Дальний Восток: территория противоречий
Дальний Восток объявлен приоритетным направлением национального развития. Но, несмотря на мощный инвестиционный импульс, округ пока остается транспортным коридором для экспорта и страдает от оттока населения

Последнее десятилетие стало для Дальневосточного федерального округа (ДФО) временем беспрецедентного внимания и инвестиций со стороны государства. Округ, занимающий 40% площади России, Владимир Путин объявил национальным приоритетом на весь XXI век на первом Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в 2015 году. Статус «стратегически значимого региона» был вновь подтвержден президентом на десятом, юбилейном, ВЭФ, который прошел 3–6 сентября 2025 года во Владивостоке на острове Русский.
Но за десять лет многое изменилось. И если в 2015 году на ВЭФ «Газпром» подписывал контракты с немецкой газовой компанией Wintershall, австрийской OMV и давал старт проекту магистрального газопровода «Северный поток — 2», а американская кинозвезда Памела Андерсон участвовала в ходе форума в благотворительном аукционе в поддержку редких видов животных, то в 2025 году все выглядит куда скромнее: громких контрактов не случилось, обсуждали в основном инфраструктуру и людей.
Рост экономики
Экономика Дальневосточного федерального округа все это время росла. Полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев заверил Владимира Путина, что по всем основным показателям Дальний Восток существенно опережает другие территории. Доходы субъектов региона выросли за десять лет в 2,4 раза.
Точных цифр он не назвал, но реальный рост может быть даже выше. По данным Росстата, с 2014 по 2024 год ВРП девяти регионов Дальневосточного федерального округа вырос в три раза — с 3,2 трлн до 9,7 трлн рублей.
Более трети всех доходов ДФО приходится на добычу полезных ископаемых. На Дальнем Востоке сосредоточено 100% добычи вольфрама и олова, 80% — алмазов, 60% — золота и серебра.
Одновременно Дальний Восток удерживает лидерство по стране по темпам роста инвестиций в основной капитал.
Находящийся в ведении Министерства по развитию Дальнего Востока Восточный центр государственного планирования подсчитал, что к 2023 году объем инвестиций в основной капитал в регионе составил 11,3 трлн рублей, увеличившись за пять лет на 60%, это вдвое превышает показатель по всей стране.

Однако директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, академик Валерий Крюков в своей статье «Пространственный маневр на Восток: факты, барьеры, решения» пишет, что приоритет региона отразился лишь в лидирующих позициях по инвестициям в основной капитал, что стало результатом активных государственных вложений. Но эти вложения, по его мнению, почти не повлияли на темпы роста экономики. Рост валового регионального продукта ДФО в 2022– 2024 годах был ниже среднероссийского, а рост промышленного производства чуть превысил средний по стране, отмечает ученый.
Экономика ДФО крайне неоднородна. 70% ВРП приходится на четыре сырьевых региона, которые и показывают опережающий рост. Развитие большинства других субъектов ДФО, где проживает основная часть населения, идет более медленными темпами, близкими к средним по стране.
Внутреннее неравенство ярко проявляется в показателе ВРП на душу населения. Формально в среднем по ДФО он существенно превышает общероссийский уровень — в 2023 году почти 1,3 млн рублей на душу населения при среднем по России в 1 млн рублей. Но достигается это за счет аномально высоких значений в малонаселенных нефтегазовых территориях. А в крупных населенных регионах, например в Приморском и Хабаровском краях, этот показатель находится на среднероссийском уровне (Чукотский АО в 2023 году — 3,9 млн рублей, Приморье — 1 млн рублей, Хабаровский край — 0,99 млн рублей).
При этом стоимость жизни в ДФО выше. Как сказал на ВЭФ замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Виталий Алтабаев, здесь дороже продукты и услуги: «Выражаясь простыми словами, предприниматель в центральной или в западной части страны, заработав свою чистую прибыль, потратит ее на свои нужды с большей эффективностью, чем на Дальнем Востоке».
«Закрытие европейских рынков и переориентация внешних связей̆ РФ на восточных партнеров не стали фактором опережающего роста востока страны», — констатирует Валерий Крюков.
Проблемой, по мнению Крюкова, является дисбаланс, когда вся деловая активность сосредоточена в европейской части страны, трудовые ресурсы мигрируют с востока на запад — с территорий, специализирующихся на добыче сырья, в регионы, которые ориентируются на переработку. А Дальний Восток и Сибирь остаются инфраструктурным коридором для обслуживания экспортных потоков.
Ученый говорит, что проблемами для региона остаются огромные расстояния, очаговый тип расселения и слабое развитие внутрирегиональных связей «север — юг». Он имеет в виду, что из-за сурового климата жизнь на востоке России сосредоточена на юге макрорегиона, а ресурсы находятся на севере. Существующие железные дороги (Транссиб и БАМ) идут вдоль юга (с запада на восток), но почти нет дорог, ведущих на север. Это мешает связать ресурсы севера с промышленностью и людьми на юге. Из-за чего юг не может полноценно служить базой для освоения севера.
В Минпромторге с этим фактически согласны. «Главным вызовом является то, что исторически большая часть технологических предприятий сконцентрированы в европейской части России. Дальнему Востоку нужно выстраивать всю цепочку, от сырья до производства компонентов и конечной продукции», — заявил на форуме замминистр промышленности и торговли Роман Чекушов. По мнению чиновника, предприятиям округа стоить обратить внимание на сырьевые проекты, которые сейчас реализуются на территории ДФО, — освоение Баимской рудной зоны и Удоканского месторождения. Горнорудная добыча нуждается в средствах автоматизации, комплектующих, запчастях, чтобы обслуживать оборудование, и этим должна заняться промышленность ДФО.
К слову, ввод в эксплуатацию Баимского ГОКа намечен на 2029 год, если компания сумеет решить проблему с электроснабжением. Первая очередь Удоканского ГМК уже работает, запуск второй очереди намечен на 2028 год.
Директор Института экономических исследований ДВО РАН Артем Исаев подчеркивает, что внушительная часть инвестиций на Дальнем Востоке направляется в строительство инфраструктуры и в «мегапроекты». «Отдача от инфраструктуры может быть только косвенной. Применительно к Дальнему Востоку инфраструктурные инвестиции — это, по сути, инвестиции в увеличение “пропускной способности” территории», — рассказал он «Моноклю».
К мегапроектам Исаев относит судостроительную верфь «Звезда», а также газохимические проекты «Газпрома» и «Сибура» в Амурской области. «Верфь выпускает нишевую продукцию, характеризующуюся длительным производственным циклом, к тому же спрос на нее довольно ограничен. Газохимические же проекты, несмотря на внушительные объемы инвестиций, до сих пор не запущены на проектную мощность», — объясняет ученый.
«Высокотехнологичная оборонная промышленность, имеющаяся в округе (и выпускающая также и гражданскую продукцию), функционирует в собственном “контуре” и каких-либо “импульсов” на локальное экономическое окружение практически не продуцирует», — считает Артем Исаев.