Цифровая революция искусства
Существует ли русский цифровой авангард? Кто задает тон в digital-арт, за какими российскими художниками нужно следить и причем здесь arttech?
Знакомо, правда? Начинаешь обсуждать с друзьями новое цифровое искусство, а в ответ тут же слышишь: «Да-да, знаем мы эти ваши ожившие полотна Ван Гога». Действительно, иммерсивные шоу пришли в нашу жизнь быстро и легко. Однако вдумчивый зритель всегда будет искать в происходящем не только зрелище, но и смысл. И здесь оказывается, что не всё так просто. Цифровое искусство — это не только про красивые проекции, как можно подумать, это новый подход к тому, как создается и воспринимается сегодня арт вообще. Чтобы разобраться, что на самом деле происходит в современном цифровом пространстве и где искать в нем смыслы, давайте посмотрим, кто же играет на этом поле. Кто они — главные герои, создающие проекты на стыке технологий, искусства и науки?
Вначале было NFT
В 2021 году художники начали экспериментировать с NFT, и многие поверили, что в искусстве наступила новая эра, которая позволяет создателям не только творить, но и быстро зарабатывать, не выходя из своих студий. Среди пионеров и евангелистов криптоарта — молодые и прогрессивные авторы, такие как Никита Реплянский (R66) и Степан Христофоров (Brickspacer). Вскоре к ним присоединились и уже признанные мастера: арт-группы AES+F и Recycle Group, стрит-арт-художник Миша Most, каллиграф Покрас Лампас. Многие из них выпускают NFT-дропы и, по слухам, неплохо на этом зарабатывают. Так, Покрас Лампас в 2021 году выпустил цифровую копию авторского полотна Transition, спроецированного на стену Чирекейской ГЭС, и продал его на площадке Foundation за $28,7 тыс. (2,1 млн рублей). Однако NFT-лихорадка быстро пошла на спад, за которым уже, возможно, не последует подъема — аукционный дом Christie’s недавно даже объявил о закрытии отдельного департамента цифрового искусства. Это связано как с глобальным спадом интереса к невзаимозаменяемым токенам (NFT), так и в целом с изменениями на рынке изобразительного искусства.
Фестивальная волна, или короли медиаарта
Впрочем, цифровое искусство не ограничивается одним лишь NFT, у него множество форм, включая фестивальные — от световых шоу и мэппинга до сложных философских высказываний.
Главным достижением фестивалей стало появление по-настоящему больших отечественных художников, которые за короткое время выросли до глобального уровня — их проекты стоят в одном ряду с лучшими международными работами, а каждое представление становится своеобразной лабораторией по созданию новых реальностей.
Московские фестивали Outline, Signal, а также Intervals в Нижнем Новгороде и NUR в Казани стали местом для экспериментов по синтезу технологий и искусства. Здесь работают пионеры вроде Sila Sveta, чьи первые световые проекты для Русского музея и Останкинской телебашни когда-то открыли дверь в медиаарт широкому кругу зрителей, а также такие коллективы, как Tundra (художники Александр Синица, Клим Суханов и Семён Перевощиков), развивающие тему иммерсивных инсталляций на стыке света и звука. В своих работах Tundra используют технологии как инструмент для взаимодействия с быстро меняющимся контекстом окружающей среды — в их шоу 70% контента, который видят зрители, рождается прямо на месте через взаимодействие с архитектурой, причем, несмотря на непростую международную обстановку, их работы можно увидеть по всему миру.
Активно участвует в международных фестивалях и дуэт медиахудожников Кристины Карпышевой и Александра Лециуса, известный как 404.zero. На их счету выступления на MUTEK, GAMMA Festival, Electric Castle Festival, LACMA, а также награды фестивалей Genius Loci Weimar и IMAP. Позиционируя себя AV-архитекторами, они создают генеративное искусство на стыке кода, математики и звука.
Нельзя сказать, что и российские фестивали живут в полной изоляции от остального мира. Например, в Intervals, который организует компания dreamlaser, в 2025 году приняли участие более 25 художников из 10 стран. Международный статус имеет и казанский фестиваль NUR — детище мультимедиастудии formate.
Он объединяет медиахудожников, музыкантов и перформеров со всего мира. О том, что российское искусство не теряется на общем фоне, говорит тот факт, что в этом году открытием NUR стала выставка комьюнити «Березовый промпт» — двенадцати независимых нейрохудожников, которых, по их словам, объединяет культурный постсоветский бэкграунд. Они называют себя евангелистами нейросетей и, если в Казани их работы были посвящены исследованиям взаимодействия русской идентичности и русского языка с искусством и искусственным интеллектом, то их последний проект — «Поток несовершенства» — на фестивале Digital Rain в Санкт-Петербурге в октябре стал своеобразным манифестом феномена ошибки.
