Александра Маринина: «История движется поступками людей, а люди, как известно, не меняются»
Ее детективы об Анастасии Каменской стали легендой в своем жанре, а сама Маринина вошла в число популярнейших российских писателей. Казалось бы, можно почивать на лаврах. Но нет! Недавно опубликована новая книга Александры Марининой «Шпаргалка для ленивых любителей истории. Короли и королевы Англии». Непривычный для королевы детектива жанр. Но, с другой стороны, история – тоже своего рода детектив, ведь приходится проводить масштабные расследования: проверять факты по разным источникам и копаться в удивительных тайнах прошлого. Некоторыми своими находками Маринина поделилась и с нами.
Какая история об отношениях монарших особ из тех, что вы рассказали в книге, показалась вам самой романтичной?
Понятия романтичности, конечно, у всех разные. Можно говорить о короле Эдуарде IV, который женился по нежданно-негаданно нахлынувшей страсти на женщине отнюдь не королевского происхождения, из-за чего и во внешней политике Англии, и при дворе возникла масса конфликтов. Но мне ближе история короля Георга V. Джордж (так его называли в семье) был лишь вторым сыном. Править должен был его старший брат, Виктор. Наследнику даже подобрали невесту – Марию Текскую. Самому Джорджу прочили в жены одну из кузин Российского царствующего дома, но молодой человек отнекивался, не желая вступать в брак слишком рано и считая, что жениться нужно только по большой любви. Но тут Виктор внезапно умирает и наследником становится Джордж. Тогда его бабушка, королева, настоятельно посоветовала внуку присмотреться к невесте умершего брата – Марии. Ситуация сложилась крайне неловкая. Джордж сделал предложение, но оно было отклонено, и принц не понимал, нравится ли он девушке и что она думает на самом деле. Прошло время, Джордж сделал предложение снова, и на этот раз ему ответили согласием. Сам бы он ни за что не решился, но тетка и сестра пришли на помощь, уговорили, создали благоприятные условия для встреч и осторожных разговоров между принцем и Марией. Как ни удивительно, но этот брак оказался счастливым и полным взаимной заботы и уважения.
В одном из интервью вы говорили, что задача писателя – поговорить с читателем. О чем пойдет разговор в новой книге?
Мои любимые темы для разговора с читателем – все не так и не то, чем кажется. Кроме того, все уже было, ничего нового под луной нет. И даже в жанре нонфикшен я говорю именно об этом. Рассказывая о перипетиях английского престолонаследия, обращаю внимание на события, аналогичные тем, которые известны нам из нашей истории или из истории других стран, чтобы подчеркнуть: история движется поступками людей, а люди, как известно, не меняются.
Каким, по-вашему, должен быть идеальный король?
Думаю, что быть идеальным королем невозможно в принципе. Монаршая власть требует взаимоисключающих качеств: с одной стороны, нужно уметь быть жестким и равнодушным к общественному мнению, принимать трудные и зачастую непопулярные решения, понимая, что очень многим они не понравятся, но это необходимо для успешного развития государства и для осуществления реформ. С другой стороны, нужно, чтобы население тебя любило и поддерживало, то есть быть добрым, милосердным и «хорошим». Как совместить эти требования в одном человеке? Ты либо «белый и пушистый», либо «акула».
Что в работе над «Шпаргалкой» оказалось для вас неожиданным?
Огромное число любовных историй и скандалов при дворе. Я раньше мало интересовалась историческими романами, а то, что написано у Дюма и Дрюона, искренне считала выдумкой писателей или преувеличением. Оказалось – нет, они не только не преувеличивали, а даже и преуменьшали, из скромности умалчивая о совсем уж скабрезных деталях. Мне всегда казалось почему-то, что королевский двор – это нечто чопорное и закованное в латы приличий. Но… Люди есть люди, и они, как мы уже выяснили, всюду одинаковы.
Какая-то из эпох, о которых вы писали, понравилась вам настолько, что в ней хотелось бы пожить?
Пожалуй, нет, меня вполне устраивает современность. Конечно, красивые платья, длинные, с кринолинами, изящные прически, галантные кавалеры и прочее – картинка весьма соблазнительная, но это ведь только картинка. А поживите-ка без того, к чему мы давно привыкли: без обычного бытового комфорта, без горячего душа и канализации, электричества, транспорта. Попробуйте представить себе, что вы не за полчаса доехали до нужного места в машине с кондиционером, а едете верхом на лошади (не в карете, а именно верхом, как ездило до XVII века сплошь все население, даже дамы и королевы), по изматывающей жаре, и у вас болят бедра и спина. Одним словом, то, что красиво снаружи, обычно бывает горьким изнутри.
Как вы считаете, удачнее было правление королей, которые получили корону в юности, или тех, кто был более зрелым?
Хороший вопрос. В «Шпаргалке» я неоднократно обращаю внимание читателей на то, что быть королем – трудная профессия, этому нужно долго учиться. Рождаются принцами, а вот королями становятся. И те правители, которые имели возможность учиться мастерству управления страной и приобретать жизненный опыт задолго до коронации, оказались намного успешнее тех, кто получил корону слишком рано. Яркие примеры – короли Ричард II (взошел на трон в 10 лет) и Генрих VI (стал королем в возрасте восьми месяцев от роду). Оба были свергнуты, заключены в тюрьму и там убиты.
Какую из английских королев вы назвали бы самой сильной женщиной?
Анну Стюарт, последнюю королеву из династии Стюартов, правившую в начале XVIII века. Если вы думаете, что королева Анна – то, что нам показали в пьесе Эжена Скриба «Стакан воды», где роль Анны сыграла Наталья Белохвостикова, то вынуждена разочаровать. Все было совсем не так. Анна взошла на престол в возрасте 37 лет, будучи в давнем браке и перенеся 17 беременностей, из которых 12 завершились выкидышами, а пятеро родившихся детей умерли в раннем детстве. К моменту коронации она была уже больна подагрой и порой с трудом ходила. Как вы думаете, до государственных ли дел женщине с таким здоровьем и такими многочисленными психологическими травмами?! И тем не менее Анна взяла себя в руки, начала во все вникать, не дремала и не скучала на многочасовых заседаниях Совета, а внимательно слушала, записывала и делала выводы. Такой стойкости духа и силе воли можно только позавидовать.
Про кого-то из английских монархов хотелось бы написать отдельный роман?
Если бы мне пришло в голову написать отдельный роман про кого-то из английских монархов, я бы, наверное, остановила свой выбор на Якове I Стюарте. Мне кажется, у него в голове и в сердце была очень сложная и противоречивая конструкция, составленная из детских травм (убийство отца, казнь матери, годы, проведенные в постоянном страхе перед покушением на его жизнь) и резких переломов в биографии. Интересно было бы продумать и представить себе длинный путь, начавшийся в католической абсолютистской Шотландии с положения младенца, отца которого убили, а мать, Мария Стюарт, вынуждена бежать и скрываться, и закончившийся в протестантской ограниченной парламентской властью Англии в положении старого больного человека, который до конца верен своей последней любви.
7 фактов об Александре Марининой
1. Суммарный тираж книг больше 50 млн экземпляров.
2. Настоящее имя: Марина Анатольевна Алексеева.
3. Подполковник полиции в отставке.
4. Во время учебы в МГУ переводила юридическую литературу, например учебник по криминологии.
5. Имеет несколько десятков научных работ по анализу и прогнозированию преступности.
6. Книги Александры Марининой переведены почти на тридцать языков мира.
7. Среди произведений Александры Марининой есть две театральные пьесы.
Журнал «Лиза» рекомендует
1. Ольга Володарская. «Тревожное эхо пустыни»
2. Татьяна Степанова. «Великая иллюзия»
3. Маша Трауб. «Невозвратный билет»
Фото: PR.
Получи в подарок аудиокнигу Александры Марининой «Горький квест. Том 1»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl