Как смартфоны превращают человека в не пойми что и что с этим делать

MaximHi-Tech

Гримасы прогресса

Как смартфоны превращают человека в не пойми что и что с этим делать.

Текст Павел Шляпников

«Опять уткнулся в свой телефон!» Что может быть скучнее этой фразы? Уткнулся и уткнулся, все так делают. А раз все так делают, значит, это нормально. Или нет? Бесконечное взаимодействие со своим смартфоном – явление настолько новое, что только сейчас начинаются поиски границы между пользованием и пагубной зависимостью, между употреблением и злоупотреблением. Не слишком ли часто ты утыкаешься в смартфон? Почему нас тянет это делать без необходимости? Стал ли ты уже рабом своего мобильного? И если да, то как спасаться?

Новое сообщение

Проверь телефон, пока не успел увлечься статьей. Наверняка на одной из иконок замироточила цифра «1». Пришло письмо с ответом «ОК», в «Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» на тебя подписался салон маникюра для веганов, в «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» зовут на фестиваль плавленых сырков в честь «Дня независимости от конституции». Каждое напоминание по отдельности – мусор, но в совокупности это информационный эфир, в котором мы проводим свободное от сна время. Раньше мир для нас делился на реальный и виртуальный. Мы говорили: «Я зайду в Интернет и посмотрю». Потом садились за компьютер, запускали браузер, вводили адрес, открывали сайт. Но десять лет назад Стив Джобс показал iPhone. Пока все спорили, будет ли продаваться телефон, если нельзя переслать рингтон по Bluetooth, iPhone разделил эпоху Интернета на «до» и «после». Весь ритуал входа в Интернет свелся к одному действию – свайпу по экрану влево – Slide to Unlock. Через пару лет появились магазин приложений и оповещения, и теперь не пользователь входил в Интернет, а Интернет входил в него. Существовать без смартфона было возможно, но бессмысленно: это банк, пицца, такси, фотостудия, личная жизнь, да еще и звонить можно. Гарвардский ученый Лесли Перлоу утверждает в книге «Спать со своим смартфоном», что для 70% активных граждан телефон – первая вещь, к которой они прикасаются утром. И это данные 2012 года. Да ты сам все знаешь и с большой долей вероятности читаешь этот текст с маленького экрана.

Частота раздражения

Ларри Розен

Цифровая эпоха наступила быстрее, чем мы успели к ней адаптироваться, пишет в своей книге профессор психологии из Калифорнийского университета Ларри Розен. Он провел исчерпывающий эксперимент над своими студентами и установил две важные цифры. Во-первых, мы используем телефон примерно 3–3,5 часа в день, и в этом нет ничего плохого. Это время мы позаимствовали у чтения книг, просмотра телевидения и общения с людьми, но, оказывается, мы делаем то же самое, только на смартфоне.

Второе число смущает сильнее: в среднем американский студент разблокирует смартфон 200–220 раз в день. Если вычесть из длительности суток время сна, то получается, что на смартфон он отвлекается каждые 8–10 минут, что не оставляет никаких шансов сконцентрироваться на другом занятии. Выводы Ларри Розена дополняет компания Deloitte: 50% молодых людей 18–24 лет проверяют уведомления на смартфоне даже ночью, если внезапно проснулись.

Тогда профессор Розен решил доказать, что такая зависимость пагубна и влечет реальные физиологические последствия. Одной группе молодых людей смартфоны положили в осязаемой близости, другой – на расстоянии 1–2 метров. Пока группы проходили несложные тесты на логику, на телефоны присылались уведомления. У обеих групп наблюдалась эмоциональная реакция на загоревшийся экран телефона. Но первые, прочитав уведомление, успокаивались, а вторые продолжали нервничать, их пульс учащался, при этом когнитивные навыки ослабевали.

Во второй части эксперимента испытуемым перестали присылать уведомления. Первая группа сама стала регулярно проверять собственные смартфоны, а вторая, даже не получая никаких сигналов, все равно нервничала так же, как и в первой части эксперимента. Поведение оказалось похожим на любую другую зависимость, например курение. Правда, против курильщиков давно уже действует геноцид. А смартфон в большом городе есть буквально у каждого. Лежит в кармане, ожидая, когда ты протянешь к нему руку. И тогда капкан захлопнет свои челюсти.

Капкан номер один: принцип голубя

Примерно 70 лет назад Беррес Фредерик Скиннер, один из самых известных психологов XX века, ставил эксперимент на голубях. В первой фазе он запер птицу в клетке и установил кнопку, при нажатии на которую выдавалось определенное количество пищи. Голубь вел себя предсказуемо и расслабленно: захотел поесть – нажал кнопку. Во второй фазе Скиннер сделал функцию кнопки непредсказуемой: подача корма срабатывает не всегда, объем порции различается. Это приводит к истеричному поведению птицы: она раздражена и нажимает на кнопку постоянно, даже когда сыта. Ученый назвал такой подход непереводимым термином intermittent variable ratio reinforcement schedule, написал книгу про игроков в Атлантик-Сити и стал великим.

А относительно недавно Наташа Шулл, антрополог и профессор Университета Нью-Йорка, опубликовала работу, связывающую современный алгоритм работы социальных сетей и неврастеничных голубей. Согласно ее исследованиям, наша смартфонная зависимость очень похожа на взаимоотношения голубей с кнопкой. Мы идем туда получать удовольствие: видеть лайки под нашими постами, получать ожидаемые письма, любоваться красивыми картинками, играть в игры, читать анекдоты... Но поскольку лента непредсказуема, чаще всего в нашу кормушку высыпается ворох несъедобной и раздражающей ерунды: рекламные рассылки, расстраивающие новости, унылые фотографии чужих детей и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иногда не сдавайся! Иногда не сдавайся!

Сейчас чуть ли не полпланеты страдает синдромом выученной беспомощности

Maxim
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Дэйв Мастейн Дэйв Мастейн

Король треш-метала вспоминает, как в детстве зарабатывал на пластинки

Maxim
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Крутотень Крутотень

Яна Кошкина сыграла около пятидесяти ролей в кино и сериалах

Maxim
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
От безопасной крепости до стиля кочевника: как люди выбирают себе жилище От безопасной крепости до стиля кочевника: как люди выбирают себе жилище

Почему одни люди выбирают уютную крепость, а другие дом на колесах

Maxim
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Валерий Сюткин Валерий Сюткин

Он такой же, как его лирический герой – оптимист, пижон, весельчак и сибарит

Maxim
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Боевые инвестиции Боевые инвестиции

Сколько денег приносит бокс

Деньги
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
Геологи раскрыли тайну Великого Лиссабонского землетрясения XVIII века Геологи раскрыли тайну Великого Лиссабонского землетрясения XVIII века

Как землетрясение 1755 года изменило Европу: научное объяснение катастрофы века

ТехИнсайдер
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Возвращение Электроника Возвращение Электроника

Дискомфорт, связанный с цифровизацией, не только российская проблема

Ведомости
Инвестиции в эпоху снижения ставок: где искать прибыль Инвестиции в эпоху снижения ставок: где искать прибыль

О том, идет ли переток депозитов в инструменты фондового рынка

Деньги
«Владивосток может стать новым Гонконгом» «Владивосток может стать новым Гонконгом»

Экономический ландшафт Дальнего Востока меняется, он привлекает инвестиции

Деньги
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Я поднимаю свой — вокал Я поднимаю свой — вокал

Вечный спор физиков и лириков: можно ли стать певцом в зрелом возрасте?

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении