Почему Дом культуры «ГЭС-2» называют мертворожденным и лишенным смыслов?

ForbesКультура

Михельсон и пустота: что не так с Домом культуры «ГЭС-2» за $470 млн

Леонид Михельсон потратил $470 млн, чтобы превратить бывшую московскую электростанцию в культурный центр мирового уровня. Что пошло не так и почему Дом культуры «ГЭС-2» называют мертворожденным и лишенным смыслов?

Яна Жиляева, Дмитрий Яковенко

Дом культуры «ГЭС-2» (Фото AFP / East News)

Бежево-серые стены с отслаивающейся штукатуркой, грозные металлические трубы, пыльные стеклопакеты на арочных окнах, угрюмый забор с колючей проволокой, темные и сырые помещения с ржавым оборудованием. В таком виде в октябре 2014 года одна из старейших московских электростанций ГЭС-2 предстала перед миллиардером Леонидом Михельсоном и уроженкой Неаполя Терезой Мавикой.

В построенном в начале XX века на берегу Водоотводного канала здании еще теплилась жизнь — маленький агрегат на 25 МВт отапливал Кремль, от которого до ГЭС-2 меньше километра. Но «Мосэнерго», владелец электростанции, намеревалось избавиться от нее и не первый год искало покупателя. Покупателем стал Михельсон, а его интерес к ГЭС-2 был далек от бизнеса: фонд миллиардера V-A-C спонсировал Венецианскую биеннале и устраивал совместные выставки с крупнейшими частными фондами и галереями, но собственной площадкой в Москве не обзавелся. Главу V-A-C Мавику масштаб проекта поначалу поверг в смертельный испуг. А Михельсон, чей газовый гигант «Новатэк» как раз в это время строил на севере Ямала мегазавод по производству сжиженного газа, сразу загорелся амбициозной идеей. «Tate Modern тут отдыхает», — вспоминала Мавика ироничные слова патрона о национальной лондонской галерее, также открытой в здании бывшей электростанции.

Восемь лет спустя пути Михельсона и Мавики разошлись, а начавшаяся после специальной военной операции на Украине отмена русской культуры разрушила многолетние связи с западными культурными институциями. Обновленная электростанция, открытая под названием Дом культуры «ГЭС-2» и обошедшаяся Михельсону минимум в $470 млн, возвышается на острове Балчуг и собирает колкие комментарии посетителей, побывавших в величественных, но пустынных залах. О чем мечтал Михельсон и что получил в итоге?

Итальянцы на Балчуге

Близкий знакомый Михельсона рассказывает, что бизнесмен с первых дней был увлечен проектом «ГЭС-2» и с воодушевлением показывал гостям в своем кабинете макеты и чертежи переоборудования бывшей электростанции. Собеседники Forbes из близкого круга Михельсона уверяют: он искренне желал создать в Москве особое культурное пространство. Тереза Мавика, с которой бизнесмен познакомился во второй половине 2000-х на Венецианской биеннале, так описывала его идею: V-A-C (в названии фонда, запущенного в 2009 году, зашифровано имя дочери Михельсона Виктории) проводит успешные выставки по всему миру, в том числе в Венеции, и теперь их должны увидеть в России. Мавика наткнулась на ГЭС-2, когда узнала о московской программе по выведению из эксплуатации старых электростанций. По другой версии, купить ГЭС-2 Михельсону предложил возглавлявший Департамент культуры в московском правительстве Сергей Капков, которому миллиардер показывал свою коллекцию. Михельсону было чем гордиться — реконструкцию ГЭС-2 по предложению Мавики доверили бюро Renzo Piano Building Workshop мастистого итальянского архитектора и лауреата самой престижной в архитектурном мире Притцкеровской премии Ренцо Пьяно, за его плечами был Центр Помпиду в Париже.

C территории ГЭC-2 вывезли 70 000 т старых металлоконструкций (Фото Сергея Фадеичева·ТАСС)

Пожилой архитектор (в 2014 году Пьяно исполнилось 77 лет) и сам интересовался ГЭС-2, что выяснилось уже на первой встрече с Михельсоном в феврале 2015 года. «Выбор Ренцо Пьяно в качестве архитектора я бы назвал божьим промыслом, — не скупится на похвалу архитектор и глава бюро Sergey Skuratov Architects Сергей Скуратов. — Это человек непререкаемого авторитета, не замеченный ни в одном архитектурном скандале, очень скромный и сдержанный. Его приглашение на этот объект — событие беспрецедентное для России, где до этого строили более коммерчески ориентированные и занимающиеся самопиаром архитекторы, такие как Норман Фостер и Заха Хадид».

По изначальному плану новое пространство V-A-C на территории ГЭС-2 должно было открыться уже в 2019 году. Но сроки постоянно сдвигались. Александр Царев, гендиректор Завода металлоконструкций МАМИ, привлеченного к реконструкции ГЭС-2, признает, что проект поначалу казался нереалистичным: «Господин Пьяно создает воздушные конструкции, на первый взгляд легкие и невесомые, как будто парящие в воздухе. При этом на них лежит большая нагрузка, требования по прочности очень высокие». Взявшись за проект, специалисты МАМИ предложили было сделать для здания новые опоры, но Пьяно потребовал реконструировать старые, созданные из сталей, которые применялись 110 лет назад.

«Пришлось знакомиться с архивами, изучать, как подобные работы выполнялись ранее, а затем придумывать, как совмещать новые и старые марки стали», — вспоминает Царев. Работа с металлом продолжалась почти два года, вся реконструкция растянулась на четыре. Сложность проекта впечатлила и бывалого строителя Михельсона.

В октябре 2019 года Ренцо Пьяно лично водил международную группу журналистов по стройплощадке, подбадривая заказчика: «Смотри, Леонид, как быстро мы строим. Сколько мы уже всего сделали с 2015 года». Миллиардер недоумевал: «Я много строил в своей жизни. Но в первый раз реконструирую. Как-то медленно у нас все идет». Когда строительные заборы вокруг ГЭС-2 убрали, перед москвичами открылось величественное выкрашенное в светло-серый цвет здание с двумя парами ярко-синих труб — по задумке архитектора они, в отличие от демонтированных, забирают чистый воздух и распределяют его по зданию. Пьяно настоял и на том, чтобы на крыше здания установили солнечные панели, которые должны обеспечивать 10% энергогенерации.

Леонид Михельсон с дочерью Викторией, Тереза Мавика, Сергей Перов, президент российской академии художеств Зураб Церетели (Фото Эмина Джафарова·Коммерсантъ)

К проекту подключилась московская мэрия, взяв на себя реконструкцию Патриаршего моста и набережной перед ГЭС-2. Позади электростанции Пьяно построил видовой мост «Бельведер» и посадил рощу из 620 берез и 80 000 кустарников, подняв ее в воздух на опорах. Внутри здания, в разделенном на три нефа белоснежном пространстве и на многоуровневой системе террас и балконов разместились кафе, книжные магазины, библиотека, кинотеатр, концертный зал, мастерские, классы, выставочные пространства, резиденции художников, а в центре всего этого итальянский архитектор создал «пьяццу» — площадь для прогулок под крышей. «Когда я впервые пришел в «ГЭС-2», я был потрясен, — делится впечатлениями Сергей Скуратов. — То, какой эта площадка получилась у Ренцо Пьяно: белоснежная внутри, с фантастическими ажурными переплетениями света и металла — ничего подобного я никогда нигде не видел. Пьяно выявил то, чего не сделал архитектор здания Василий Башкиров: подчеркнул пространственные возможности и предложил всем деликатесное блюдо из фантастических конструкций, которые проектировал и помогал строить Владимир Шухов». «Для Москвы этот проект уникален, — согласен директор архитектурной школы МАРШ Никита Токарев. — Суперзвезды мировой архитектуры — редкие гости в столице, а проект такого масштаба и качества единичен. Да и во всем мире это редкое явление — подобных проектов наберется от силы десяток».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отрывок из повести Майка Омера «Тринадцатая карта». Эксклюзивно на MAXIM Отрывок из повести Майка Омера «Тринадцатая карта». Эксклюзивно на MAXIM

Отрывок из нового произведение всемирно известного автора детективов Майка Омера

Maxim
Что делать с прокисшим молоком: лучшие лайфхаки, которые пригодятся каждому Что делать с прокисшим молоком: лучшие лайфхаки, которые пригодятся каждому

Кислое молоко не обязательно отправлять в мусорку, оно еще может пригодиться

ТехИнсайдер
Из томатов и картофеля можно выделить лекарство от рака Из томатов и картофеля можно выделить лекарство от рака

Гликоалкалоиды из томатов способны уничтожить раковые клетки

ТехИнсайдер
Анна Ахматова: сложное сердце Анна Ахматова: сложное сердце

Можно ли поведать историю Анны Ахматовой через ароматы?

СНОБ
Кошкам наплевать на людей, а мужчины предпочитают красоток: 10 очевидных фактов, подтвержденных наукой Кошкам наплевать на людей, а мужчины предпочитают красоток: 10 очевидных фактов, подтвержденных наукой

Одно дело — житейская мудрость, а другое — наука, эксперименты, и статистика

ТехИнсайдер
Как распознать бабника: 10 признаков — проверьте вашего партнера Как распознать бабника: 10 признаков — проверьте вашего партнера

Как распознать бабника и что делать, если он встретился вам на пути?

Psychologies
Вокруг сказки Вокруг сказки

История одного проекта, рассказанная художницей и мамой

Новый очаг
Керамический гриль Керамический гриль

Я всегда любил работать с огнем — здесь важно чувствовать сам процесс

Bones
Когда гости на пороге... Когда гости на пороге...

Чем запастись в преддверии праздников?

Лиза
Как понять, что вас сильно критиковали в детстве: 12 признаков — проверьте себя Как понять, что вас сильно критиковали в детстве: 12 признаков — проверьте себя

Какие признаки указывают на то, что вы стали жертвой критикующих родителей?

Psychologies
8 фэшн-правил, которые нужно нарушить, чтобы быть по-настоящему модной: мнение стилиста 8 фэшн-правил, которые нужно нарушить, чтобы быть по-настоящему модной: мнение стилиста

Развенчаем самые главные стереотипы об одежде

VOICE
Икра по-крупному Икра по-крупному

Как выбрать вкусную икру?

Лиза
Самый красивый советский маньяк: история Александра Лабуткина, в которого влюблялись жертвы Самый красивый советский маньяк: история Александра Лабуткина, в которого влюблялись жертвы

Самый странный серийный убийца советских времен

VOICE
Почему не стоит ложиться спать в одежде: вредная привычка, которая портит сон и губит здоровье Почему не стоит ложиться спать в одежде: вредная привычка, которая портит сон и губит здоровье

Спать в одежде вроде бы не очень правильно — но почему?

ТехИнсайдер
Удивительный Удивительный

Часто "фрики" — оказываются вполне себе джентльменами

ТехИнсайдер
Фитоэстрогены Фитоэстрогены

Фитоэстрогены — в чем их польза и как они работают

Лиза
5 причин, по которым лучше быть простой кассиршей, чем княгиней на Руси 5 причин, по которым лучше быть простой кассиршей, чем княгиней на Руси

Может показаться, что жизнь княгини — мечта любой женщины

VOICE
Его глаза: как найти и потерять мужа в отеле Его глаза: как найти и потерять мужа в отеле

Гостья отеля была уверена, что живет с бывшим мужем, но все оказалось иначе

Правила жизни
Дмитрий Решетников: «Я выбрал путь наставника» Дмитрий Решетников: «Я выбрал путь наставника»

Шеф-повар Дмитрий Решетников — о его вдохновении и желании делиться знаниями

СНОБ
«Пловчихи»: как две спортсменки из Сирии бежали от войны через Средиземное море «Пловчихи»: как две спортсменки из Сирии бежали от войны через Средиземное море

«Пловчихи» — история о том, как сложно начать новую жизнь в другой стране

Forbes
Как основатель купленного X5 Group стартапа создал благотворительную соцсеть Как основатель купленного X5 Group стартапа создал благотворительную соцсеть

Социальная сеть ro: — что в ней такого особенного?

Forbes
Коты и годы Коты и годы

«Без солнца»: история как последовательность монтажных склеек

Weekend
«Не только храбрая, но и умная»: как 14-летняя Элизабет Шоаф перехитрила маньяка «Не только храбрая, но и умная»: как 14-летняя Элизабет Шоаф перехитрила маньяка

В 2006 году Винсон Филяв жил в самодельном бункере

VOICE
Всеславянский союз от Адриатики до Тихого океана Всеславянский союз от Адриатики до Тихого океана

Как Николай Данилевский заслужил славу идеолога панславизма

Наука
«Его фильмы дотягиваются до разных людей»: Федор Балабанов — об отце и его творчестве «Его фильмы дотягиваются до разных людей»: Федор Балабанов — об отце и его творчестве

Сын Алексея Балабанова — о том, почему он так любит Питер и как подбирал музыку

Forbes
За что увольняют шефов За что увольняют шефов

Несправедливость принимает совершенно неожиданные, а иногда даже забавные формы

Bones
Ёлочные человечки Ёлочные человечки

Хотим познакомить вас с теми, кто наделяет душой ёлочные игрушки

Новый очаг
Амосова Амосова

Коллекционер Анна Амосова показывает, как сделать арт плюс фэшн в интерьере

Собака.ru
И грянул Гром И грянул Гром

Кинорежиссер Олег Трофим — о том, почему нужно продолжать снимать кино

СНОБ
Около Погребничко Около Погребничко

Почти каждый вечер в Вознесенском переулке в Москве происходит обыкновенное чудо

Seasons of life
Открыть в приложении