Блогеров поймали на успех
Трансляция своей жизни в интернете превращается в жестко регулируемую индустрию с четкими фискальными рамками, где любые попытки скрыть доходы наказуемы

Российская блогосфера переживает период кардинальных изменений. Не секрет, что за последние 15 лет блогерство стало полноценной отраслью и начало приносить серьезную прибыль. Как следствие, то, что еще недавно было зоной относительной свободы и творческого самовыражения, сегодня превращается в жестко регулируемую индустрию с четкими рамками, в том числе фискальными.
Если «Инстаграм» (принадлежит запрещенной в России Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ)) стал фактически теневой зоной, то «Телеграм», наоборот, превратился в образец формализации рекламного рынка, считают специалисты. С 2025 года заработал механизм, который напрямую связывает доходы блогеров и контроль со стороны государства. Любая реклама, размещенная в канале, должна фиксироваться в Едином реестре интернет‑рекламы (ЕРИР). Это обязательное требование закона «О рекламе», и его невыполнение влечет административную ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ.
По словам учредителя коллегии адвокатов Московской области «Цуканов, Пономарева и партнеры» Елены Пономаревой, доходы от рекламы самых популярных блогеров сегодня достигают сотен миллионов рублей в год. Параллельно заработкам инфлюенсеров, растет и количество судебных дел о неуплате налогов — за 2024 год оно увеличилось на 70–80% (данных по 2025 году еще нет). ФНС стала активно проверять бизнес-процессы блогеров, а остальные силовые структуры активно подключились к обелению этого рынка. Самый известный пример — дело автора «Марафона желаний» Елены Блиновской, которая стала первым блоге‑ ром, оказавшимся в СИЗО за неуплату налогов. В итоге бизнес-леди заплатила в 2024 году более 140 млн рублей налоговых задолженностей и, кроме того, по‑ гасила долг по НДФЛ на сумму более 320 млн рублей. Тем не менее суд признал ее виновной в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, отмывании де‑ нежных средств, неправомерном обороте средств платежей и приговорил к пяти годам колонии общего режима.
По данным заместителя руководите‑ ля Роскомнадзора Владимира Логунова, в 2024 году блогеры заработали на рекламных размещениях 42 млрд рублей. При этом объем рынка вырос на 35%. Количество рекламораспространителей увеличилось на 20%, это более 500 тыс. участников рынка.
При этом блогеры с высокими доходами подпали под прогрессивную шкалу НДФЛ: напомним, если раньше все физические лица платили единые 13%, то теперь ставка может достигать 22% в зависимости от годового дохода. Для инфлюенсеров с миллионными оборотами это означает существенное сокращение прибыльности.
Специалисты констатируют: государство методично выстраивает систему контроля над доходами создателей контента, используя как прямые запреты, так и сложные механизмы налогового администрирования. Так, с 1 сентября 2025 года вступили в силу поправки в федеральные законы «О рекламе» (в статью 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ добавлен пункт 10.7) и «О противодействии экстремистской деятельности». Согласно этим поправкам, размещать рекламу на ресурсах организаций, которые признаны нежелательными или экстремистскими, запрещено.
По словам Елены Пономаревой, за соблюдением новых норм будут пристально следить не только налоговая, но и ФАС, Роскомнадзор, а также силовые ведомства. Кроме того, пользователи контента, если им что-то покажется неприемлемым, теперь могут отправлять жалобы на блогера, например, в госорганы и в Центробанк. С учетом того, что работать с крупными рекламодателями в «Телеграме» теперь нельзя без ERIDмаркировки рекламных роликов и внесения сделок в Единый реестр интернет-рекламы, получаем следующее: рынок рекламы в соцсетях оказался зажат в тиски между Роскомнадзором и ФНС: РКН контролирует содержание, ФНС — денежные потоки.
Плата за популярность
«Теперь блогер-десятитысячник, распространяющий информацию на российскую аудиторию, не имеет права без регистрации в РКН транслировать рекламу, размещать ссылки на донаты, и разумеется, нельзя распространять запрещенную в РФ информацию, — рассказывает Елена Пономарева. — Блогерам, не соблюдающим требования закона, будут блокировать их аккаунты по требованию РКН». Важно и то, что остальным пользователям запрещены репосты информации из незарегистрированных каналов. Нововведения касаются: ютуб- и телеграм-каналов; пабликов в “ВКонтакте” и “Одноклассниках”; аккаунтов в TikTok, Twitch, Pinterest, Yappy, Likee; блогов на платформах LiveJournal и “Пикабу”; каналов в “Дзене” и Rutube», — перечисляет учредитель «Цуканов, Пономарева и партнеры».
«Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» в 2025 году окончательно превратился в «зону риска» для тех, кто пытается зарабатывать на рекламе. С 1 сентября действует прямой запрет на рекламу на ресурсах, которые официально ограничены в России. «Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» заблокирован, и это означает, что любой рекламный призыв на этой платформе нарушает закон. То же самое относится и к «Фейсбуку», так как обе площадки принадлежат запрещенной компании Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ).
Особенность сферы инфобизнеса в том, что она довольно молода по срав‑ нению с другими отраслями, говорит Наталья Коновалова, бизнес-адвокат Палаты адвокатов Самарской области, член Палаты налоговых консультантов. Так что многие предприниматели, не имеющие большого опыта в бизнесе, допускают ошибки, применяя схему дробления и фактически попадая в сферу пристального внимания налоговиков. «Налоговые органы сейчас работают планомерно. Они намечают определенные сферы деятельности на каждый год и пристально изучают компании и предпринимателей, работающих в этой сфере. Блогеры сегодня — это точка притяжения для фискальных органов, потому что они ведут публичный образ жизни», — предупреждает специалист.