Не только бизнес
Людей в офисе часто связывают не только трудовые отношения. Мы обсудили эту тему с Екатериной Кашубской-Кимпеляйнен, кандидатом психологических наук, преподавателем ВШЭ и бывшим партнером агентства по подбору персонала высшего звена Amrop Russia.
Нетрудовые отношения на работе — это все то, что происходит вне рамок рабочих обязанностей, но постоянно влияет на глобальные бизнес-процессы. Дружба, флирт, любовные романы, а иногда и вражда сопровождают нас на протяжении каждого рабочего дня и всей карьеры. Почему? Ответ прост: большую часть жизни мы проводим не дома, а в офисе. С семьей мы завтракаем и ужинаем, а с коллегами общаемся по восемь часов в день. Пять дней в неделю. Хочешь не хочешь, но какие-то отношения завязываются. Давайте разберемся, как с этим быть.
Дружба и работа
Коллектив нам достается рандомный, и в нем, как и в любой группе, кто-то может стать ближе, а кто-то нет, что абсолютно нормально.
Дружба на работе естественна и даже полезна, однако и она может превратиться в проблему для людей, не умеющих выстраивать четкие границы. Слишком близкие отношения легко могут привести к дисбалансу.
Еще сложнее ситуация, когда вы — руководитель, и к вам в компанию устраивается близкий человек. Не просто так существует выражение “хочешь испортить отношения с другом — возьми его на работу”. В такой ситуации вы должны понимать, что берете ответственность за человека и последствия его деятельности, кроме того, и у него, и у вас будут какие-то ожидания по отношению друг к другу, основанные на опыте общения. Всегда есть вероятность, что ожидания одной из сторон окажутся неоправданными, и это может вызвать проблемы — вплоть до прекращения всех форм отношений, как рабочих, так и личных.
Это касается и членов семьи: наверняка у многих бывали ситуации, когда по просьбе родственника вы берете на стажировку чьих-то детей, а в итоге краснеете на созвонах и молитесь, чтобы это поскорее закончилось. Чуть проще, если этот ребенок собой что-то представляет: учится в хорошем вузе, обладает каким-то набором профессиональных компетенций и так далее. Тогда есть шанс, что он может принести пользу бизнесу. И все же неслучайно в международных компаниях рекрутерам запрещено брать на работу сотрудников, у которых есть в команде родственники или близкие друзья — в долгосрочной перспективе это угроза общему психологическому климату.