Что побуждает людей не просто помогать другим, а подчинять этому всю свою жизнь?

ЛизаОбщество

Теплое течение

Что побуждает людей не просто помогать другим, а подчинять этому всю свою жизнь или весомую часть жизни? В поисках ответа «Лиза» обратилась к сотрудникам и волонтерам благотворительного фонда «Гольфстрим».

История 1

Виктория Якимова, директор по развитию, мама троих детей

«Я сделаю все, чтобы ты жил полноценной жизнью», – пообещала Вика сыну. И слово держит.

Вика была очень молода, когда родила сына, но уже тогда, в свои 18, поняла: смысл ее жизни – в детях.

Роды были тяжелыми. Из-за ошибки врачей у мальчика оказались сломаны тазовые кости, правда, тогда об этом никто не догадывался. Полгода Вика удивлялась: почему, когда она прикасается к ножкам Влада, он так кричит? Ребенок рос, прибавлял в весе, но садиться вовремя не начал, ползал не так, как все дети, не пошел. Диагноз прозвучал безутешно – ДЦП.

«Я бесконечно благодарна сыну за то, что он у меня есть, – говорит Вика сегодня. – Он сделал меня такой, какая я есть – сильной, мудрой, целеустремленной. Сын – мой локомотив. Благодаря ему я не могу позволить себе быть слабой. Бывает, родители особенных ребят начинают себя жалеть: «Ах, почему это произошло с нами?» У меня таких мыслей даже не возникало».

Закончив учебу, Вика устроилась сразу на три работы. Спала по два часа в сутки, каждую минуту посвящала сыну – учила его стоять, идти с опорой. Было трудно, но мальчик начал ходить, опираясь на трости, и в 7 лет пошел в обычную школу. Косые взгляды на линейке, шепот на улице – все это Вика хорошо помнит. «Однажды мы пришли с Владом в бассейн. Говорю директору: «Хочу купить абонемент. Есть ли у вас тренер, чтобы он мог заниматься с сыном индивидуально?» «Нет! И я запрещаю пускать вас на порог! Вы мне тут всех распугаете!» – был ответ». И таких эпизодов множество.

В 12 лет у мальчика начались сильные боли. Однажды, во время поездки в Евпаторию, на приеме у известного профессора выяснилось, что ДЦП у Влада... нет. Так Вика узнала, что во время родов у него были сломаны кости таза, которые затем неправильно срослись. Срочно требовалась операция. Вика начала собирать деньги по родным и друзьям, влезла в кредиты. Именно тогда она познакомилась с Мариной Зубовой, президентом фонда «Гольфстрим». Марина тоже отдыхала в санатории со своим сыном. Она сама подошла к Вике и предложила: «Мы уезжаем. У нас остались деньги, а вам, знаю, не хватает. Возьмите. Когда мы вернемся в Москву, наш фонд объявит сбор средств на операцию Владу».

В итоге операции растянулись на 4 года. Вика и Влад буквально поселились в Евпатории. Когда у врача не оказалось нитей, чтобы зашить Влада, Вика перевернула весь Крым, чтобы их добыть – даже проникла в операционную городской больницы, пройдя мимо всех постов охраны, словно она в шапке-невидимке, и уговорила заведующую ей помочь. Марина была впечатлена этой историей и сказала: «Если решите перебраться в Москву, приходите к нам работать. Фонду нужны такие люди».

В Москву Вика переехала, когда Влад поступил в колледж в Рязани: захотела быть ближе к сыну. Сейчас она – председатель совета фонда и директор по развитию. Но 7 лет назад начинала обычным менеджером с маленькой зарплатой, снимала комнату, утром мчалась на метро на работу с коляской: 11-месячную дочку не с кем было оставить. «Дочь играла в офисе на полу, потом я укладывала ее спать в коляске. Одной рукой укачиваю, другой набираю номера – телеканалы, доноры. Сама грузила и возила игрушки на благотворительные ярмарки. Казалось, горы могу свернуть! Знаете, я благодарна судьбе за все. Когда трудно, надо не жалеть себя, а увидеть ситуацию со стороны и понять: трудности даются нам свыше неслучайно...»

История 2

Никита Малышев, актер, режиссер, музыкант

Детский спектакль «Колыбельная Пушкина» – педагогическое ноу-хау Никиты.

Никита – режиссер детской театральной студии «Сны Алисы», в которой вместе занимаются дети с особенностями развития и дети без проблем со здоровьем.

Когда ребята работают, играют вместе, они не чувствуют различий – такая вот сила совместного творчества. А еще дети-актеры очень любят и уважают своего режиссера Никиту: он каждого воспринимает всерьез и всегда поощряет их фантазию. Было время, когда педагог не мог вести занятия. Нашли другого, но дети стали относиться к репетициям как к скучной обязанности. Одна девочка даже написала письмо Деду Морозу: «Пожалуйста, сделай так, чтобы к нам вернулся Никита!»

И Никита вернулся. Работая над спектаклем «Колыбельная Пушкина», премьера которого состоялась этой весной, он предложил ребятам самим выбрать себе героев – тех, кого им хочется сыграть. «Если актеру на сцене не комфортно и он не понимает, что делает, то и зритель ему не поверит, – объясняет Никита. – Я пытаюсь создать для наших детей зону комфорта на сцене, иду от их особенностей, от их психофизики. Даже если ребенок не проговаривает звуки, это всегда можно обыграть».

Родители считают, что детям повезло с таким педагогом. Мама юного актера Василия рассказывает, как занятия влияют на сына: «Когда видишь Васю на сцене, есть ощущение, что это – его. Сын, которого трудно убедить начать одеваться, потому что он вообще не понимает, зачем это нужно, всегда собран и готов быть первым, когда мы собираемся в театральную студию. Она очень ему помогает».

Ну а Никита восхищается тем, сколько сил дети вкладывают в репетиции, в игру: «Все они меня вдохновляют. Иногда смотрю на них и думаю: если у них такое получается, я-то вообще должен горы сворачивать!»

Часто перед спектаклями публика настроена снисходительно: ну что могут показать эти детишки? А после говорят: «Нет, это не утренник. Мы побывали в настоящем театре!»

История 3

Лучия Буну, студентка МСПИ, участница проекта Школа волонтера «Вместе весело»

«Однажды вся наша страна станет единой территорией инклюзии», – верит Лучия.

«Приглашаем молодых и творческих людей 16–24 лет с ограниченными возможностями здоровья для участия в конкурсе красоты! Призеров ждут награды!»

Это объявление появилось в соцсетях конкурса «Красота внутри» в январе. Когда началась регистрация, одна из участниц спросила организаторов: «Как будет проходить мое интервью, если я не слышу и не говорю?» Ей ответили: «Чтобы показать себя, слова нужны не всегда. К тому же что-то озвучить может ваш волонтер». Волонтеры помогали участникам на всех этапах конкурса, а студентка Московского социально-педагогического института Лучия Буну стала тим-лидером волонтерской команды. «Я очень благодарна «Гольфстриму» за возможность поработать волонтером на конкурсе, – говорит она. – Мне кажется, для особенных людей главный смысл участия в нем – не в победе и даже не в том, чтобы показать свои таланты, а в том, чтобы раскрыться, научиться общаться, сделать еще один шаг к социализации. Все участники – потрясающие. Кто-то стеснительный, кто-то коммуникабельный, но все такие харизматичные! И они – счастливые люди, потому что ценят то, что у них есть, даже самую малость. Чтобы так радоваться, они через многое проходят. А еще меня приятно удивило, как много молодых людей сейчас хотят быть добровольными помощниками. За время подготовки каждая из наших пар «участник – волонтер» превратилась в сплоченную мини-команду»

Конкурс красоты для людей с ОВЗ – лишь одно из многих событий, в которых участвовала Лучия. У нее и ее друзей по Школе волонтеров «Вместе весело», где желающих учат тонкостям осознанного волонтерства, очень смелые планы. «Мы хотим изменить мир. Хотим, чтобы особенные люди чувствовали себя полноправными членами общества, были активными, деятельными. Начинается все с малого: появляются несколько десятков ребят, которые понимают своих особенных сверстников и общаются с ними так, чтобы те забывали об ограничениях, вызванных состоянием их здоровья. Вокруг них образуется пространство инклюзии, входя в которое человек с ОВЗ получает понимание и принятие, грамотную поддержку и помощь. Верю, что таких островков будет становиться все больше, пока вся наша страна не станет для инклюзии единым, цельным полотном».

История 4

Юлия Абзалтдинова, Ирина Скуратовская художница и модель

На выставке фотоизображение Ирины можно было воспринимать тактильно.
Юлия поставила себе непростую задачу – раскрыть мироощущение незрячих людей.

Юлия – современная художница, работающая в самых разных визуальных жанрах, от фотографии до видеоарта. Участие в инклюзивном проекте стало для нее особенным опытом.

Как незрячие люди представляют себя красивыми? Какими, по их ощущениям, окружающие их видят? Среди тем выставки «Искусство быть», которая объехала многие города России, была и такая. В числе арт-объектов оказалась аудиовизуальная инсталляция Юлии Абзалтдиновой «Показать то, что нельзя увидеть» – серия фотопортретов, помещенных в специальные лайтбоксы, и записи разговоров с незрячими и слабовидящими моделями, которые происходили во время съемки.

Одной из героинь исследования стала Ирина Скуратовская, руководитель направления «Инклюзия в действии» в фонде «Гольфстрим». «Было невероятно интересно и очень волнительно оказаться участницей художественного проекта. Теперь так много людей будут знать обо мне самые сокровенные вещи, ведь процесс требовал от меня личностного, женского самораскрытия. И хотя я знала о нем детально, поскольку сопровождала проект как консультант-психотерапевт и супервизор, было много непривычных мыслей и чувств», – вспоминает Ирина.

Для Юлии, которая бросает себе как художнице все новые вызовы, работа позволила перевести свои исследования природы человека на недосягаемую глубину. Что же у нее получилось? Портреты, которые можно «видеть» как глазами, так и на ощупь. «Каждый из них, – рассказывает Юлия, – заключен в лайтбокс – короб-раму со светодиодами, пропускающими тепло сквозь поверхность изображения. При активации бокса протоны начинают светиться и излучать тепло. Так, прикасаясь к портрету, можно осязать контуры человека – изгибы тела, черты лица, линии одежды, а также предметы интерьера вокруг него. Выдавленные на листах пластика тонкой иглой, все они при нагревании пластика приобретают объем, сравнимый со шрифтом Брайля. Каждый бокс снабжен наушниками, надев которые ты еще и слышишь героя, тактильно и аудиально «вбирая» его психологический портрет. Я довольна результатом: люди с нарушением зрения могут считать то, что нельзя увидеть, а незрячие модели – «взглянуть» на себя со стороны».

История 5

Вера Максимова, волонтер проекта «Мастерицы», шьет мягкие игрушки для благотворительных ярмарок

Желание радовать людей у Веры появилось в юности. Она даже профессию выбрала такую, чтобы делать жизнь красивой – агроном по специализации «фитодизайн».

«После окончания учебы я работала цветоводом в профилактории, превратила свой участок работы в цветущий сад, – рассказывает Вера. – Но мне хотелось делать что-то красивое и доброе и вне работы. Нянчила детей в многодетной семье, была волонтером в детском онкоцентре...»

Вера – человек верующий. Однажды, когда она была в церкви, у нее возникло желание участвовать в украшении храмов к праздникам, и она записалась на курсы церковных флористов при Даниловом монастыре. «Своим трудом радовать прихожан, молодоженов, которые так любят фотографироваться на фоне живых цветов – что может быть прекраснее?»

Тот самый ангел, с которого все началось.

Работа церковного флориста непростая. Например, цветочная композиция, которой украшают храмовую люстру, может весить до 70 кг – и это только вес срезанных цветов, зелени, оазиса для живых растений, напитанного водой. Чтобы ее украсить, нужно подниматься на стремянке – сложно. Вера все чаще чувствовала себя усталой. Удивлялась: почему благое дело так утомляет ее? Ведь это то, о чем она мечтала. Но самочувствие ухудшалось, и Вера почувствовала: дело не в сложности работы. Увы, она оказалась права. При обследовании у Веры обнаружили онкологию. Пришлось отложить волонтерские дела и заняться здоровьем. Когда было пройдено несколько курсов лечения, врач посоветовал Вере искать в жизни светлые моменты, делать что-то приятное для себя. И Вера решила научиться шить. Вышивала картины бисером, ходила на всевозможные мастер-классы. На одном из таких занятий она познакомилась с мастером по текстильным игрушкам Юлией Бучинской, которая пообещала Вере, что обучит ее своему ремеслу. Причем это будет не просто шитье, умение, которое останется с ней навсегда, а еще и доброе дело. Рассказала ей о благотворительных мастер-классах, которые проводит фонд «Гольфстрим» – каждый желающий при помощи мастера может изготовить игрушку, получить навык и выкройку. А сами игрушки остаются в фонде – их продадут на благотворительной ярмарке, а вырученные деньги направят на помощь больным детям.

«Мне эта идея очень понравилась, – говорит Вера. – И творчество, и помощь людям – именно то, чего я хотела. Вскоре шитьем увлеклись и мои родители. Это занятие стало нашим общим делом, принесло новый смысл в жизнь нашей семьи. Знаете, я до сих пор помню свою первую сшитую игрушку. Это был ангел. Верю: чтобы сделать по-настоящему доброе дело, нужно шить с легким сердцем, чтобы в игрушке осталось тепло твоих рук. Этому принципу и следую. А добрые дела, которые мы делаем ради других людей, дают силы и нам самим. Сейчас я чувствую себя лучше – энергия добра и правда целительна...»

Фонд «Гольфстрим» в цифрах и фактах

10 лет отмечает в этом году благотворительный фонд помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим».

10 городов охватывали его различные программы – Москву, Нижний Новгород, Краснодар, Владикавказ, Калугу, Тверь, Тулу, Выксу, Орел, Владимир.

2300 – столько семей, воспитывающих детей с ОВЗ, опекал фонд за время своего существования. В этом году, по данным на август, под опекой организации находится 171 семья.

17 729 168,00 рублей собрано при содействии фонда для операций и реабилитаций 9 детям по срочным показаниям (данные на период с января по август 2021-го).

5 проектов реализует фонд прямо сейчас – «Подростковый клуб» (помогает социализироваться особенным подросткам), Школа волонтера «Вместе весело» (объединение более 100 добровольных помощников), Выставка «Искусство быть» (арт-проект, чья миссия – показать, что искусство должно быть доступно всем), Детский инклюзивный центр «Вместе весело шагать» и Программа «Инклюзия в действии. Доступно всем».

+26°C составляет на поверхности температура воды течения «Гольфстрим», в честь которого названа организация. По мысли ее учредителя Марины Зубовой, фонд призван сделать жизнь его подопечных столь же теплой и комфортной.

Порядка 20 человек работают в фонде: 3 Юли, 3 Наташи, 2 Кирилла, 2 Лены, 2 Татьяны, 2 Виктории, 2 Марии, 2 Анны, есть 1 Римма, 1 Надира и... 1 на всех Любовь – не только имя сотрудницы в составе команды, но и движущая сила всего проекта.

Фото: БФ «Гольфстрим»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сказка джунглей Сказка джунглей

Как создать в своей квартире тропическую атмосферу

Лиза
Почему Китай ополчился на BTS, Blackpink и другой корейский поп Почему Китай ополчился на BTS, Blackpink и другой корейский поп

Амбассадоры коммунизма не дремлют

GQ
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Как распознать партнера, склонного к эмоциональному насилию Как распознать партнера, склонного к эмоциональному насилию

Что такое эмоциональное насилие и как распознать абьюзера?

Psychologies
Увидеть Армагеддон и выжить Увидеть Армагеддон и выжить

Израиль находит, чем удивить путешественника, помимо библейских древностей

Вокруг света
Как нами манипулируют. Разбираем распространенные риторические уловки Как нами манипулируют. Разбираем распространенные риторические уловки

Разбираем словесные приемы и неэтичные риторические установки

Inc.
Почему космический полет Ричарда Брэнсона мог обернуться катастрофой Почему космический полет Ричарда Брэнсона мог обернуться катастрофой

Экипаж корабля Брэнсона через минуту после взлета получил сигнал об ошибке

GQ
Спортсмены. Наши чемпионы Спортсмены. Наши чемпионы

Они привезли олимпийское золото несмотря на то, что выступали без флага

GQ
Режиссер Кира Коваленко — о Кавказе, Каннах и кино Режиссер Кира Коваленко — о Кавказе, Каннах и кино

Кирой Коваленко о правдивости кино и нежности, живущую на Кавказе

РБК
Прощай, Бебель! Каким мы запомним Жан-Поля Бельмондо Прощай, Бебель! Каким мы запомним Жан-Поля Бельмондо

Жан-Поль Бельмондо был одним из последних актеров французской новой волны

Cosmopolitan
Ветер перемен Ветер перемен

Современная история о морских путешествиях в интерьере московской квартиры

SALON-Interior
«Со мной что-то не так?»: как страх одиночества мешает строить отношения «Со мной что-то не так?»: как страх одиночества мешает строить отношения

Почему некоторые бояться одиночества

Psychologies
Археологи нашли на Ямале останки людей с заведенными за таз руками и сжатыми кулаками Археологи нашли на Ямале останки людей с заведенными за таз руками и сжатыми кулаками

Ученые нашли останки двух людей с заведенными за таз руками и сжатыми кулаками

N+1
Без единого изъяна Без единого изъяна

Установка натяжного потолка

Идеи Вашего Дома
Ближе к народу: зачем бизнесу глубинное интервью с клиентом и почему не хватит опроса Ближе к народу: зачем бизнесу глубинное интервью с клиентом и почему не хватит опроса

Почему бизнесу следует говорить с клиентами подолгу

Forbes
Археологи установили время существования греко-бактрийской крепости Узундара Археологи установили время существования греко-бактрийской крепости Узундара

Крепость Узундара была построена в начале III века до нашей эры

N+1
Для чего нужно обучение во взрослом возрасте Для чего нужно обучение во взрослом возрасте

Образование даёт человеку возможность достичь целей в любом возрасте

Популярная механика
Бизнес по-женски: опыт Лены Лежневой, основательницы бренда Lelu Kids Бизнес по-женски: опыт Лены Лежневой, основательницы бренда Lelu Kids

Как стать успешной в своем деле: основательница бренда детских платьев

Cosmopolitan
Русский «Улисс»: каким получился фильм «Петровы в гриппе» Серебренникова Русский «Улисс»: каким получился фильм «Петровы в гриппе» Серебренникова

Критик Ярослав Забалуев делится впечатлениями о фильме «Петровы в гриппе»

РБК
Найденный школьниками ископаемый гигантский пингвин получил научное описание 15 лет спустя Найденный школьниками ископаемый гигантский пингвин получил научное описание 15 лет спустя

Палеонтологи описали гигантского пингвина, который жил в Новой Зеландии

N+1
«Я родилась без вагины и сделала ее сама»: откровенный рассказ об очень личном «Я родилась без вагины и сделала ее сама»: откровенный рассказ об очень личном

Жительница Австралии Элли Хенсли родилась без вагины

Cosmopolitan
Продукты против старения Продукты против старения

Как с помощью рациона замедлить естественные возрастные изменения?

Лиза
Дэвид Келлерманн Дэвид Келлерманн

Дэвид Келлерманн превратил швейную фабрику Петербурга в крупнейшую фэшн-компанию

Собака.ru
Недетские шалости: игрушки, которые сняли с производства Недетские шалости: игрушки, которые сняли с производства

По-настоящему страшные игрушки, которые уже не изготавливают

VOICE
Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества

Безумные афродизиаки. Ведь чем страннее, тем волшебнее

Maxim
Краткая (очень) история секса в российском кино Краткая (очень) история секса в российском кино

Секс в отечественном кино: поворотные моменты и фильмы

РБК
Растениеводство под защитой инноваций Растениеводство под защитой инноваций

На что делают акцент производители агрохимии, разрабатывая новые продукты

Агроинвестор
Учат в школе: 9 фактов о подготовке водителей в разных странах мира Учат в школе: 9 фактов о подготовке водителей в разных странах мира

Подготовке водителей в разных странах мира

Вокруг света
Интернет, нейросети и искусственная еда: что предсказали Стругацкие Интернет, нейросети и искусственная еда: что предсказали Стругацкие

Что предсказали фантасты братья Стругацкие

Культура.РФ
Евгений Миронов: «Планка настолько высока, что сейчас сложно понять, куда идти дальше и как развиваться» Евгений Миронов: «Планка настолько высока, что сейчас сложно понять, куда идти дальше и как развиваться»

Худрук и актер Евгений Миронов — как репетировать спектакль по Zoom

Grazia
Открыть в приложении