Преподаватели рассказали о том, как новый формат учебы сказался на их работе

ЛизаОбщество

Держим дистанцию

Наши герои, преподаватели, честно рассказали о том, как «ковидный» формат учебы сказался на их работе. Настолько честно, что их имена пришлось изменить. Все остальное – чистая правда и хорошая пища для размышлений.

Удаленное, дистанционное обучение (или коротко – дистант), введенное в экстренном порядке во всех российских школах из-за пандемии коронавируса, внесло свои коррективы в жизнь детей, их родителей и, конечно, учителей. И уроки, которые он преподал и, вероятно, еще преподаст, мы запомним навсегда.

Героями этой статьи стали три преподавателя из разных частей России – Москвы, Омска и Якутска. Почему дистант никогда не сможет заменить классическое очное образование, из-за чего сбор домашних заданий растягивается на сутки, а учителям приходится работать по 12 часов в день...

История № 1

«Мне дистанционное образование понравилось. В целом это очень удобный инструмент. Если еще платформу правильно подобрать, то вообще классно. Но есть ключевое «но»! Дистант крут как дополнительный инструмент, однако никогда не сможет заменить полноценное образование. И это не только мое мнение.

Дистант нужно использовать в совокупности. Это очень классный подстраховочный вариант. Например, когда зимой морозы и занятия в школе отменяют. Если встанет вопрос, отменять занятия или переводить на дистант, то второй вариант, конечно, лучше.

Еще через дистант можно организовывать дополнительные занятия, что и делают в некоторых школах

Можно работать с детьми, которые по разным причинам обучаются дома. Дистанционка дает возможность не прерывать обучение, несмотря на обстоятельства, но заменить классическое образование не может. Хорошо, что власти прислушались к учителям и, несмотря на риск, школы с 1 сентября открыли для очного обучения.

Недостатки

Количество уроков. По санитарным нормам ребенок не может 6 уроков просидеть за компьютером. Поэтому на дистанте проводили 3, максимум 4 урока в день. Это очень сказалось на качестве образования. Количество материала, которое дети должны были освоить за 6 занятий, приходилось сильно ужимать или сокращать вовсе.

Сами уроки стали короче – по 30 минут. Этот момент тоже влиял на качество – приходилось давать меньше материала, некоторые детали опускать. Из-за этого информация становилась более плоской и менее всеобъемлющей.

Полное отсутствие контроля посещаемости. Если при очном обучении ребенка нет на уроке, то его нет в школе в принципе. На дистанте очень сложно уследить за этим.

Теряется эмоциональная связь «учитель-ученик». На обычных уроках, когда я что-то рассказываю, то всегда задаю вопросы ребятам, смотрю на их реакцию. А на дистанте я этого не мог делать. Смотрел в экран, а там только ники и аватарки. Терялась важная эмоциональная связь «учитель-ученик». Школьники, конечно, не догадываются о необходимости этой связи, но они тоже перестают ее чувствовать – у них быстро пропадает мотивация что-то делать.

Обратная связь. С учеником почти никакой обратной связи. Да, есть чат, но это не то. Кроме того, дистант практически исключает визуальный контакт с некоторыми учениками, потому что не у всех есть вебка на ноутбуках или на компьютере. Многие с телефона сидели. Также микрофоны не у всех работали или были не очень качественными.

Через экран некоторым учителям практически нереально так же ярко проявлять свою харизматичность, которая зачастую цепляет детей во время уроков. Чтобы уметь сохранять этот энергетический посыл и настрой, нужно быть суперспециалистом именно в дистанционном обучении.

Нельзя при дистанционном образовании проводить некоторые виды работ. Про групповые работы в привычном понимании можно забыть. Есть, конечно, программы, с помощью которых можно создавать группы, но это все не то. Полноценную групповую работу провести невозможно. Например, дискуссию по какому-то важному вопросу организовать нереально. Даже если это делать через «Скайп» или «Зум» с использованием микрофонов и вебки. Исчезает важный фактор – у детей нет возможности поспорить, во время оживленных обсуждений привести какие-то аргументы.

Есть отдельная профессия «преподаватель дистанционного образования». Там свои методики. Мы эти методики не очень хорошо знаем, а наши, классические, не до конца хорошо работают в таком формате.

Это не очень хорошо, так как важно, чтобы дети не только слушали, но и были задействованы как-то. Но во время дистанта лекции неизбежны, так как нет возможности проконтролировать то, что и как дети делают.

Когда ученики работают с текстом в классе, ты можешь подойти, помочь им в чемто, подсказать, а здесь ты не можешь этого делать. Исключительно лекции – это не эффективно, особенно для детей. Это, наверно, главный недостаток.

Смешные моменты во время дистанта тоже были. В марте, когда только все началось, ученики подключались под никами. Очень часто это были логины их мам. Особенно у 7-классников. У некоторых родительниц были очень забавные ники а-ля «пупсик72». Смешно было, когда я задавал вопрос, а отвечал этот «пупсик». Забавные моменты были и с аватарками, там были картинки, которые ставили родители для своих аккаунтов. Ведешь урок, а перед тобой не лица учеников, а изображение камеры (если нет вебки) или котики какие-нибудь».

Алексей Калинин, учитель истории и обществознания, г. Москва

История № 2

«У нас люди в целом оказались не готовы к дистанту. Основной проблемой был менталитет маленького населенного пункта.

Большая часть детей и родителей оказались не приспособлены к самостоятельному изучению предметов в формате дистанционного обучения.

Очень сильно повлияла и плохая техническая оснащенность. Особенно в отдаленных регионах. Да, в центре России все хорошо, у них там нет проблем с Интернетом, но здесь во многих населенных пунктах это настоящая головная боль.

Из-за плохой связи дети не могут нормально пользоваться платформами с вспомогательной информацией.

В нашем регионе очень большая удаленность населенных пунктов друг от друга. До сих пор сохранились поселки, где отсутствует интернет. О каком дистанте может идти речь в таких условиях?

Я считаю, что подобный формат должен быть выборочным, а не повсеместным. Конечно, мы пытаемся выполнять требования – находим пути, обходим острые углы. Но и до, и после дистанта эти моменты будут доставлять неудобства».

Ирина Алексеева, заместитель начальника управления образования Республики Саха, Якутия

История № 3

«Этот формат обучения стал неожиданностью для всех участников образовательного процесса – учителей, родителей и детей. Сложность была даже не в том, что у некоторых учителей не оказалось необходимой техники. Большей проблемой стало то, что ряду педагогов было сложно работать с новыми платформами и формами дистанта.

Влиться в эту информационную среду человеку, который всю жизнь работал буквально с мелом в руке у доски, было очень сложно. Я говорю не обо всех, но многие стажисты испытывали такие трудности. Один большой подводный камень. Не было конкретного алгоритма действий по корректировке учебных программ и окончанию учебного года. Никто не объяснил, как с учетом всего этого выставлять итоговые оценки. Без контрольных, без промежуточной аттестации. Каждая школа варилась в своем котле.

Дистант – это один большой подводный камень

12-часовой рабочий день

С позиции заместителя я очень болела и переживала за учителей, особенно в те моменты, когда в Интернете появлялись аудиозаписи от родителей, которые нецензурно выражались в адрес педагогов – обвиняли их в ничегонеделании, в частности. В нашей школе такого не было, но за коллег было обидно.

Меня это очень оскорбляло, потому что я знаю, как работали учителя. Знаю, что они сидели на работе с утра до ночи. Обычно день учителя ограничен несколькими уроками и парой часов проверок домашних заданий.

В случае с дистанционкой все было иначе. Учитель должен был быть на связи с ребенком постоянно – в Дневник.ру, в мессенджерах или по видеосвязи. На сбор домашнего задания уходило иногда несколько дней, а не пара минут, как во время обычного урока, потому что дети в разное время присылали работы – могли даже и ночью отправить. Первые две недели дистанта бедные учителя проводили за компьютером по 12 часов или больше. С красными глазами проверяли все задания и готовили планы уроков. Граница между рабочим и нерабочим временем стерлась. После мы уже поняли, что нужно ограничивать свой рабочий день, иначе он становился просто бесконечным.

Многие родители по всей стране в очень претенциозной форме говорили учителям о тех неудобствах, которые они испытывают во время дистанта, словно мы во всем этом виноваты. Но мы-то тут ни при чем. Не мы придумали коронавирус.

Нам было не легче. Учителя очень скучали по детям. Мы буквально готовы были кричать: «Верните нам детей!»

Полное обнуление

Внимание детей, конечно, было сложно удерживать. Во-первых, не все приходили в «Зум» на урок, потому что то одно, то другое. Например, родители, которые работают, не могли проконтролировать, проснулся ли их ребенок вовремя и зашел ли он в конференцию. Также не у всех были необходимые гаджеты или их было недостаточно. Как в случае, когда в семье двое детей и у них одновременно начинались занятия.

Это все ухудшило качество образования, но при этом успеваемость улучшилась. Этот парадокс объясняется тем, что дети могли списать все что угодно. Отличников сразу стало больше. Но что кроется за этой отметкой? Дистант обнуляет все знания».

Мария Андреева, заместитель директора СОШ, Омск

Тебе есть что рассказать и ты хочешь стать нашей героиней? Пришли свою историю и фото на liza-magazine@burda.ru

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продукты против старения Продукты против старения

Как с помощью рациона замедлить естественные возрастные изменения?

Лиза
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Секреты счастливых пар Секреты счастливых пар

Совместная жизнь – причудливый танец. Как танцевать его долго?

Psychologies
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Открыть в приложении