Преподаватели рассказали о том, как новый формат учебы сказался на их работе

ЛизаОбщество

Держим дистанцию

Наши герои, преподаватели, честно рассказали о том, как «ковидный» формат учебы сказался на их работе. Настолько честно, что их имена пришлось изменить. Все остальное – чистая правда и хорошая пища для размышлений.

Удаленное, дистанционное обучение (или коротко – дистант), введенное в экстренном порядке во всех российских школах из-за пандемии коронавируса, внесло свои коррективы в жизнь детей, их родителей и, конечно, учителей. И уроки, которые он преподал и, вероятно, еще преподаст, мы запомним навсегда.

Героями этой статьи стали три преподавателя из разных частей России – Москвы, Омска и Якутска. Почему дистант никогда не сможет заменить классическое очное образование, из-за чего сбор домашних заданий растягивается на сутки, а учителям приходится работать по 12 часов в день...

История № 1

«Мне дистанционное образование понравилось. В целом это очень удобный инструмент. Если еще платформу правильно подобрать, то вообще классно. Но есть ключевое «но»! Дистант крут как дополнительный инструмент, однако никогда не сможет заменить полноценное образование. И это не только мое мнение.

Дистант нужно использовать в совокупности. Это очень классный подстраховочный вариант. Например, когда зимой морозы и занятия в школе отменяют. Если встанет вопрос, отменять занятия или переводить на дистант, то второй вариант, конечно, лучше.

Еще через дистант можно организовывать дополнительные занятия, что и делают в некоторых школах

Можно работать с детьми, которые по разным причинам обучаются дома. Дистанционка дает возможность не прерывать обучение, несмотря на обстоятельства, но заменить классическое образование не может. Хорошо, что власти прислушались к учителям и, несмотря на риск, школы с 1 сентября открыли для очного обучения.

Недостатки

Количество уроков. По санитарным нормам ребенок не может 6 уроков просидеть за компьютером. Поэтому на дистанте проводили 3, максимум 4 урока в день. Это очень сказалось на качестве образования. Количество материала, которое дети должны были освоить за 6 занятий, приходилось сильно ужимать или сокращать вовсе.

Сами уроки стали короче – по 30 минут. Этот момент тоже влиял на качество – приходилось давать меньше материала, некоторые детали опускать. Из-за этого информация становилась более плоской и менее всеобъемлющей.

Полное отсутствие контроля посещаемости. Если при очном обучении ребенка нет на уроке, то его нет в школе в принципе. На дистанте очень сложно уследить за этим.

Теряется эмоциональная связь «учитель-ученик». На обычных уроках, когда я что-то рассказываю, то всегда задаю вопросы ребятам, смотрю на их реакцию. А на дистанте я этого не мог делать. Смотрел в экран, а там только ники и аватарки. Терялась важная эмоциональная связь «учитель-ученик». Школьники, конечно, не догадываются о необходимости этой связи, но они тоже перестают ее чувствовать – у них быстро пропадает мотивация что-то делать.

Обратная связь. С учеником почти никакой обратной связи. Да, есть чат, но это не то. Кроме того, дистант практически исключает визуальный контакт с некоторыми учениками, потому что не у всех есть вебка на ноутбуках или на компьютере. Многие с телефона сидели. Также микрофоны не у всех работали или были не очень качественными.

Через экран некоторым учителям практически нереально так же ярко проявлять свою харизматичность, которая зачастую цепляет детей во время уроков. Чтобы уметь сохранять этот энергетический посыл и настрой, нужно быть суперспециалистом именно в дистанционном обучении.

Нельзя при дистанционном образовании проводить некоторые виды работ. Про групповые работы в привычном понимании можно забыть. Есть, конечно, программы, с помощью которых можно создавать группы, но это все не то. Полноценную групповую работу провести невозможно. Например, дискуссию по какому-то важному вопросу организовать нереально. Даже если это делать через «Скайп» или «Зум» с использованием микрофонов и вебки. Исчезает важный фактор – у детей нет возможности поспорить, во время оживленных обсуждений привести какие-то аргументы.

Есть отдельная профессия «преподаватель дистанционного образования». Там свои методики. Мы эти методики не очень хорошо знаем, а наши, классические, не до конца хорошо работают в таком формате.

Это не очень хорошо, так как важно, чтобы дети не только слушали, но и были задействованы как-то. Но во время дистанта лекции неизбежны, так как нет возможности проконтролировать то, что и как дети делают.

Когда ученики работают с текстом в классе, ты можешь подойти, помочь им в чемто, подсказать, а здесь ты не можешь этого делать. Исключительно лекции – это не эффективно, особенно для детей. Это, наверно, главный недостаток.

Смешные моменты во время дистанта тоже были. В марте, когда только все началось, ученики подключались под никами. Очень часто это были логины их мам. Особенно у 7-классников. У некоторых родительниц были очень забавные ники а-ля «пупсик72». Смешно было, когда я задавал вопрос, а отвечал этот «пупсик». Забавные моменты были и с аватарками, там были картинки, которые ставили родители для своих аккаунтов. Ведешь урок, а перед тобой не лица учеников, а изображение камеры (если нет вебки) или котики какие-нибудь».

Алексей Калинин, учитель истории и обществознания, г. Москва

История № 2

«У нас люди в целом оказались не готовы к дистанту. Основной проблемой был менталитет маленького населенного пункта.

Большая часть детей и родителей оказались не приспособлены к самостоятельному изучению предметов в формате дистанционного обучения.

Очень сильно повлияла и плохая техническая оснащенность. Особенно в отдаленных регионах. Да, в центре России все хорошо, у них там нет проблем с Интернетом, но здесь во многих населенных пунктах это настоящая головная боль.

Из-за плохой связи дети не могут нормально пользоваться платформами с вспомогательной информацией.

В нашем регионе очень большая удаленность населенных пунктов друг от друга. До сих пор сохранились поселки, где отсутствует интернет. О каком дистанте может идти речь в таких условиях?

Я считаю, что подобный формат должен быть выборочным, а не повсеместным. Конечно, мы пытаемся выполнять требования – находим пути, обходим острые углы. Но и до, и после дистанта эти моменты будут доставлять неудобства».

Ирина Алексеева, заместитель начальника управления образования Республики Саха, Якутия

История № 3

«Этот формат обучения стал неожиданностью для всех участников образовательного процесса – учителей, родителей и детей. Сложность была даже не в том, что у некоторых учителей не оказалось необходимой техники. Большей проблемой стало то, что ряду педагогов было сложно работать с новыми платформами и формами дистанта.

Влиться в эту информационную среду человеку, который всю жизнь работал буквально с мелом в руке у доски, было очень сложно. Я говорю не обо всех, но многие стажисты испытывали такие трудности. Один большой подводный камень. Не было конкретного алгоритма действий по корректировке учебных программ и окончанию учебного года. Никто не объяснил, как с учетом всего этого выставлять итоговые оценки. Без контрольных, без промежуточной аттестации. Каждая школа варилась в своем котле.

Дистант – это один большой подводный камень

12-часовой рабочий день

С позиции заместителя я очень болела и переживала за учителей, особенно в те моменты, когда в Интернете появлялись аудиозаписи от родителей, которые нецензурно выражались в адрес педагогов – обвиняли их в ничегонеделании, в частности. В нашей школе такого не было, но за коллег было обидно.

Меня это очень оскорбляло, потому что я знаю, как работали учителя. Знаю, что они сидели на работе с утра до ночи. Обычно день учителя ограничен несколькими уроками и парой часов проверок домашних заданий.

В случае с дистанционкой все было иначе. Учитель должен был быть на связи с ребенком постоянно – в Дневник.ру, в мессенджерах или по видеосвязи. На сбор домашнего задания уходило иногда несколько дней, а не пара минут, как во время обычного урока, потому что дети в разное время присылали работы – могли даже и ночью отправить. Первые две недели дистанта бедные учителя проводили за компьютером по 12 часов или больше. С красными глазами проверяли все задания и готовили планы уроков. Граница между рабочим и нерабочим временем стерлась. После мы уже поняли, что нужно ограничивать свой рабочий день, иначе он становился просто бесконечным.

Многие родители по всей стране в очень претенциозной форме говорили учителям о тех неудобствах, которые они испытывают во время дистанта, словно мы во всем этом виноваты. Но мы-то тут ни при чем. Не мы придумали коронавирус.

Нам было не легче. Учителя очень скучали по детям. Мы буквально готовы были кричать: «Верните нам детей!»

Полное обнуление

Внимание детей, конечно, было сложно удерживать. Во-первых, не все приходили в «Зум» на урок, потому что то одно, то другое. Например, родители, которые работают, не могли проконтролировать, проснулся ли их ребенок вовремя и зашел ли он в конференцию. Также не у всех были необходимые гаджеты или их было недостаточно. Как в случае, когда в семье двое детей и у них одновременно начинались занятия.

Это все ухудшило качество образования, но при этом успеваемость улучшилась. Этот парадокс объясняется тем, что дети могли списать все что угодно. Отличников сразу стало больше. Но что кроется за этой отметкой? Дистант обнуляет все знания».

Мария Андреева, заместитель директора СОШ, Омск

Тебе есть что рассказать и ты хочешь стать нашей героиней? Пришли свою историю и фото на liza-magazine@burda.ru

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хорошо забытое Хорошо забытое

Сколько кулинарных чудес произошло благодаря этому досадному свойству: забывать

Psychologies
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Сергей Мазаев: «Я в оппозиции к идиотизму» Сергей Мазаев: «Я в оппозиции к идиотизму»

Легенде отечественного рока, солисту группы «Моральный кодекс», исполнилось 60

Cosmopolitan
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
От копеечной свечи От копеечной свечи

Всё началось с того, что осенью 1664 года в небе над Англией была видна комета

Дилетант
Болезнь начинается раньше, чем мы думаем: как узнать о деменции за годы до ее проявлений Болезнь начинается раньше, чем мы думаем: как узнать о деменции за годы до ее проявлений

4 симптома, которые могут с высокой вероятностью указать на развитие деменции

Psychologies
Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм» Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм»

Нет маленьких ролей! Маленькая роль у тебя в голове

Караван историй
9 признаков того, что вы едите излишне много соли 9 признаков того, что вы едите излишне много соли

Что указывает на большое количество соли в организме, и как это исправить

ТехИнсайдер
Сказка о самолете-невидимке Сказка о самолете-невидимке

«Прометей»: детектив со сказочными допущениями

Weekend
Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же» Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же»

В 90-х годах казалось, что российский кинематограф закончился

Коллекция. Караван историй
«Видеть тебя не могу»: умеют ли животные обижаться? «Видеть тебя не могу»: умеют ли животные обижаться?

Всем своим видом животные могут показывать, что обижены! Так ли это?

Psychologies
Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям

Что такое «синдром вахтера» и как он проявляется?

Psychologies
Инвестиции не задались Инвестиции не задались

Самые выгодные вложения 2024 года

Деньги
Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин

Почему вас из колеи выбивает даже сущая ерунда?

Psychologies
Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084» Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084»

Леха Никонов повествует историю создания альбома «2084» — от начала и до конца

СНОБ
«Научное волонтерство: Делаем науку вместе» «Научное волонтерство: Делаем науку вместе»

К каким исследованиям ученые впервые привлекли добровольцев

N+1
Непоследний пациент Непоследний пациент

«13 клиническая. Начало»: история установления контактов генсеков с демонами

Weekend
Эволюция платежных сервисов в регионах: от налички до BNPL Эволюция платежных сервисов в регионах: от налички до BNPL

Потенциал платежных систем и развитие финтеха в российских регионах

Inc.
Око за око, или секреты человеческого глаза Око за око, или секреты человеческого глаза

Хорошо ли мы знаем, как работает наше зрение?

Зеркало Мира
Возвращаться домой Возвращаться домой

Обновленный Geely Coolray и тяга к жизни

Автопилот
Открыть в приложении