Тема недели / Давай помиримся!
Спор вместо скандала
Мы выясняем отношения с близкими, коллегами и даже случайными прохожими, но договориться получается не всегда
Конфликты – часть нашей жизни. Все мы люди, и все мы разные: как только наши интересы (цели, оценки) вступают в противоречие, эмоции накаляются – и ссора уже в разгаре. Часто выяснение отношений ассоциируется с неприятными сценами, но их можно перевести в мирное русло и обернуть на пользу – себе и другим. Ведь они, как метки, показывают проблемные зоны в отношениях.
Зачем нужны конфликты?
Это защитный механизм: ссора возникает всякий раз, когда тебе кажется, что твоя зона комфорта и границы (психологические, физические) нарушаются. Так мы отстаиваем собственные интересы и право быть собой. Это необходимое умение для взрослого человека.
Самопознание: бывает, именно в конфликте ты более ярко и отчетливо понимаешь, что для тебя действительно важно, а что на самом деле «не твое».
Переосмысление: научившись слушать другого человека, анализировать ошибки и делать выводы из сложных ситуаций, ты можешь конкретизировать свои цели и планы, сделать их более реалистичными.
Разрядка: с помощью споров можно сбросить эмоциональное напряжение – многие из нас привыкли подавлять чувства. Но слишком часто прибегать к этому способу не стоит – и лучше делать это в компании человека, в котором ты уверена.
Заглянуть глубже
В любом споре самое важное (а иногда и трудное) – найти его причину. Часто она даже не проговаривается, и именно поэтому конфликт не получает разрешения. Он затихает, чтобы потом снова разгореться. Давай представим: когда ты ругаешься с мужем из-за разбросанной по комнате одежды, разве тебя на самом деле раздражают эти несчастные носки и рубашки? На самом-то деле расстраивает ощущение своей ненужности, нехватка внимания от мужа и уверенности в том, что он ценит твой труд и тебя саму. А когда отчитываешь дочь за несделанные уроки, ты переживаешь из-за того, что ненаписанное сочинение испортит ей жизнь? Скорее причина в опасении, что ты не справляешься с воспитанием, в чувстве вины за то, что ты «плохая мать».
Ссоримся по правилам
Говори о себе – о своих чувствах, сомнениях, страхах: «Когда я вижу/слышу... то я чувствую, что…» (посылай «я»-сообщения). И не пытайся приписывать другому человеку какие-то мысли и чувства, обвинять. Так ты вынудишь собеседника обороняться, а это только усложнит ситуацию.
Ищи компромиссы. Даже там, где на первый взгляд золотой середины нет, можно найти решение, которое устроит обе стороны. Можно согласиться с чужой точкой зрения в одном вопросе, а во втором – настоять на своем.
Поставь на паузу, если конфликт затянулся, зашел в тупик. Выйди и погуляй в одиночестве. А иногда, наоборот, полезно заняться чем-то вместе, чтобы почувствовать единение с партнером, – тогда разногласия покажутся не столь значительными.
Делай выводы. Когда эмоции уйдут, обдумай случившийся спор. Вспомни, как развивалась ситуация (кто что сделал и сказал). Сформулируй для себя 3 вывода – это поможет в будущем не наступать на знакомые грабли.
5 способов избежать ссоры с посторонними
Если выяснять отношения с родными, коллегами иногда полезно, то тратить энергию на ссоры с соседями по очереди точно не стоит
1. Избегай прямого зрительного контакта. Так агрессор не сможет зацепить тебя и уловить твои эмоции, а значит, ему сложнее будет оперативно менять свое поведение, чтобы задеть тебя.
2. Не принимай агрессивные реплики на свой счет – наоборот, встань на сторону агрессора. На «Понаехали тут», «Молодежь нынче пошла» отвечай: «Да, действительно, сама в шоке».
3. Доведи ситуацию до абсурда, соглашаясь со всем. «Вы сумасшедшая?!» – «Да, есть немножко». Говори нарочито спокойно и размеренно. Собеседник быстро исчерпает возможности для нападения, ведь ты не заводишься.
4. Сбей с толку. Выдай реакцию, которой человек не ожидает, – резко смени тему: «Ой, вертолет полетел!» Можешь расплакаться или громко рассмеяться.
5. Абстрагируйся. Пока незнакомец что-то выговаривает тебе, представь себе море, лес, небо... Отнесись к скандалисту как к мухе: пожужжит и перестанет.
Экспресс-тест
Легко ли втянуть тебя в конфликт?
За каждый ответ «А» начисли себе 5 баллов, «В» – 3, «С» – 0 баллов
Ты предложила план отдыха на выходные, но домашние не в восторге. Ты как?
А. Я спокойна. Не хотят – как хотят.
В. Попрошу их предложить свои варианты.
С. Меня это заденет. Вот они неблагодарные!
Ты часто спрашиваешь совета у окружающих?
А. Да, мне интересно знать самые разные точки зрения.
В. Обычно выслушиваю других, но поступаю все равно по-своему.
С. Нет, чужое мнение меня не интересует.
Видишь, что твой друг поступает неправильно. Что сделаешь?
А. Немедленно сообщу ему об этом и отговорю.
В. Позволю ему совершать свои ошибки, но при случае замечу: «Сам виноват».
С. Ничего не буду делать – я не лезу туда, куда меня не просят.
Ты объясняешь ребенку домашнее задание, а он витает в облаках и не слышит. Твои мысли?
А. Предложишь сделать перерыв – пусть настроится на учебу.
В. Попробуешь объяснить по-другому, чтобы заинтересовать его.
С. В сердцах скажешь, что больше не будешь с ним возиться.
В компании приятелей идет разговор на тему, в которой ты мало что понимаешь. Станешь участвовать?
А. Да, тоже постараюсь высказаться – что я, хуже других?
В. Нет, лучше займусь своими делами. Я могу поддерживать разговор на те темы, которые мне понятны и интересны.
С. Постою и послушаю, что говорят другие.
5–9 баллов
Ты легко заводишься, пытаясь достучаться до других людей. Подсказка: в споре попробуй, наоборот, говорить тихо и размеренно – это заставит прислушиваться к тебе.
10–18 баллов
В целом ты умеешь держать себя в руках. Но у тебя есть болевые точки, которые лучше не задевать. Если беседа принимает опасный оборот, глубоко вдохни, сосчитай до десяти и только потом начинай говорить.
19–25 баллов
Втянуть тебя в скандал почти невозможно: такая ты сдержанная! Тут есть и обратная сторона: даже близкие иногда не догадываются о твоих чувствах.
Реклама
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl