Слабоумие и отвары
Чем лечились от всяких холер наши мудрые предки до изобретения прозака и алка-зельтцера.
Во время недавнего обсуждения новых антисанкций, в которые предполагалось внести пункт о запрете ввоза в Россию лекарств из недружелюбно настроенных к нашей политике стран, многие представители власти успели наговорить всяких интересных вещей. Но звонче всех прозвучал, конечно, голос вице-спикера думы Петра Толстого, который посоветовал согражданам лечиться по рецептам предков – корой дуба и настойкой боярышника. Трудно описать восторг, который вызвало его предложение у онкобольных и прочих страдальцев, зависящих от импортной фармацевтики. Вопли экстаза оказались столь мощными, что пункт о лекарствах временно изъяли из законопроекта. Но, если его вскорости все же вернут на повестку дня, предлагаем вспомнить куда более изощренные, чем дуб и боярышник, лекарственные изыски прошлого.
Овца от настроения
Описанные сразу у нескольких античных медиков «истечения из носа с кашлем» предлагалось лечить при помощи бега с овцой. Итак, с утра выбери самую толстую овцу из своего стада и начинай усердно гонять крепкой палкой животное по дорогам, чтобы под конец оно валилось с ног. Теперь с овечьего зада нужно нарезать пропитанной потом шерсти, каковую шерсть сварить в вине, отжать и полученные выжимки пить, пока не полегчает.
Хамелеон от гнойных ран
Непростой рецепт от Плиния, но, так как в отсутствие антибиотиков загноившиеся раны – верный билет в царство Аида, есть смысл постараться. Сперва нужно поймать хамелеона, посадить на черную ткань и добиться, чтобы он максимально потемнел. Потом – пристукнуть хамелеона дубиной, не нанеся ему видимых ранений, и, не потроша, повесить за хвост сушить на солнце, не забывая отгонять от него мух. Высохшего хамелеона надо растереть в медной ступке, затем порошок высыпать на рану. Если, конечно, обладатель раны еще не покинул этот мир, не дождавшись окончания неспешной процедуры.
Корова от менструации
Окуривание плохо работающей матки коровьим навозом крайне рекомендовал еще Гиппократ, так как навоз имеет горячую и сухую природу, а не желающая исполнять свою работу матка – влажную и горячую. Если у женщины нет месячных, но она не беременна, нужно срочно исправлять природу ее матки, пока холодность и вялость не перекинулась на все тело, от чего женщина станет водянистой, злобной и опухшей. Процедура до крайности проста: женщина ложится на спину, разместив ягодицы на скамеечке и раздвинув ноги, а между ног ставится чаша, в которой полыхает навозный костерчик.
Лестница для матки
У женщины после родов выпала матка? Нет проблем, на выручку опять приходит душка Гиппократ. Рецепт внедрения матки на место столь прост и красив, что процитируем отца медицины полностью: «Привязав женщину вниз головой к лестнице, надо рукой вводить внутрь матку, затем связать ноги скрещенными и так оставить больную день и ночь, дав ей немного холодного жидкого ячменного отвара – и ничего более» (том 3, «О женской природе»).
Заяц от астмы
Зайцы быстро бегают и, кажется, особо не кашляют, поэтому неудивительно, что такие естественнонаучники, как Плиний Старший и Гален, очень рекомендовали астматикам пить жженую заячью шерсть, растворенную в вине с медом.
Скат от мигрени
В 25-м томе «Естественной истории Плиния» содержится бесценная информация о способах лечения мигрени скатами. Находишь живого электрического ската. Берешь его деревянными щипцами, ибо он бьется током. Потом этот скат шмякается на обритую голову пациента, страдающего головными болями. Если скат находится в мрачном расположении духа, он начинает испускать «дуги с огненным треском», от которых больной если не умрет, то непременно выздоровеет. По утверждению Плиния, именно так лечили от затяжных мигреней императора Коммода. А вот другого императора – Нерона – теми же скатами пользовали от ревматизма: император садился в бочку с водой, куда запускали пару рыб*. Вот так работали первые в мире дефибрилляторы.