Планы полной локализации высокоскоростных поездов сталкиваются с реальностью

МонокльБизнес

Алюминиевый тупик для поездов ВСМ

Планы полной локализации высокоскоростных поездов для магистрали Москва — Санкт-Петербург сталкиваются с жестокой реальностью: один из ключевых компонентов, широкий алюминиевый профиль для кузова вагона, в России не производится

Анжела Сикамова

Старт первой российской высокоскоростной магистрали от Москвы до Санкт-Петербурга запланирован на 2028 год. Валентин Антонов/ТАСС

«Высокоскоростные магистрали — это новый технологический уклад для нашей страны. В поезде насчитывается 15 тысяч деталей, и все они будут сделаны в России», — уверенно заявлял на форуме «Цифровая транспортация» в начале октября глава РЖД Олег Белозеров.

О том, что «абсолютное большинство конструкций и деталей высокоскоростного поезда выполняется российскими компаниями», рассказывал в интервью «Моноклю» и председатель совета директоров холдинга «Синара — Транспортные машины» Александр Мишарин (см. статью «Когда наши поезда поедут с высокой скоростью», № 24 за 2025 год). По его словам, кузов поезда будет выполнен из экструдированного алюминия, а входящий в «Синару» завод «Уральские локомотивы» обладает уникальными технологиями сварки таких панелей.

Однако в реальности делать новый кузов не из чего: широкий алюминиевый профиль в России пока не выпускают. Единственный проект по созданию производства в Армавире сталкивается с трудностями финансирования, и ввести его в эксплуатацию к намеченному на 2028 год запуску первых составов высокоскоростного поезда там явно не успеют.

Глава Минпромторга Антон Алиханов, губернатор Свердловской области Денис Паслер и генеральный директор группы «Синара» Виктор Леш в начале сентября запустили процесс сварки первого кузова вагона высокоскоростного поезда. Фото: «Уральские локомотивы»

Армавирский профиль

Как рассказал «Моноклю» генеральный директор Армавирской металлургической компании» (АМК) Александр Симаков, алюминиевый профиль для первых поездов ВСМ, скорее всего, будет закупаться в Китае, поскольку в России панели такого размера не производятся.

В пресс-службе «Синары» уклонились от прямого ответа на вопрос, какие профили будут использоваться для производства кузовов, еще раз повторив, что «разработка, проектирование, производство ключевых комплектующих и сборка поездов для ВСМ осуществляются в России». Хотя, как признает представитель холдинга, «на стартовом этапе проекта в отдельных случаях для выполнения вспомогательных технологических операций привлекаются зарубежные партнеры, обладающие соответствующими компетенциями».

Свободную нишу решила занять АМК. Новый завод мощностью 60 тыс. тонн алюминиевых профилей в год должен стать крупнейшим в стране по объему производства. По словам главы компании, проект нацелен не только на строительную отрасль, но и на машиностроение — в частности, на выпуск профиля для кузовов высокоскоростных поездов. Для экструзии профилей такого размера необходим тяжелый пресс с усилием 125 меганьютон, подобного которому в настоящее время в России нет. «Но мы знаем, где приобрести нужные машины», — поясняет Александр Симаков. На рынке известны две китайские компании, которые предлагают подобные устройства, и АМК с ними уже контактировала.

Новый завод расположится на территории индустриального парка «Армавир», где уже арендован участок земли площадью более 20 гектаров со всеми коммуникациями. По данным Министерства промышленной политики Краснодарского края, для резидентов парка и управляющих компаний предусмотрена льгота по налогу на имущество, которая распространяется на коммунальную и транспортную инфраструктуру, а также на производственные помещения. В первые три года находящиеся здесь предприятия платят 1% от исчисленной суммы налога, в последующие четыре года — 3%, еще в течение трех лет — 23%.

В Минпромторге России подтвердили, что Фонд развития промышленности в июле 2025 года направил им заявку ООО РИАК о предоставлении финансового обеспечения для проекта по производству алюминиевого профиля. Представитель ведомства сообщил «Моноклю», что министерство сочло целесообразным поддержать проект, заметив, однако, что сама АМК с заявкой не обращалась. Впрочем, компании аффилированы между собой, в числе учредителей обеих значится бизнесмен Ахмед Тумгоев.

Сейчас главной задачей предприятия является привлечение инвестиций. Летом прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме глава АМК подписал соглашение с Юго-Западным подразделением Сбербанка. Согласно документу, Сбербанк примет участие в финансировании строительства литейно-прессового завода полного цикла по производству алюминиевых профилей в Армавире, стоимость проекта оценивается в 21 млрд рублей. Принципиальная договоренность о выделении кредитной линии со Сбербанком достигнута, но необходимо предоставить дополнительное обеспечение. «Нужно показать собственное участие, дать гарантии и так далее», — поясняет Александр Симаков. Сам Сбербанк от комментариев воздержался.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении