Формула успеха для герметиков
Компания «Темонтен» за шесть лет вытеснила с рынка западные герметики в нише деревянного домостроения, став игроком с миллиардным оборотом
Жили три товарища и в 2019 году решили создать бизнес. А он возьми и вырасти за шесть лет с выручки в пять миллионов рублей до миллиарда. История реальная, но на сказочную похожа, а потому сразу напрашивается вопрос об исходных возможностях товарищей — ведь серийным бизнесменам или олигархам нетрудно запустить новое дело. Но нет, здесь все трое долго и упорно работали в найме, на предприятиях, выпускающих лакокрасочную продукцию. Периодически пересекались, беседовали на общие темы, чувствовали себя единомышленниками. И вот на очередной специализированной конференции встретились, поговорили и поняли, что пора новую жизнь начинать. А точнее — открывать собственное производство. Так в городе Фрязино Московской области появилась компания «Темонтен», которая за несколько лет произвела настоящую революцию на рынке герметизирующих материалов.
Сегодня в активе ГК «Темонтен» три производственные площадки, оснащенные передовым оборудованием. На Заводе промышленных герметиков выпускают герметики на акриловой, акрил-силиконизированной, гибридной основах, линейку МS-полимеров, а также широкий ассортимент всевозможных шпатлевок, грунтовок, лаков, пропиток, огнезащитных составов. На лакокрасочном заводе «Вира» производят лакокрасочные материалы со специальными свойствами. А третья площадка, которую планируют юридически объединить со второй, специализируется на выпуске различных смесей и добавок для химической промышленности. Еще у «Темонтена» есть собственная аккредитованная лаборатория, где разрабатываются рецептуры и проводятся научные исследования, которые и являются главной движущей силой предприятия в борьбе за рынок. В июне 2025 года вся продукция компании успешно прошла экспертизу и была внесена в реестр Минпромторга России — как произведенная в РФ.
По собственным оценкам компании, они занимают в сегменте строительных герметиков более 15% рынка, являются бесспорными лидерами в нише герметиков для деревянного строительства. При этом весь рынок герметизирующих средств включает гораздо больше направлений, он оценивается примерно в 80 тыс. тонн и 20–30 млрд рублей, и компании еще предстоит его освоить.
О том, как товарищам удалось с нуля построить такое успешное производство, как они научились создавать аналоги импортных материалов, по качеству превосходящих оригиналы, «Моноклю» рассказал коммерческий директор ГК «Темонтен» Андрей Сухоруков, которому, кстати, год назад министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов присвоил звание «Почетный химик».
— Андрей Евгеньевич, надо обладать смелостью и уверенностью в себе, чтобы так резко переменить жизнь и втроем взяться за воплощение столь непростого проекта…
— У каждого из нас за плечами был свой многолетний опыт работы в отрасли, каждый был специалистом в своем деле. Я с 2005 года занимался продажами лакокрасочных материалов, хорошо знал рынок, мои товарищи имели технологические знания о выпуске определенных линеек герметизирующих материалов и разработке лакокрасочных материалов. Вот мы и объединили свои компетенции, скооперировались и решили для начала открыть компанию по производству герметиков. Сознательно выбрали это направление, хотя герметики — более сложный продукт в производстве, чем водно-дисперсионные краски, но ниша более свободная, а материалы востребованные.
Если говорить про инвестиционную модель нашего бизнеса, то тут все просто: вкладывали свои накопления, брали кредиты — на себя, на личные цели, на бизнес пытались взять. Как говорится, наскребали с миру по нитке и все эти деньги направляли на закупку оборудования и первоначальную аренду помещений. На организацию первой производственной площадки ушло порядка 30 миллионов рублей. Первую продукцию тоже изготавливали своими силами — замешивали герметики, краски, были рабочими, разработчиками и менеджерами по продажам. Это потом стали привлекать людей, когда с заказами уже не справлялись.
Конечно, еще мы намучились при заказе оборудования. То, что предлагалось на рынке, совсем не подходило под наши требования для производства материалов. Поэтому тесно взаимодействовали с конструкторами и разработчиками оборудования, доносили до них свои идеи, пожелания, что нужно учесть, на какие моменты и нюансы обратить внимание. Сложно было именно в плане времени и контроля, чтобы сделали все как надо. Основную часть оборудования заказывали у российских производителей, с ними утверждали схемы и боролись, пока не добивались своего. На тот момент было еще в продаже европейское оборудование — что-то взяли у них, что-то в Китае.
— Какие материалы вы запустили в производство первыми и чем они отличались от присутствующих на рынке?
— Мы сконцентрировались на герметиках, выполненных на разных основах. На акриловых герметиках — для светопрозрачных конструкций, окон, межпанельных швов, строительства и ремонта. Потом полиуретановые герметики, одно- и двухкомпонентные, сочетающие в себе свойства клея и герметика, — для герметизации швов, стыков и соединений. Запустили линейку гибридных герметиков на основе MS-полимеров — для герметизации и гидроизоляции различных поверхностей. Еще полисульфидные тиоколовые герметики на основе жидкого тиокола — для заделывания трещин и стыков в панельных и блочных домах, для долговременной герметизации швов и щелей при установке стеклопакетов. Начали выпускать силиконизированные гибридные герметики, к примеру силиконо-акриловые, сохраняющие свойства обоих компонентов, — для герметизации стыков и трещин в различных областях строительства.
Как мы их делали? Пошли по пути импортозамещения. Объясню почему. Денег у нас было немного, а конкуренция на рынке очень высокая. Мы начинали с нуля, тогда как свой товар везде предлагали серьезные компании с именем и нам надо было как-то с ними конкурировать. Что мы могли им противопоставить? Только свой профессионализм в плане разработок и личного опыта, организационных способностей. Вот мы и брали самые востребованные на рынке герметики и создавали их аналоги. К примеру, профессиональные герметики для деревянного домостроения производства США и Европы. Мы выпускали их аналоги со схожими свойствами, но при этом старались сделать чуть получше, адаптированными под российский климат — эластичными, с более высокой деформативностью. Иностранные производители поставляли на наш рынок свои стандартные продукты, но в России больше климатических зон, да и в целом климат суровее, чем в Европе. Но им это было не важно, а отечественным потребителям — очень важно. Вот мы и разрабатывали материалы с нужными свойствами, заодно делая их доступными по цене — чтобы у людей был интерес покупать у нас.
