Ого-гонь XXI века. Часть 2
Снова с тобой наша подборка самых горячих пожаров современности, в которую за последнее лето добавились новые кандидаты на звание наиболее впечатляющего огненного инферно XXI века. Смотри, ужасайся, принимай меры противопожарной безопасности. И да пребудет с тобой огнетушитель!
Deepwater Horizon
Вечером 20 апреля 2010 года Джимми Харрелл, 54-летний начальник нефтяной платформы Deepwater Horizon, принимал душ. Подходил к концу напряженный, невероятно сложный проект, по которому начальство безбожно сократило сроки. 20 апреля был завершен последний тест, прямо сейчас внизу запечатывали новую готовенькую скважину на месторождении Макондо. Бурить было непросто, девять дней работа вообще стояла – думали, что оборудование намертво застряло в шахте. Но прорвались. За любую задержку нефтяников чувствительно штрафовали, а за скважину, просверленную в срок, давали огромные премии. Где еще людям без высшего образования удастся заработать за год шестизначную сумму? Да и работать приходится не на ржавых развалинах, на которых он, Джимми, оттрубил пару десятилетий, прежде чем получил назначение на новенькую Deepwater Horizon. Ребята называли ее «Отель «Хилтон». У каждого персональный санузел, есть спортзал, сауна, кинотеатр. Да, приходится потеть сверхурочно, но зато в каких условиях!
День был действительно непростым для Харрелла. Во-первых, проводили финальные тесты скважины, и все молились, чтобы не было протечек. Во-вторых, в этот самый неподходящий момент British Petroleum прислала на платформу делегацию, которая приехала поздравить нефтяников с семилетием работы без единого инцидента. Харрелл водил начальство по своей впечатляющей высокотехнологичной вотчине, показывал хозяйство – и с облегчением выдохнул, когда в конце дня инженеры объявили, что скважина показывает стабильные результаты. Теперь горячий душ, телевизор, сон...
«Вдруг свет погас, раздался невероятной силы взрыв, затем еще один, – свидетельствовал мистер Харрелл во время допроса об обстоятельствах пожара на Deepwater Horizon. – Все жилые каюты вдоль правого борта были повреждены, включая ту, где я принимал душ».
Харрелл схватил свою одежду. Раздался скрежет, и потолок стал падать ему на голову. Что-то острое вонзилось в глаз. Лихорадочно натянув штаны, начальник Deepwater Horizon дрожащими руками стал разгребать обломки, которые забаррикадировали дверь. Он сумел вылезти из душевой, на ощупь пробрался через свою каюту и оказался в коридоре. Где-то впереди метался луч света от фонарика. Харрелл видел его одним глазом и бросился туда. Человек с фонариком, помогавший товарищам выбраться из-под обломков, испуганно сказал, что только что по коридору пронесся огненный шар. Ситуация на капитанском мостике явно требовала присутствия Харрелла, и он стал пробираться туда сквозь обломки, пожар и облака газа.
Вопрос о том, насколько в случившемся была виновата команда Deepwater Horizon, решался в ходе подробного расследования. На него нет однозначного ответа. Катастрофа произошла из-за сочетания сразу нескольких факторов: давления по срокам со стороны руководства, очень сложной для бурения пористой породы месторождения Макондо, отказа всех систем экстренного запечатывания скважины, которые оказались неисправны… В тот момент, когда обожженный и наполовину лишившийся зрения Харрелл пробрался на капитанский мостик, там царила полная паника. Сделать уже ничего было нельзя.
Когда люди с капитанского мостика выбралось на верхнюю палубу к спасательным шлюпкам, у них перед глазами предстало инфернальное зрелище. Фонтан пламени гудел в центре, где когда-то была буровая вышка. Шлюпок на своем месте не было. Те, кто выбрался наверх раньше, давно спустили их на воду, так как иначе им грозила опасность быть зажаренными заживо. Кто-то вспомнил, что есть еще запасная надувная лодка. Ее нашли, но не сразу надули в суматохе и чуть не перевернули, когда спускали на воду. Несколько человек к этому времени уже прыгнули в океан с края платформы.
К счастью, неподалеку находился корабль поддержки. Через два часа после начала пожара на верхней палубе «Бэнкстона» сгрудились спасенные с нефтяной платформы рабочие. Обожженные, раненые, ошеломленные, кто-то в одних только в трусах. Среди спасенных не было одиннадцати человек: они сгорели заживо во время первого взрыва.