Как русские захватили фридайвинг

Men’s HealthСпорт

Глубоко, уважаемый!

В свои 34 года Алексей Молчанов побил почти все существующие рекорды по фридайвингу. Пережив личную трагедию, он превратил свое рискованное стремление к глубине в своеобразный способ восстановления.

Текст Сами Эмори

Ясным утром в начале сентября 2019 года Алексей Молчанов отдыхает, лежа на воде рядом с плавучей платформой, в километре от берега Французской Ривьеры, и сверкающе-голубые волны Средиземного моря слегка покачивают спортсмена. Обтягивающий золотой гидрокостюм и такого же цвета моноласта на ногах делают его похожим на диковинного морского обитателя, поднявшегося из глубин погреться на сентябрьском солнце. Вокруг Молчанова снуют дайверы поддержки, которые должны будут на разных глубинах обеспечить безопасность погружения действующего чемпиона мира.

Алексей осторожно обхватывает пальцами уходящий в глубину трос — через несколько минут он станет единственной нитью, связующей его с поверхностью. Медленно вдыхая и выдыхая, фридайвер готовится задержать дыхание более чем на четыре минуты, которые понадобятся ему для нырка. Цель Молчанова — металлическое кольцо с белыми бирками, подвешенное на невообразимой глубине 130 метров. Его спуск и подъем — это путешествие длиной в футбольное поле и даже больше. Совершив этот рывок, он должен сорвать одну из бирок, а затем подняться обратно на поверхность, прежде чем в его легких и мышцах закончится кислород.

“Три минуты!” — кричит с плота судья. С этого момента начинается обратный отсчет до попытки Алексея завоевать золотую медаль на главном соревновании по фридайвингу на открытой воде — чемпионате мира по глубоководным видам спорта AIDA (AIDA Depth World Championship).

Сегодня Молчанов выступает в дисциплине под названием “Постоянный вес” — он должен спуститься вертикально вниз и подняться наверх с помощью моноласты, не подтягиваясь по тросу и вообще не касаясь его руками. Большинство дайверов для облегчения спуска используют специальный пояс с грузами, но Алексей полагается только на моноласту и свою технику плавания дельфином.

Пока истекает время, Алексей надевает зажим для носа и поправляет его крошечные металлические крепления над каждой ноздрей. Через минуту он начинает “упаковку” — так называется дыхательная техника профессиональных фридайверов, позволяющая захватить с собой больше воздуха, чем после обычного глубокого вдоха.

Случайному наблюдателю фридайвинг может показаться спортом для самоубийц. Ни одно соревнование не обходится без блэкаутов, когда фридайвер превышает предел своих возможностей и на всплытии от недостатка кислорода теряет сознание. Именно поэтому спортсмена в обязательном порядке сопровождают страхующие дайверы. Всего пару дней назад блэкаут поймал и сам Молчанов, пытаясь поставить рекорд в другой дисциплине и погрузиться на глубину более 90 метров вообще без ласт. Алексей ненадолго потерял сознание, когда вынырнул на поверхность, и был поражен гипоксическим приступом, или потерей мышечного контроля, известным во фридайвинге как “самба”. Однако неудача не помешала ему продолжить.

Как говорит Молчанов, все эти экстремальные соревнования — “всего лишь игра для взрослых”, намеренное игнорирование потенциальной опасности, способной привести к катастрофе. Его жизнь давно превратилась в постоянное исследование границ человеческих возможностей и постепенное их расширение.

Сейчас Алексею 34 года, и он занимает первое место в большинстве дисциплин фридайвинга на открытой воде, однако все равно каждый год участвует в соревнованиях, где бьет свои собственные рекорды.

Во время чемпионата, проходившего на Багамских островах в 2018 году, он поднял планку мирового рекорда в постоянном весе (и до этого принадлежавшего, как вы догадались, ему) со 129 до 130 метров. Сегодня цель по глубине та же, вот только вода внизу примерно на 20 градусов холоднее, чем на Багамах, и это делает погружение намного более сложным.

Когда судья подает сигнал, Алексей ждет десять секунд, а затем опускает лицо в воду, на мгновение зависая на поверхности, прежде чем сильным гребком моноласты перевернуть тело вниз головой и устремиться ко дну. Через погружение он может испытать свой физический предел, но Молчанову нужно кое-что большее, чем просто рекорды. Продолжая погружаться как можно глубже, он исследует величественное потустороннее царство воды и становится его частью.

***

Родители Алексея воду полюбили еще до того, как влюбились друг в друга. Наталья и Олег познакомились во время соревнований по плаванию, когда были подростками. После свадьбы молодая семья переехала в Волгоград, где их сын впервые и попадет в газеты — в возрасте пяти лет Алексей показал уникальный для ребенка результат в плавании на дистанции 500 метров на спине. Вскоре юный Молчанов стал чемпионом в вольном стиле и баттерфляе, а во время семейного отдыха на Черном море нацепил водолазное снаряжение, которое в то время еще было ему велико, и начал исследовать глубины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не поздно нам сделать остановку Не поздно нам сделать остановку

Мы живем в условиях вечной гонки, где остановки все больше похожи на пит-стопы

Men’s Health
Секс лечит насморк, а борода нужна для защиты: все лаутераты Шнобелевской премии — 2021 Секс лечит насморк, а борода нужна для защиты: все лаутераты Шнобелевской премии — 2021

Ты мог бы прожить и без этих открытий, но разве это можно назвать жизнью?

Maxim
Опасные связи Опасные связи

Реальные последствия виртуальных ошибок

Men’s Health
Петровский домик Петровский домик

Александр Петров очень ценит атрибуты загородной жизни

AD
Что вы будете есть Что вы будете есть

Альтернативные методы, позволяющие выращивать вкусные продукты без ущерба

Men’s Health
Прошла и говорю Прошла и говорю

Актриса Екатерина Варнава — о своих внутренних и внешних переменах

Tatler
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Как стилист Зендеи и Селин Дион стал звездой Венецианского кинофестиваля Как стилист Зендеи и Селин Дион стал звездой Венецианского кинофестиваля

Что нужно знать о сером кардинале красных дорожек Лоу Роуче

РБК
Кризис – время чудес Кризис – время чудес

Кризис среднего возраста — это время самого расцвета сил

Men’s Health
«Дочь должна замаскировать татуировку или съехать из моего дома» «Дочь должна замаскировать татуировку или съехать из моего дома»

Родители не могут смириться с тем, что их дети принимают собственные решения

Psychologies
Держать удар Держать удар

Трэвис Баркер сумел доказать, что и барабанщик может быть суперзвездой

Men’s Health
Этот предприниматель учился бесплатно в 4 странах  ― как повторить его опыт Этот предприниматель учился бесплатно в 4 странах  ― как повторить его опыт

Образование предпринимателю не нужно, а если и нужно, то лучшее и дорогое?

Inc.
Инструкция от вашего ребёнка Инструкция от вашего ребёнка

Вопросы, которые мучают большинство отцов

Men’s Health
«Петровы в гриппе» — фильм, который обретает новый смысл теперь, когда Россия закончила выступление и в Венеции, и в Каннах «Петровы в гриппе» — фильм, который обретает новый смысл теперь, когда Россия закончила выступление и в Венеции, и в Каннах

«Петровы в гриппе» — фильм, от которого бросает то в холод, то в жар

Esquire
Дизель генератор Дизель генератор

Вин Дизель: Жизнь на высоких оборотах

Men’s Health
Как скрыть шрамы, родинки и раны: остроумные тату реальных людей Как скрыть шрамы, родинки и раны: остроумные тату реальных людей

Тату, которые не просто скрыли несовершенства, а превратили их в изюминку

Cosmopolitan
Кадры решают Кадры решают

Кинообразы, изменившие мужской стиль

Men’s Health
Сидячие захоронения из Волго-Уралья датировали финалом средней бронзы Сидячие захоронения из Волго-Уралья датировали финалом средней бронзы

Погребения Волго-Уральского региона оставили представители лолинской культуры

N+1
Сколько стоит пить? Сколько стоит пить?

Каким будет место алкоголя в “новой нормальности”?

Men’s Health
Никита Ефремов: «Когда ты переносишь свое внимание на работу, она начинает оживать» Никита Ефремов: «Когда ты переносишь свое внимание на работу, она начинает оживать»

Актер Никита Ефремов рассказал о своем стиле и работе c Тэроном Эджертоном

GQ
Дюжина стильных Дюжина стильных

12 человек, создавших гардероб современного мужчины

Men’s Health
Мыться или нет? Почему Джейк Джилленхол и Эштон Кутчер против душа Мыться или нет? Почему Джейк Джилленхол и Эштон Кутчер против душа

Правда ли, что ежедневные водные процедуры могут навредить здоровью

РБК
Что ты такое? Что ты такое?

Как за последние десятилетия поменялось наше гендерное восприятие

Men’s Health
У вас такие странные взрослые — с ними даже можно разговаривать У вас такие странные взрослые — с ними даже можно разговаривать

Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене»

ПУСК
Овечкин и вечность Овечкин и вечность

Александр Овечкин из хоккейной звезды превращается в величайшего хоккеиста

Men’s Health
Почему все ненавидят знак зодиака Весы: 5 веских причин Почему все ненавидят знак зодиака Весы: 5 веских причин

Поговорим о Весах, точнее, об их самых раздражающих чертах характера и привычках

Cosmopolitan
Наука побеждать Наука побеждать

Краткое введение в историю и биомеханику смешанных единоборств

Популярная механика
7 самых обязательных фильмов с Биллом Мюрреем, не считая «Дня Сурка» 7 самых обязательных фильмов с Биллом Мюрреем, не считая «Дня Сурка»

Мало кем смотренные фильмы с Биллом Мюрреем

Maxim
Против Смуты Против Смуты

Жители Нижнего Новгорода во главе с Кузьмой Мининым против поляков

Дилетант
Самые мрачные здания и сооружения со всего мира (инфернальная подборка) Самые мрачные здания и сооружения со всего мира (инфернальная подборка)

Самые жуткие представители архитектуры

Maxim
Открыть в приложении