Кто, как и для чего сейчас выходит на биржу с небольшими выпусками облигаций

МонокльБизнес

Хватит ли вам места на бирже

Кто, как и для чего сейчас выходит на биржу с небольшими выпусками облигаций и найдется ли на долговом рынке место вашей компании

Алексей Антипин, основатель инвестиционной компании «Юнисервис Капитал».

Рынок так называемых растущих компаний, то есть субъектов МСП или несколько переросших этот этап, начал формироваться в своем нынешнем виде в 2017–2018 годах. Связано это было с ослаблением требований к эмитентам облигаций: объем финансирования, для привлечения которого не требуется проспект ценных бумаг, вырос с 200 млн рублей до 1 млрд, порядок допуска ценных бумаг к торгам был детализирован.

Сделано это было как раз для популяризации долгового рынка среди компаний малой и средней капитализации. И расчет оказался верным: сотни новых имен за восемь лет появились на бирже с облигационными займами.

Из личного архива

Мы стояли у истоков этого процесса, и я очень хорошо помню, как приходилось доказывать собственникам и директорам компаний МСП доступность и перспективность биржевого фондирования. Одним из самых распространенных был и остается вопрос-возражение: «И что, наши облигации кто-то купит?»

Купит, при хорошей подготовке и правильно сформулированных параметрах. Купит — во многом потому, что параллельно с притоком новых заемщиков-эмитентов на биржу активно пошли частные инвесторы.

ВДО: правила игры

В эмиссионной документации в графе «цели привлечения» чаще всего можно найти стандартную формулировку — «пополнение оборотных средств». Но в реальности руководители всегда заранее знают, на что им нужны инвестиции.

Облигации отлично подходят в качестве источника для приобретения основных средств — обновления оборудования, запуска новых линий. Кейсы ООО «Ультра» (завод металлических сеток), ООО «Сибстекло» (крупнейший производитель стеклотары за Уралом) тому подтверждение.

Облигационные средства могут направляться на масштабирование компании — открытие новых филиалов. Например, ООО «Круиз» (сервис внутригородских переводок «Грузовичкофф») направляло средства на запуск своего сервиса в новых городах.

Часто заемные средства направляются на увеличение закупок сырья или товаров. Это позволяет компании не просто пополнить запасы для наращивания производства, но и за счет большого объема сделки снизить себестоимость. Под эти цели привлекали средства на бирже поставщик пищевых компонентов «Селл Сервис» и Новосибирский завод резки металла (НЗРМ). Обе компании смогли, закупив «побольше и подешевле», перепродать сырье или готовые изделия (как в случае с НЗРМ) чуть «позже и подороже», заработав на росте стоимости этого самого сырья.

Совершенно адекватно выглядит и рефинансирование текущего долгового портфеля посредством биржевых механизмов: краткосрочные займы таким образом переводятся в долгосрочные, поддерживая ликвидность. В качестве примера можно привести уже упомянутого эмитента — производителя стеклотары «Сибстекло». Половину средств от выпуска облигаций Сибстекло-БО-П03 компания направила на увеличение запасов сырья и готовой продукции. Вторую часть эмитент использовал для замещения выбывающего по плану кредитного портфеля.

Актуальным в последнее время становится выпуск облигаций не ради собственно денег, а как этап подготовки компании к выходу на IPO. Потому что это позволяет решить сразу две задачи: немного подготовить свою команду к публичности (обязанности раскрывать информацию, коммуницировать с инвесторами) и появиться на радарах у инвесторов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении