Мог исчезнуть, но выстоял и стал российским: 5 фактов о Lada Largus
Корреспондент Autonews.ru побывал на торжественной церемонии старта производства Lada Largus и выяснил, в чем ижевский универсал оказался лучше тольяттинского
Lada Largus будут выпускать с кондиционером и одной подушкой безопасности в базе
Выпуск популярного универсала Lada Largus возобновился на заводе «Лада Ижевск». Спустя два года после остановки сборки модели в Тольятти автомобиль сменил прописку и стал почти полностью отечественным.
Перезапуск производства популярного бюджетного универсала Lada Largus состоялся на ижевской площадке АвтоВАЗа 15 мая 2024 года. Этот автомобиль на платформе В0 является совместной разработкой СП «Renault-Nissan-АвтоВАЗ», однако права на него принадлежат российской компании. Развитием и модернизацией универсала изначально занимались отечественные специалисты.
Первый универсал Lada Largus сошел с конвейера АвтоВАЗа 17 июня 2011 года, а последний для тольяттинской площадки — в августе 2023 года. Весной 2022 года в связи с логистическими трудностями и отсутствием комплектующих выпуск модели был фактически заморожен, а будущее автомобиля оказалось под вопросом. В августе 2023 года автогигант смог собрать из остатков комплектующих ограниченную партию в 650 экземпляров. Все машины этой серии комплектовались ВАЗовским 1,6-литровым 8-клапанным двигателем мощностью 90 л. с. Ажиотажный спрос на Largus и отсутствие альтернатив на рынке привели к росту стоимости автомобиля до более чем 2 млн рублей, но и этот факт россиян не смущал: к концу марта 2024 года абсолютно все выпущенные машины нашли покупателей. За 11 лет в Тольятти было произведено более 500 000 единиц универсала в пассажирской и в коммерческой версиях, с 5- и с 7-местным салоном.
Оставшись без ключевых поставщиков компонентов, АвтоВАЗ к весне 2022 года был вынужден полностью перестраивать производственные процессы, урезать модельный ряд и заново налаживать логистику. Очевидным стал переизбыток производственных площадей. В связи с этим руководством компании было принято радикальное решение о переносе производства флагманской Lada Vesta из Ижевска в Тольятти. Взамен заводу в столице Удмуртии передали Largus с неочевидной на тот момент дальнейшей судьбой. В планах значилось возобновление выпуска, притом автомобиль должен был получить полностью электрическую версию и фактически стать самым российским серийным электрокаром. По всей видимости, эти планы скоро сбудутся.
Факт 1: Lada Largus смогла вернуться
На момент заморозки производства Lada Largus в 2022 году на фоне разрыва отношений с западными поставщиками и партнерами заявления АвтоВАЗа о переносе модели на площадку в Ижевск были похожи, скорее, на фарс. Крайне низкие объемы производства и реализации машин (за год продано 188 645 автомобилей) намекали на необходимость избавляться от лишних сотрудников и конвейеров. Завод в Удмуртии оказался в шаге от закрытия. В сентябре 2023 года с официального сайта Lada даже пропали цены на универсал — с ним фактически попрощались.
Но худшие опасения не оправдались. Автогигант при участии Минпромторга смог найти заемные средства (ранее глава компании Максим Соколов один лишь перенос модели оценивал в 2 млрд рублей), отыскать новых поставщиков компонентов и перезапустить производство бестселлера — уже в Ижевске. К маю 2024 года в ходе отработки технологических процессов и обучения персонала АвтоВАЗ собрал опытную партию из 80 универсалов, а с середины месяца запустил конвейер. На начальном этапе собирается всего по две машины в час, однако уже в июне производитель рассчитывает начать выпускать в десять раз больше, а далее — поднять планку еще выше, до 25 Lada Largus в час.