Куда мы катимся?
14 вопросов про автомобильное завтра
1Смогут ли обычные автомобили разгоняться до 100 км/ч быстрее чем за две секунды?
После премьеры Tesla Model S Plaid — 4-местного электрического седана с разгоном до 100 км/ч за две секунды — многим стало интересно, способна ли вообще гражданская машина быть еще быстрее? Отвечаем: скорее всего, автомобиль, способный обогнать Model S Plaid, появится в ближайшие пять лет, правда пассажирам в нем придется несладко.
При разгоне до “сотни” за 1,5 секунды перегрузки приблизятся к 2G, но чтобы этот разгон вообще стал возможен, потребуется примерно на 50% больше сцепления с дорогой, чем есть у машин сегодня. В 80-е годы прошлого века такой прорыв в автоспорте обеспечили две революционные новинки: полный привод (Audi выпустила первую quattro) и шины нового поколения (35 лет назад Pirelli представила модель P Zero). В результате раллийные машины стали набирать 100 км/ч за две с небольшим секунды, приблизившись по своей динамике к болидам “Формулы-1”. Третьим слагаемым успеха для победы над Tesla станет прогресс в развитии электромоторов. Автомобиль с ДВС вряд ли сможет быть быстрее “электрички”. Так, бензиновый 600-сильный Audi RS6 Avant разгоняется до 100 км/ч за 3,5 секунды, а электрический Audi RS e-tron GT, способный в режиме lounch control кратковременно выдать 646 л. с., выполняет это же упражнение за 3,3 секунды.
2Когда машины начнут летать?
Разработки и тесты идут по всему миру. Над летающим транспортом работают не только автопроизводители (например, Hyundai), но и авиационные компании Airbus и Boeing, а также сервисы мобильности во главе с Uber. Однако на пути летающих автомобилей помимо технических трудностей стоят еще и юридические. Например, в Москве небо открыто только для экстренных служб, а вне столицы, хоть и можно летать на частном транспорте, но необходимо заблаговременно подавать заявку, так что просто сесть и полетать по первому желанию все равно не получится. Кроме того, массовым такой транспорт все равно не станет. Эксперты агентства Pentagon Motor Group изучили рынок и пришли к выводу, что летающий автомобиль на сегодняшний день не сможет быть дешевле 700 000 долларов. И все же, по подсчетам Morgan Stanley, объем рынка подобного транспорта к 2045 году составит $3 трлн. Возможно, часть его удастся занять и россиянам — компания петербуржца Александра Атаманова Hoversurf уже тестирует свои пассажирские квадрокоптеры не только на родине, но также в США и в Объединенных Арабских Эмиратах.
3Сколько скоростей будет в коробках передач будущего?
В XX и XXI веке количество передач росло не только на телевидении, но и в автомобилях. Если в 1885 году первая машина с ДВС — Benz PatentMotorwagen — обходилась вообще без КПП, а в 1906 году первый массовый автомобиль — Ford T — предлагал две “скорости”, то сегодня самая большая (в прямом смысле) премьера года — Cadillac Escalade — оборудована 10-ступенчатым “автоматом”. Причем это не предел — Honda уже запатентовала 11-ступенчатую трансмиссиию. Продолжают развиваться и роботизированные “коробки”. К системам с двумя сцеплениями, постоянно готовыми переключиться на одну передачу вниз или вверх, мы уже привыкли, но шведскому производителю суперкаров Koenigsegg этого мало: на модели Jesco установлена революционная роботизированная трансмиссия с девятью передачами и шестью сцеплениями. Как следует из названия, Light Speed Transmission обеспечивает переключения со скоростью света. Дальше — больше? Нет. Мы достигли пика, и даже сами производители коробок передач признаются, что дальнейшее увеличение количества “скоростей” ничего не даст. Кроме того, электрокарам такие агрегаты вообще не нужны. Так, например, Audi e-tron и Tesla прекрасно обходятся одной передачей, Porsche Taycan — двумя.
4Что станет следующим прорывом в безопасности?
На протяжении всей истории автомобиля каждая его деталь эволюционировала с одной целью — стать эффективнее, лучше и безопаснее. Не менялось в машине только одно — человек за рулем. В итоге сегодня эта прокладка между рулем и сиденьем — самое слабое звено. Человек ошибается, устает, отвлекается и переживает разные эмоции и состояния, которые напрямую влияют на его водительское мастерство. Именно поэтому главным прорывом эксперты называют отказ от живого пилота в пользу пилота роботизированного — этот процесс уже запущен, и нам его не остановить, впрочем, идет он не так быстро. Даже Tesla, несмотря на обещание Илона Маска добиться полной автономности своих автомобилей в 2021 году, в конце концов признала, что такой шаг потребует гораздо больше времени.