Счастье — есть
Как известно, большое видится на расстоянии. Men's Health поднялся в самый высокий ресторан Европы, чтобы с 85-го этажа башни "Око" вместе с генеральной управляющей 354 Group Алесей Романовой оценить состояние ресторанного бизнеса в постпандемийном мире.
— Мы все помним — и, наверное, никогда не забудем — 2020 год. А с высоты ресторана Ruski Москва в пандемию выглядела иначе, чем в обычное время?
— Совершенно иначе. Год назад это был вымерший город, похожий больше на Готем-сити, чем на знакомую всем нам столицу России. По всегда забитому автомобилями Третьему кольцу лишь изредка проезжали машины — чаще всего скорые, соседние башни, обычно ярко сияющие, смотрели на опустевшие улицы темными глазницами окон, а внизу в вечно оживленном Сити не было ни души, и только ветер гонял какой-то мусор. Настоящий зомби-апокалипсис.
— Но вы продолжали ходить на работу?
— Мы готовили еду для врачей, и зал ресторана, где мы сейчас с вами сидим, вы бы тоже не узнали: все столы были сдвинуты в своеобразный конвейер, на котором ежедневно шла упаковка четырех тысяч наборов еды для медиков. Весь ресторан был заполнен коробками с контейнерами для этой еды, между ними шла узкая тропинка, по которой передвигались люди в скафандрах, причем заняты на этом производстве были все: не только повара и бренд-шеф, но и я, финансовый директор, руководители отделов... Было очень сложно, настоящий ад.
— Когда вы поняли, что бизнес вернулся к нормальной работе?
— Наверное, когда опять увидела ресторан с полной посадкой — 350 человек, причем это случилось, как только сняли ограничения.
— Как вообще пандемия повлияла на ресторанный рынок?
— Конечно, это было тяжелое испытание, но у него есть и хорошие последствия. Ушли слабые концепции. Появилось много свободных помещений. В борьбе за гостя сервис стал улучшаться. Благодаря ситуации с пандемией крупным компаниям удалось избавиться от ненужной бюрократии. Где-то поменялась модель управления. Пандемия заставила нас стать гибче и создать более рациональную и эффективную систему. Мы стали проводить больше корпоративных тренингов, изучать новые подходы. Непрерывное обучение окончательно интегрировалось в нашу корпоративную культуру, хотя мы и до этого много внимания уделяли развитию сотрудников — впечатление от ресторана всегда зависит от людей, и даже самое лучшее блюдо можно испортить плохой работой официанта. Поэтому я лично собеседую каждого — мне важно, чтобы у человека были общие с нами ценности.
— А как вы начали работать в ресторанном бизнесе?
— Когда я была студенткой, я ночами работала официанткой в ресторане гостиницы “Россия”. Я закончила физико-математическую школу, поступила в Горный институт и приехала в Москву учиться 25 августа 1998 года.
— В самый кризис?