Судоверфи Балтийской акватории помогут преодолеть дефицит грузового флота

МонокльБизнес

Балтика на волне

Судоверфи Балтийской акватории помогут преодолеть дефицит крупнотоннажного грузового флота, включая атомные ледоколы и суда высоких ледовых классов

Сергей Кудияров

Атомный ледокол «Якутия», четвертое судно проекта 22220, спущен на воду в ноябре 2022 года, заступит в эксплуатацию в составе «Атомфлота» в декабре 2024-го. Пятый и шестой ледоколы проекта, «Чукотка» и «Ленинград», находятся в процессе изготовления на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Фото: Валентин Егоршин/ТАСС

В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе в интересах «Атомфлота» (структура «Росатома») заложено судно для обслуживания атомных энергоустановок арктических морских судов. Судно ледового класса Arc5 предназначено для выполнения полного комплекса работ по перезарядке реакторов атомных ледоколов и плавучих сооружений с ядерной силовой установкой.

Балтзавод забит сегодня заказами под завязку. Как и большинство других судостроительных предприятий балтийского кластера — с ядром в Санкт-Петербурге и важными активами в Ленинградской и Калининградской областях. Причем важно подчеркнуть, что речь идет не только о судостроительных и судоремонтных предприятиях. Сборка современных судов — финальное звено сложных технологических цепочек, в которые вовлечены десятки производителей силовой, механической, электронной, навигационной «начинки» судов и кораблей. Ну а «мозг» балтийского и всего российского судостроительного кластера — Крыловский государственный научный центр — флагманский исследовательский и инжиниринговый институт по судостроению.

Санкции как стимул к развитию

Ситуацию в российском судостроении и до эпохи санкций трудно было назвать благополучной. В 2021 году 1800 судов суммарным дедвейтом около 3,4 млн тонн, или 42% российского морского флота, ходили по 25 лет и больше. По некоторым типам судов ситуацию можно назвать критической. Например, на «старичков» 25 лет и старше в России приходилось 95% (по дедвейту) рыбопромыслового флота, 82% рефрижераторных судов, 77% пассажирских, 56% судов для генеральных грузов. Средний возраст работающих судов в нашей стране достиг 27 лет, тогда как в крупных морских державах он не превышал 15 лет.

Любопытно, что экстренно собранный Россией «серый» танкерный флот для обхода санкционных ограничений в отношении морских поставок нашей нефти еще больше ухудшил возрастные показатели российского коммерческого флота («серый» флот, который судовым брокером BRS оценивается в 787 судов суммарным дедвейтом 93,7 млн тонн — более 13% мирового танкерного флота, составили как раз древние суда, предназначенные к списанию), и тем не менее со своей задачей обнуления нефтяных санкций справился блестяще.

Санкционный запрет на поставки в Россию судов и высокотехнологических оборудования и компонентов для их сборки — отличный стимул для развития судостроительной отрасли и формирования независимости страны от поставок из недружественных стран. Прежде всего это касается гражданского крупнотоннажного судостроения. Этот класс судов редко строили даже в СССР, предпочитая закупать уже готовые изделия в странах СЭВ — Германии, Чехии или дружественной тогда Финляндии.

Сегодня крупнотоннажные морские транспортные суда в России могут строить пять верфей. При этом помимо дальневосточной СК «Звезда» — новой верфи, заложенной специально для гражданского судостроения, — это керченский судостроительный завод им. Б. Е. Бутомы, «Севмаш», Адмиралтейские верфи и Балтийский завод. Последние четыре верфи имеют большую историю, но и преимущественно военный уклон. Все верфи загружены заказами, как гражданскими, так и оборонными, до 2031–2035 годов.

Сегодня дефицит флота наиболее остро ощущается в секторе крупнотоннажных судов. По официальным данным, в 2021 году в России было перевезено 835 млн тонн грузов на 760 транспортных судах, из которых под отечественным флагом ходило 160. Около 600 судов покинули российский рынок в 2022 году после введения иностранных санкций.

При этом к 2035 году, как ожидается, объем грузоперевозок достигнет 1,3 млрд тонн. Для перевозки такого объема России потребуется флот из 1194 судов общим дедвейтом 71 млн тонн, подсчитали в АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС). Часть судов уже строится, как в России, так и в Китае, но и с учетом этого (если сроки строительства на отечественных верфях не сдвинутся, а заказ в Китае не подпадет под санкции) дефицит крупнотоннажных морских транспортных средств к 2035 году может составить до 600 единиц общим дедвейтом около 36 млн тонн. То есть уже сейчас мы не знаем, откуда на горизонте десятилетия возьмется каждое второе крупнотоннажное судно.

По оценкам экспертов, строительство крупнотоннажного флота необходимыми темпами возможно лишь в том случае, если будут глубоко модернизированы имеющиеся мощности и построена новая глубоководная верфь в Балтийском бассейне. Ясности по последнему проекту пока нет. Один из вариантов — создание «распределенной верфи» с участием в кооперационной цепочке нескольких действующих предприятий отрасли и финальная сборка судов на Кронштадтском морском заводе.

Новые катамараны проекта 04580 «Котлин» производства Средне-Невского судостроительного завода обслуживают пассажирскую линию Санкт-Петербург — Кронштадт

Для постройки судна требуются материалы и комплектующие, оборудование, в частности навигационные системы, двигатели высокой мощности и процессоры, валолинии, валогенераторы, которые поставляли в основном иностранные производители, такие как Wärtsilä, MAN, Mitsubishi и Yanmar. В условиях глобализации судостроители пошли по кратчайшему пути и закупали до 95% всех комплектующих за рубежом. Минпромторг к началу 2022 года оценивал долю импортного оборудования в 70%. Причем все технологически сложные изделия, такие как двигатели, силовые установки, системы навигации и связи, большая часть палубной и крановой техники, а также спецоборудование ввозились из-за рубежа. Оставшиеся 30% — это корпус и несложные металлоконструкции российского производства.

По мнению отраслевых экспертов, опыт работы с китайскими и турецкими поставщиками позволяет решить задачи и по выбору энергетической установки, а также других систем и устройств. Такие известные марки, как Weichai, Yuchai, SJMATEK, JMC, Gurdesan, Aksis, хорошо зарекомендовали себя на судостроительном рынке и могут сгладить шок на первое время, до решения задач по полноценному импортозамещению судового оборудования в России.

Среди российских компаний, активно работающих над импортозамещением, а также производящих оборудование под собственной торговой маркой, проектировщики отмечают таких производителей судовых двигателей, как «Промышленные компоненты КамАЗ», успешно работающие совместно с Weichai Group, SJMATEK Marine Machine Co. и локализующие продукцию этих предприятий на территории России; «СПиТ» по судовой мебели, зашивке и изоляции; «Палфингер кран рус» — по производству кранов; «Силовые машины», ПКФ «Лентранс», ПСК «Ладога» — по палубному оборудованию.

Успешно решены вопросы по замещению импортных комплектующих электрооборудования и автоматики продукцией российских компаний НТИ, «ВНИИР-Прогресс». Реальной альтернативой известному производителю красок Jotun стали «Русские краски» и ИНЕЛКА.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Антифашисты в немецких мундирах Антифашисты в немецких мундирах

Заговор против Гитлера окончился двойной неудачей

Дилетант
«Маркетплейс — это не просто программа для компьютера и торговая точка» «Маркетплейс — это не просто программа для компьютера и торговая точка»

Как и зачем регулировать электронные торговые площадки?

Монокль
Восемь мифов о правильной еде Восемь мифов о правильной еде

Давно опровергнутые, но устоявшиеся представления о правильной еде

Здоровье
Расчеловечивание — это звучит гордо Расчеловечивание — это звучит гордо

Как Евгений Юфит перевел русский кинематограф безжалостности на новый уровень

Weekend
«Красная книга – это не просто книжка с картинками» «Красная книга – это не просто книжка с картинками»

Чем ценны суслики, почему важно их изучать и зачем надо их охранять

Наука
В гостях у Angry Birds В гостях у Angry Birds

О чем щебечет западный край страны – Куршская коса?

2Xplore
Как предотвратить измену в молодом, среднем и зрелом возрасте? Как предотвратить измену в молодом, среднем и зрелом возрасте?

Что толкает нас за пределы пары и можно ли избежать неверности?

Psychologies
Первый молочный Первый молочный

Обзор АПК Республики Татарстан

Агроинвестор
Ароматные звёздочки в саду Ароматные звёздочки в саду

Эти удивительные цветы-звёзды можно вырастить в саду в средней полосе России

Наука и жизнь
В расцвете чувств В расцвете чувств

Летний сезон богат на события и неожиданные повороты в судьбе.

Лиза
Нога в туннеле Нога в туннеле

Судмедэксперт Клас Бушманн приоткрывает тайны своей мрачной профессии

P.I.C. Partner In Crime
Скворцов. Плотников. Горошко Скворцов. Плотников. Горошко

Плотников, Скворцов и Горошко на реабилитации после шоковой психотерапии

Собака.ru
Юрма Юрма

Древний финно-угорский суп, в основе которого – смешение двух бульонов

КАНТРИ Русская азбука
«Призрачный свет» и другие фильмы о созидательной силе искусства «Призрачный свет» и другие фильмы о созидательной силе искусства

4 вдохновляющих фильма о целительной силе искусства

СНОБ
Я всегда с собой беру... Я всегда с собой беру...

Несколько простых, но неочевидных средств, которые выручат в экстренной ситуации

Новый очаг
О строении нашей галактики О строении нашей галактики

Не все знают, что у Млечного Пути есть два диска со спиральными рукавами

Наука и Техника
5 простых шагов, которые помогут оправиться от развода 5 простых шагов, которые помогут оправиться от развода

Пять простых шагов, которые помогут легче адаптироваться к жизни после развода

Psychologies
«Услужливая диктатура» и крупный капитал: 12 лет вместе «Услужливая диктатура» и крупный капитал: 12 лет вместе

Отношения германского национал-социализма и крупного капитала были не простыми

Дилетант
Созидать Россию снизу Созидать Россию снизу

Как генерал Врангель и премьер Кривошеин землю делили

Дилетант
Журнал Time опубликовал рейтинг «100 величайших мест мира — 2024»: что вошло в список Журнал Time опубликовал рейтинг «100 величайших мест мира — 2024»: что вошло в список

Журнал Time составил список из 100 самых лучших мест на Земле

Maxim
В АКРА оценили длительность перегрева российской экономики В АКРА оценили длительность перегрева российской экономики

Перегрев экономики в России может пойти на спад уже в ближайшие месяцы

Forbes
На высоте На высоте

Катерина Шпица о репутационных рисках и ощущении себя в роли «звезды»

OK!
Россия выпала из топ-10 самых DDoS-атакуемых стран на фоне выборов по всему миру Россия выпала из топ-10 самых DDoS-атакуемых стран на фоне выборов по всему миру

Россия покинула список десяти самых DDoS-атакуемых стран мира

Forbes
Гений места Гений места

Настоящие фанаты городов, которые открывают их и для себя, и для других

Новый очаг
Музыкальная память не слабеет даже в преклонном возрасте Музыкальная память не слабеет даже в преклонном возрасте

Музыку можно использовать для подкрепления памяти у людей в старшем возрасте

ТехИнсайдер
Людмила Иванова: «Нет, мне не плохо... Я так живу» Людмила Иванова: «Нет, мне не плохо... Я так живу»

О Людмиле Ивановой рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова

Коллекция. Караван историй
Тельное из рыбы Тельное из рыбы

Вереница рыбных яств русской кухни продолжается, и тельное тоже в деле!

КАНТРИ Русская азбука
«Не делайте больших перерывов в умственной работе» «Не делайте больших перерывов в умственной работе»

Самые яркие цитаты легендарной исследовательницы мозга Натальи Бехтеревой

Наука
Вышла на прогулку и покорила Аппалачскую тропу: история бабушки Эммы Гейтвуд Вышла на прогулку и покорила Аппалачскую тропу: история бабушки Эммы Гейтвуд

Эмма Гейтвуд: сказала родственникам, что выйдет прогуляться, и ушла на 146 дней

ТехИнсайдер
Вы рыбов продаете? Красивое! Вы рыбов продаете? Красивое!

Несколько приятных мест для речного отдыха и этичной рыбалки

2Xplore
Открыть в приложении