Как правильно мотивировать ребенка и поддерживать у него интерес к учебе?

ЛизаМать и дитя

Опять в школу...

Порой мы сами убиваем у детей стремление к знаниям. Как правильно мотивировать ребенка и поддерживать у него интерес к учебе?

Многие родители считают, что наказания, запреты и принуждение — лучший способ cформировать у ребенка привычку хорошо учиться и привить интерес к получению новых знаний. Но так ли это? Почему ребенку неинтересно учиться и что мы можем сделать, чтобы вернуть тягу к обучению, рассказывает наш эксперт, специалист по Вальдорфской педагогике и мама пятерых детей-погодок.

Почему он не хочет?

Ни один родитель не желает зла своему ребенку. И каждый педагог стремится к тому, чтобы ученикам было как минимум не скучно на его уроках. Но часто именно действия взрослых влияют на то, что дети теряют интерес к учебе. Что именно мы делаем не так?

Чрезмерно контролируем. Нам кажется, что если мы не будем следить за тем, чтобы ребенок выполнял уроки, вовремя сдавал рефераты и проекты, то он совсем забросит учебу. И только наш контроль и то, что мы держим ребенка в ежовых рукавицах, не дает ему забросить учебу. На практике же происходит с точностью наоборот — чем сильнее мы контролируем и давим, тем сильнее протест ребенка и ниже его интерес к обучению.

Не учитываем интересы детей. Мы всегда судим по себе: если нам легко давались математика и физика, то мы ждем, что и ребенок быстро и просто освоит школьную программу по этим предметам. Но наши дети — это не мы. У них свои интересы и склонности. Когда мы навязываем ребенку то, что ему не нравится или непонятно, он теряет интерес к учебе.

Выгораем. Эмоциональное выгорание приводит к тому, что мы начинаем выполнять свои обязанности механически без включенности в процесс. В обучении особенно важно, чтобы педагог был проактивным и максимально вовлеченным. Если этого не происходит, детям неинтересно учиться.

Слишком нагружаем. День многих современных детей буквально расписан по минутам: утром они идут в школу, после быстро делают уроки и отправляются на всевозможные кружки или занятия с репетитором. Мы загружаем детей так сильно, что у них не остается времени на отдых и восстановление. А ведь это залог успешной учебы и интереса к ней.

Не обращаем внимания на особенности детей. Школьная программа рассчитана на среднестатистического ребенка. И, конечно, большинство детей успешно и достаточно легко осваивают школьную программу. Но есть и такие, кто выбивается из общей массы. Одним из них трудно — они не могут концентрироваться, работают медленнее, чем большинство одноклассников, и не успевают на уроках. Другим, наоборот, слишком легко — они схватывают все на лету, быстро решают задачи и выполняют задания. И первым, и вторым становится скучно, и они логично теряют интерес к учебе.

Концентрируемся на результате, а не на процессе. Для некоторых родителей успехом в обучении становятся оценки, победы в олимпиадах и поступление в престижный вуз. Но такой подход не позволяет ребенку получать удовольствие от процесса. Он постоянно участвует в гонке за лучшими оценками и новыми грамотами. Он не понимает, как применять эти знания в жизни, и не знает, для чего он учится особенно в тех случаях, когда все цели достигнуты.

Слишком многого ждем. Самый большой страх любого ребенка — не оправдать ожидания родителей. Чем выше наши ожидания, тем сильнее этот страх. Когда мы ругаем ребенка за четверки или за то, что он не выиграл олимпиаду, ему кажется, что он не может достигнуть идеального результата. А если не можешь его достичь, то зачем вообще учиться?

Ругаем, но не хвалим. Многие родители воспринимают положительные оценки как нечто само собой разумеющиеся и считают, что хвалить детей за успешную учебу вовсе не обязательно. Вместе с тем, они ругают детей за провалы и ошибки. Когда от тебя только требуют, но ничего не дают взамен, ты со временем теряешь интерес к тому, что делаешь.

Мотивируем правильно

Конечно, мы не можем одномоментно перестроиться с авторитарного стиля и постоянного контроля на другие модели. Действуйте постепенно и не вините себя, если что-то не получается. На формирование новых привычек нужно время. Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?

Изучайте интересы и склонности ребенка. Самое сложное в этом не только понять, что интересно сыну или дочери, но и принять его выбор. Обычно по детям сразу видно, что им интересно: эти предметы даются им намного легче, а свободное время (если оно у него, конечно, есть) ребенок посвящает чтению специализированных книг или профсообществ в социальных сетях. Если ребенку разрешает выбирать кружки по интересам, а не потому, что считают выгодным и перспективным родители, то он тоже выбирает то, к чему у него есть склонности. Просто понаблюдайте за ребенком, поговорите с ним и ненавязчиво поинтересуйтесь, чем бы ему хотелось заниматься. Если самостоятельно определить склонности ребенка не получается, пройдите вместе с ним тесты по профориентации, сходите на консультацию к специалисту по карьере или психологу.

Учитесь расставлять приоритеты. Невозможно объять необъятное, и ребенок не может быть одинаково успешным и в физкультуре, и на ИЗО, и на математике, и на литературе. После того как выясните, что интересно ребенку и какие предметы даются ему легче других, сделайте упор именно на них, а остальные пусть осваивает в необходимом для аттестации объеме. Никаких заданий со звездочкой и репетиторов по тем предметам, которые не даются ребенку. Пусть он концентрируется на том, что у него получается и будет лучшим среди лучших, чем старается прыгнуть выше головы и станет лучшим среди худших. Единственное исключение — слабый педагог. Если предмет не дается ребенку из-за того, что его слабо преподают в школе, это повод найти другого педагога или дополнительные занятия, на которых ребенку будет действительно интересно.

Снизьте градус ожиданий. Конечно, мы хотим, чтобы ребенок был успешным, получил востребованную профессию и нашел свое место в жизни. Но что вы будете делать, если ваши представления о хорошей жизни и представления вашего ребенка не совпадут? Это не значит, что не нужно ставить цели и идти к ним. Это значит, что эти цели должны соответствовать желаниям и стремлениям ребенка, а не вашим представлениям о них. Пусть сын или дочь знают, что вы поддержите их в любой ситуации и поможете им достигнуть того, чего они хотят. В этом случае мотивацией к обучению и получению нужных знаний будет сам ребенок, а не ваши понукания.

Не забывайте про отдых. Помните, что ребенок не может быть успешным во всем, поэтому вовсе нет острой необходимости в том, чтобы занимать все его время полезной деятельностью и десятком кружков. Каждый день у ребенка должно быть время, когда он может не делать ничего полезного — встречаться с друзьями, залипать в интернете, читать книги, которые ему нравятся, заниматься хобби и так далее. В конце концов, ребенок может просто сидеть и смотреть в одну точку. В это время он восстанавливает силы и отдыхает. Это необходимое условие для нормальной учебы и интереса к ней.

Учите учиться. Никто точно не знает, какая профессия будет востребована через 10 или 20 лет. Когда мы определяем будущее для ребенка и всю жизнь готовим его к тому, чтобы он стал юристом или врачом, то можем прийти к тому, что к моменту выпуска ребенка из университета его профессия либо будет перенасыщена специалистами, либо перестанет быть востребованной. Более важным навыком станет умение учиться и осваивать новые профессии. Тогда он в любой момент сможет получить другую специальность и начать строить карьеру с нуля.

Направляйте, но не навязывайте. Конечно, ребенку бывает сложно понять, что ему нравится и кем он хочет стать. Его интересы меняются если не каждый день, то раз в месяц точно: сегодня он хочет строить космические корабли, завтра — учить японский, послезавтра — изучать природу Чукотки. Наша задача — направить энергию ребенка в мирное русло и помочь ему не распыляться. Обсудите с ребенком, почему его интересы меняются так быстро. Возможно, у него не складываются отношения с педагогом, и тогда нужно найти репетитора или дополнительные занятия с другим учителем. Возможно, он не умеет преодолевать трудности, и тогда нужно показать, как не сдаваться при первых сложностях. Возможно, он интересуется Чукоткой, потому что ей интересуется друг, и он пошел на кружок только из-за того, чтобы поддержать отношения. Тогда предложите ему другие варианты досуга. Нам нужно наставлять и помогать ребенку, но не давить на него.

Помогать и направлять

По природе дети стремятся к знаниям. Если мы обеспечиваем им все условия, не давим и помогаем, то они не утраивают этот интерес, а сохраняют его на всю жизнь.

Исключения из правил

Некоторым детям действительно необходимы жесткий контроль и постоянные наставления. Без них они теряют интерес и занимаются только тем, что им нравится. Однако большинству детей, особенно высокочувствительным, сложно жить под постоянным прессингом. Им необходимы совсем другие стимулы.

Карина Рихтере, психолог, специалист по родительско-детским отношениям, автор проекта mamazonka.ru

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Может ли работодатель сэкономить на налогах за счет ДМС. Объясняет юрист Может ли работодатель сэкономить на налогах за счет ДМС. Объясняет юрист

ДМС — это социальная нагрузка организаций, влекущая небыструю выгоду

Inc.
Все, что вам нужно знать о старшем сыне Джуда Лоу Все, что вам нужно знать о старшем сыне Джуда Лоу

Каким вырос Рафф Лоу

GQ
Не только «файф-о-клок»: все о традиции английского чаепития Не только «файф-о-клок»: все о традиции английского чаепития

Рассказываем об истории и основных правилах afternoon tea

Популярная механика
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
Зачем работодателям нанимать зумеров и как заставить их работать Зачем работодателям нанимать зумеров и как заставить их работать

Как работать с зумерами?

СНОБ
Записки путешественника: Образ Великобритании в русском искусстве Записки путешественника: Образ Великобритании в русском искусстве

Великобритания: вечный сплин, загадочная готика и байронические герои

Культура.РФ
Мария Шумакова: «Осознание, что я предала свою мечту, причиняло боль» Мария Шумакова: «Осознание, что я предала свою мечту, причиняло боль»

Мария Шумакова: как обрести веру в себя и перестать зависеть от окружающих

Psychologies
Hе забывается такое никогда Hе забывается такое никогда

Организаторы светского процесса в двухтысячных делятся подробностями той эпохи

Tatler
«Он сунул руку мне в штаны!» Маньяк домогался девушки, не стесняясь прохожих «Он сунул руку мне в штаны!» Маньяк домогался девушки, не стесняясь прохожих

Девушка столкнулась с домогательствами среди бела дня прямо в центре города

Cosmopolitan
Как исследуют ускоряющуюся Вселенную? Как исследуют ускоряющуюся Вселенную?

Несмотря на все достижения, мы наблюдаем только около 5% Вселенной

Популярная механика
Почему возникает депрессия и как ее лечить Почему возникает депрессия и как ее лечить

Что на самом деле поможет справиться с депрессией?

РБК
Почему важно следить за давлением в шинах: советы водителям Почему важно следить за давлением в шинах: советы водителям

Неправильное давление в шинах может обернуться серьезными проблемами

РБК
Место силы Место силы

Валерия Дзюба о своем новом офисе в легендарном доме Наркомфина

AD
Как выбирать зимнюю резину и почему шипы — прошлый век и отстой Как выбирать зимнюю резину и почему шипы — прошлый век и отстой

Если ты намерен купить новые покрышки, помни о реальности и теории вероятностей

Maxim
Азиатский макияж: шокирующие фото девушек до и после перевоплощения Азиатский макияж: шокирующие фото девушек до и после перевоплощения

Невероятные трансформации азиатских девушек

Cosmopolitan
«Прощай, сестра»: история одного семейного крушения «Прощай, сестра»: история одного семейного крушения

Наша героиня столкнулась с предательством людей, которых считала самыми близкими

Psychologies
Дети узнавали его чаще, чем Иисуса, а взрослые сжигали и расстреливали его фигурки: куда пропал Рональд Макдональд Дети узнавали его чаще, чем Иисуса, а взрослые сжигали и расстреливали его фигурки: куда пропал Рональд Макдональд

Клоун-маскот рекламировал McDonald’s с 1963 года, но в 2014-м исчез

VC.RU
Электронный микроскоп превратили в 3D-сканер с атомарным разрешением Электронный микроскоп превратили в 3D-сканер с атомарным разрешением

Ученые разобрались с ближним порядком в аморфных телах

N+1
Читать, бояться! Триллеры, от которых мурашки по коже Читать, бояться! Триллеры, от которых мурашки по коже

12 страшных книжек для осеннего чтения

Cosmopolitan
60 лет в комоде: девушка надела на свадьбу винтажное бабушкино платье 60 лет в комоде: девушка надела на свадьбу винтажное бабушкино платье

Элли Ливингвотер надела на свадьбу бабушкин наряд 60-летней давности

Cosmopolitan
Как разматывают Интернет: прокладка подводных кабелей Как разматывают Интернет: прокладка подводных кабелей

Как мировая информационная паутина соединяет континенты

Популярная механика
Спасите ваши уши: как наушники- Спасите ваши уши: как наушники-

Ученые увидели угрозу для здоровья в беспроводных наушниках

Playboy
Что нельзя говорить тому, кто разочаровался в жизни Что нельзя говорить тому, кто разочаровался в жизни

Что делать, если вы поняли, что вашего близкого посещают суицидальные мысли?

Psychologies
Поселившийся в аду Орфей. Как Георгий Иванов из любимца муз и бонвивана стал самым глубоким и печальным поэтом русской эмиграции Поселившийся в аду Орфей. Как Георгий Иванов из любимца муз и бонвивана стал самым глубоким и печальным поэтом русской эмиграции

Его называли «первым поэтом русской эмиграции», а еще «ничтожным эпигоном»

Esquire
По законам тундры По законам тундры

В северных регионах страны развивают традиционное оленеводство

Агроинвестор
Теснота нестихового ряда Теснота нестихового ряда

Игорь Гулин о поэзии Сергея Кулле

Weekend
Участники и сопричастные Участники и сопричастные

Главные действующие лица достигнутых в 1938 году в Мюнхене соглашений

Дилетант
Зачем я лайкаю себя Зачем я лайкаю себя

Мы поощряем собственный нарциссизм?

Psychologies
Кем ты была в прошлой жизни? 3 способа узнать это из регрессологии Кем ты была в прошлой жизни? 3 способа узнать это из регрессологии

Практики регрессологии, которые помогут вспомнить, кем ты была в прошлой жизни

Cosmopolitan
Открыть в приложении