Необычные паровозы в полной драматизма истории паровозостроения!

MaximHi-Tech

Парапаровозы

Мы всегда были уверены, что женщины интересуются паровозами, просто ловко скрывают это. Поэтому для женского номера написали статью про необычные паровозы в полной драматизма истории паровозостроения!

Текст Николай Поликарпов

«Верблюжий горб»

Цена на антрацит в США в конце XIX века была довольно высокой: кроме железных дорог уголь нужен был еще и промышленности. При этом до 20% добытого угля шло в отвалы – слишком мелкие осколки размером около одного сантиметра, так называемый штыб. Этот самый штыб был на удивление дешев, ведь использовать его можно разве что для отопления домов, да и то топить угольной крошкой и пылью – удовольствие ниже среднего. Инженер Джон Вуттен решил приспособить дешевое топливо для паровозов. Затея сулила большую выгоду. Но как ее воплотить в жизнь? Тяга в паровозной топке сильная, и такие мелкие частички угля просто унесет в трубу. Решение оказалось простым и гениальным: нужно расширить топку, тогда уменьшится восходящий поток воздуха. Мало того, раз угольки такие мелкие, они сгорают быстро и целиком, тепла выделяется больше, а дыма почти нет, что идеально для паровозов пассажирских поездов. Топка Вуттена была запатентована в 1877 году, и тогда же были построены «кэмелбэки» для Pennsylvania Railroad. Использование в качестве топлива бросового штыба давало экономию до двух тысяч долларов в год на каждом паровозе! Так что к 1883 году пассажирские поезда водил уже 171 «кэмелбэк».

При постройке этих локомотивов пришлось решить ряд технических проблем, ведь у широкой топки и колосниковая решетка вдвое шире обычной. Она теперь не помещалась между выступавшими над рамой паровоза ведущими колесами большого диаметра, расстояние между которыми продиктовано шириной железнодорожной колеи. Из-за этого топку пришлось поднять выше колес, но если сзади разместить традиционным образом будку, то машинист с помощником из нее просто ничего не увидят, кроме самой топки. Тогда будку надвинули на котел, и она этаким горбом торчала посередине паровоза, став причиной прозвища «кэмелбэк» – «верблюжий горб». Для кочегара сделали отдельный навесик перед топкой, откуда он и должен был закидывать уголь, руководствуясь лишь показаниями приборов. В случае каких-то нештатных ситуаций машинист и кочегар пытались друг до друга докричаться, но это не всегда получалось. Рабочее место кочегара не было оборудовано защитой от ветра и холода, но это еще не самое страшное: площадка, на которой он стоял, была подвижной, шарнирно соединенной и с паровозом, и с тендером. Когда локомотив проходил крутые радиусы кривых или стрелки, удержаться на этой площадке было чрезвычайно сложно. Кочегар должен был балансировать на болтавшемся из стороны в сторону пятачке, работая лопатой. Случалось, кочегары падали и калечились.

Машинисту тоже приходилось несладко. Вместо коротких рукояток и кранов, теперь тяги систем управления пришлось тянуть далеко назад, к лицевой части котла, и для работы ими приходилось прикладывать значительные усилия. Мало того, будка стояла прямо над ведущими колесными парами, как раз над шатунами, которые в случае срыва на ходу пробивали пол и грозили увечьями. Да и сидеть верхом на паровом котле тоже было далеко не безопасно: котлы и взорваться могли на подъеме и спуске.

Паровозы с «верблюжьим горбом» строили почти семьдесят лет, аж до 1920-х годов. Выпуск прекратили из соображений безопасности по решению специальной комиссии правительства штата Огайо.

Паровоз на… электричестве!

В Швейцарии своих углеводородов не было, а вот паровозы были. Даже в годы Второй мировой войны швейцарцы умудрялись покупать уголек для них в Германии, но в 1942 году немецкой армии так намяли бока на Восточном фронте, что уголь и нефть до зарезу стали нужны самому Третьему рейху, поэтому всякий экспорт стратегического сырья был прекращен.

К счастью, на горных реках Швейцарии было построено множество небольших электростанций, а раз есть электричество, то можно перевести железные дороги на электровозную тягу. И перевели. Да вот только не все. Маневровую работу на станциях выполняли небольшие паровозы – чем их топить? Почему и здесь бы не пустить электровозы? Маневровая работа требует частого изменения скорости и направления движения, а контролировать обороты асинхронного двигателя переменного тока без использования электроники затруднительно. Конечно, маневровые электровозы со временем построили, но решать-то проблему требовалось срочно.

13 января 1943 года из мастерских депо станции Ивердон-ле-Бен, что в 60 километрах от Берна, выехал необычного вида локомотив. Это был, конечно, паровоз, но на крыше будки у него красовался электровозный пантограф. За основу пароэлектрического гибрида был взят серийный маневровый локомотив швейцарских железных дорог серии Е 3/3 «Тигерли». В его котел вмонтировали два мощных ТЭНа (теплоэлектронагревателя), так что локомотив сразу получил прозвище «tauchsieder» – «электрокипятильник». Ток от контактной сети шел через понижающий трансформатор. На паровозе стояла мощная аккумуляторная батарея для питания циркуляционного насоса и внутренней электросети. В результате переделки паровоз стал на 7 тонн тяжелее, поэтому пришлось усиливать экипажную часть и рессоры.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пирожечь сердца людей! Пирожечь сердца людей!

Почему высокое искусство стихосложения все еще скорее живет, чем нет

Maxim
Орнамент массы: 95 лет «Метрополису» Фрица Ланга. Чем была вдохновлена и кого вдохновила классика сай-фая? Орнамент массы: 95 лет «Метрополису» Фрица Ланга. Чем была вдохновлена и кого вдохновила классика сай-фая?

Что не разглядели зрители в одном из главных шедевров немой кинематографии

Esquire
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Индия Индия

Индия: брать все, не обещать ничего

Esquire
10 женских заблуждений о мужчинах 10 женских заблуждений о мужчинах

Мужчины не так примитивны, как о них думают создания высшего уровня

Maxim
Ведьма-атаманша: как Алена Арзамасская стала военачальницей во время восстания Разина Ведьма-атаманша: как Алена Арзамасская стала военачальницей во время восстания Разина

Алена Арзамасская — еретичка, воровка или «русская Жанна д’Арк»?

Forbes
Цивилизация Цивилизация

Они одними из первых освоили инженерию, завели армию, монархию и дипломатию

Вокруг света
Ожидание и реальность: 3 истории, когда первый секс явно пошел не по плану Ожидание и реальность: 3 истории, когда первый секс явно пошел не по плану

Первый секс бывает крайне непредсказуемым

Playboy
Свет и блеск Достоевского Свет и блеск Достоевского

Тернистый путь, пройденный Фёдором Михайловичем Достоевским

Наука и жизнь
«Почва только для одной партии» «Почва только для одной партии»

Зимой 1934 года закончилась бурная эпоха глубоких кризисов и острых потрясений

Наука
Нужно повторить: самая интеллигентная война в истории человечества — и она идет прямо в эту минуту Нужно повторить: самая интеллигентная война в истории человечества — и она идет прямо в эту минуту

Эта война получила прозвание «интеллигентная»

Maxim
Милашки: как выглядели в детстве Диана, Маркл, Миддлтон и другие жены принцев Милашки: как выглядели в детстве Диана, Маркл, Миддлтон и другие жены принцев

Возлюбленные наследников британского престола росли активными девочками

VOICE
Как водители наказывают обочечников на дороге (сурово, но справедливо) Как водители наказывают обочечников на дороге (сурово, но справедливо)

Нашумевшие истории о противостоянии обочечников с принципиальными водителями

РБК
Фотосессия на миллион: 8 главных правил от эксперта Фотосессия на миллион: 8 главных правил от эксперта

Фотогеничность и креатив — это не врожденный дар, а навык, который можно развить

Cosmopolitan
Включите габариты Включите габариты

Что мешает дизайнерам шить вещи для немодельной фигуры

Vogue
Планетологи не нашли различий между реголитом и грунтом астероида Рюгу Планетологи не нашли различий между реголитом и грунтом астероида Рюгу

Опубликованы новые результаты анализа данных наблюдений «Хаябусы-2»

N+1
Шведская Hästens продаёт кровати за $499 тысяч королям и звёздам: из чего их делают и почему они такие дорогие Шведская Hästens продаёт кровати за $499 тысяч королям и звёздам: из чего их делают и почему они такие дорогие

Как маленькая мастерская превратилась в производителя самых дорогих кроватей

VC.RU
Археологи нашли в Норвегии вытаявшие из ледника охотничьи укрытия Археологи нашли в Норвегии вытаявшие из ледника охотничьи укрытия

Такие укрытия использовали древние скандинавы для добычи северных оленей

N+1
Закрытый показ Закрытый показ

Есть надежный способ предсказать, как сложится судьба картины в прокате

Forbes
Нельзя продавать холодильники и вызывать дождь: 7 самых странных и нелепых законов Австралии Нельзя продавать холодильники и вызывать дождь: 7 самых странных и нелепых законов Австралии

Если ты соберешься в путешествие в Австралию, смотри, как не нарваться на штраф

Playboy
Держи лицо: какие манипуляции в мужской пластике особенно востребованы и почему? Держи лицо: какие манипуляции в мужской пластике особенно востребованы и почему?

Что полезно узнать, прежде чем решиться на пластику?

Esquire
Есть у трети женщин: что такое гранулы Фордайса и можно ли от них избавиться Есть у трети женщин: что такое гранулы Фордайса и можно ли от них избавиться

Гранулы Фордайса встречаются у 35% женщин и 60% мужчин

Cosmopolitan
Меланхолия Меланхолия

Ксения Колесник (Asammuell) о том, почему не хочет быть хорошей

OK!
Космические тайны: с чем пришлось столкнуться НАСА после возвращения астронавтов на Землю? Космические тайны: с чем пришлось столкнуться НАСА после возвращения астронавтов на Землю?

Ежегодно открывается все больше и больше тайн о космических странствиях

Популярная механика
11 домашних масок для волос, которые действительно работают 11 домашних масок для волос, которые действительно работают

Как вылечить волосы в домашних условиях?

Cosmopolitan
История парня из России, который в 30 лет сделал фаллопротезирование и начал жизнь с нуля История парня из России, который в 30 лет сделал фаллопротезирование и начал жизнь с нуля

Через что продится пройти, чтобы вернуть себе здоровую сексуальную жизнь

Playboy
Владимир Битоков: «Кино необязательно снимать через преодоление» Владимир Битоков: «Кино необязательно снимать через преодоление»

Режиссер Владимир Битоков рассказывает о жизни и кино

РБК
Со всего мира с любовью! Со всего мира с любовью!

В череде зимних будней тебя еще ждет волшебный праздник – День всех влюбленных

Лиза
Ротару, Бодрова и другие вдовы, которые хранят верность покойным мужьям Ротару, Бодрова и другие вдовы, которые хранят верность покойным мужьям

Звездные жены, которые после смерти мужа продолжают хранить ему верность

VOICE
Георгий Эфрон: между двух огней. О романе Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве» Георгий Эфрон: между двух огней. О романе Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве»

Роман «Парижские мальчики в сталинской Москве» о сыне Цветаевой Георгии Эфроне

СНОБ
Открыть в приложении