацевтических и добывающих предприятий, а в 2025 году Российский экспортный центр выдал компании сертификат «Сделано в России».
То, что в стране в 2018 году появилась такая компания, как «Праймлаб», — отчасти чудо, потому что аккумулировать практически с нуля столько компетенций, найти узких специалистов и запустить производство той номенклатуры лабораторного оборудования, которое несколько десятилетий было представлено на рынке чаще всего импортом, — задача архисложная. Но создатели компании, имевшие опыт в управлении бизнесом и продажах химоборудования, с ней справились.
По экспертным оценкам, если в 2021 году импорт лабораторного оборудования в Россию занимал порядка 90%, то в 2024-м уже меньше — до 85%, так как произошел структурный сдвиг в пользу отечественных производителей, которые стали замещать ушедшие с рынка западные компании. Согласно прогнозам аудиторско-консалтинговой компании Kept, потребность в лабораторном и аналитическом оборудовании в ближайшие пять лет будет расти в стране на 9–11% в год и увеличится с 154 млрд рублей в 2024 году до 256 млрд в 2030-м. Драйверами станут технологический прогресс, растущий спрос на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также потребность в точных испытаниях и анализе.
В «Праймлабе» ожидают, что в ближайшие три–пять лет доля российской продукции на этом рынке вырастет до 35– 40%. Это вполне возможно, особенно если все участники рынка будут расти так же стремительно, как стартап из Мытищ: с выручки в 2,9 млн рублей в 2019 году до 150 млн рублей в 2024-м, с арендованной площадки в несколько десятков метров до 2300 квадратных метров собственных площадей, с тестового экземпляра магнитной мешалки до семи линеек оборудования под брендом Primelab в ассортиментной матрице.
О том, как «Праймлаб» постоянно наращивает свой продуктовый портфель на специфическом и довольно узком рынке, как в конкурентной борьбе отодвигает со своего пути импорт и запускает сарафанное радио, «Моноклю» рассказал заместитель генерального директора по производству Павел Кузьмин.

— Порог входа бизнеса в приборостроение довольно высок как по материальным, так и по интеллектуальным затратам. Как вы его преодолели, какой «базой знаний» заручились?
— Создание «Праймлаба» не было спонтанным решением, скорее стратегическим ответом на растущие вызовы технологическому суверенитету страны и пониманием того, что такие критически важные направления, как химия, фарма, образование, нефтехимия, напрямую зависят от импортного научного и лабораторного оборудования. После развала приборостроения в девяностые годы в Россию пришли западные игроки с флагманами в лице немецких компаний Heidolph и IKA, которые быстро подмяли под себя рынок и лидировали на нем вплоть до 2022 года.
Основатели «Праймлаба» и они же инвесторы проекта имели многолетний опыт в продажах химического оборудования и лабораторной посуды, хорошо изучили рынок, видели, что кроме западных компаний в страну начинают активно заходить китайские производители, тогда как отечественных игроков крайне мало и они часто представлены «шапочными» брендами, то есть когда из своего в них только шильдик. Вот и решили запустить собственный производственный проект, собрав в команду людей с разными компетенциями — в разработке лабораторного и научного оборудования, в его техническом воплощении, в продвижении готовых изделий на рынок.
Конечно, создание нового бренда — всегда риск и долгосрочные вложения, ведь, чтобы какой-то прибор вышел в свет, его надо разрабатывать год-полтора, потом испытывать, вносить изменения, продвигать на рынок, забитый китайским товаром, и все это время содержать штат специалистов, выплачивать им зарплату. Можно ли такой проект назвать стартапом? Да никто не захочет стартовать в такой узкой области рынка, как приборостроение, не имея серьезной финансовой поддержки. У «Праймлаба» был крепкий тыл и ресурсы собственников, поэтому и удалось пройти сложный период становления.
— Как вы определились с выбором лабораторных изделий, которые хотите вывести на рынок?
— Когда начали думать над первым продуктом «Праймлаба», то рассуждали так: во-первых, это должно быть изделие, которое закроет определенные пробелы в рынке, а во-вторых, будет необходимо везде, практически в каждой лаборатории, а значит, обеспечит стабильный спрос. Выбор остановили на магнитной мешалке, с нее запустили стартовые разработки, она и пошла первым объектом сарафанного радио для знакомства заказчиков с нашим новым брендом. Постепенно расширяли штат инженеров, технологов, конструкторов, размышляли о том, как локализовать производственные технологии самостоятельно, а не размещать заказы на посторонних заводах либо в Китае. И уже второй шаг — поиск производственной площадки в аренду, где можно не только рассадить персонал, но и установить собственное технологическое оборудование. Этот период длился три года.