Если у твоего ребенка неразборчивый почерк, надо ли учить его красиво писать?

ЛизаМать и дитя

Семья / Дети

Как курица лапой

Если у твоего ребенка корявый, неразборчивый почерк, надо ли тратить силы и время, чтобы научить его красиво писать?

Многие считают, что в век компьютерных технологий уроки чистописания – это излишество, пережиток прошлого. Но зачем тогда во многих школах их возрождают? Почему вдруг стали так популярны курсы каллиграфии?

1. Иметь красивый, ровный почерк полезно:

  • это уменьшает вероятность ошибок и ляпов и помогает понять текст;
  • не вызывает раздражения у читающего, располагая его к тебе;
  • дисциплинирует мысль;
  • концентрирует внимание;
  • обеспечивает красивую подпись;
  • пригодится для составления поздравительных открыток.

Сегодня люди с красивым почерком редкость. Если ребенок овладеет чистописанием и навыками каллиграфии, это поможет ему выделиться, привлечь внимание, сформировав о себе положительное впечатление.

2. Почерк связан с нашим характером и эмоциональным состоянием.

Движениями руки управляет мозг, поэтому они несут на себе отпечаток всех психических процессов, протекающих в нем. Так, резкий, колючий почерк отражает такой же резкий и даже взрывной нрав. Обилие украшений и витиеватостей говорит о потребности создать о себе впечатление. Возможна и обратная связь: правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение, сформировать характер. Правда, индивидуальным, отражающим личность, почерк становится после подросткового возраста. До этого письмо «как в прописях» позволяет ребенку усвоить социальные нормы, сбалансировать внутренние психические процессы, развить адаптационные способности и выстроить собственную личность.

3. Процесс письма – это совместная работа ряда участков коры головного мозга.

Причем каждый из них выполняет свою функцию не только при письме, но и в учебном процессе в целом. При написании текста задействуются все основные зоны мозга: зрительная (увидеть образ буквы), слуховая (проговорить слово про себя), моторная (работают мышцы руки, предплечья, а также всего тела). Таким образом мы «прокачиваем»:

  • мелкую моторику;
  • пространственное восприятие;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительно-моторную координацию;
  • физическую выносливость;
  • звуко-буквенный анализ.

4. Благодаря урокам чистописания закрепляются орфографические правила.

У детей 7–10 лет ведущими типами памяти являются зрительная и моторная. Только написав слово несколько раз, они могут запомнить, как оно пишется. Прочитать его мало, нужно увидеть, записать и снова увидеть – тогда оно зафиксируется.

5. Почему раньше люди писали гораздо четче и красивее?

До реформы школьного образования в 1968 г. детей обучали по системе отрывного письма. Сначала учили писать элементы букв (палочки, крючочки, кружочки), затем их соединения, сочетание букв. Набив руку, дети легко учились писать быстро и безотрывно. При этом почерк был выверенным, красивым. А после реформы письмо стало безотрывным. Оно считается более скоростным, но имеет ряд недостатков. Если раньше ребенок понимал, из каких элементов состоит буква («и» – два крючочка, «ш» – три), то теперь – нет. Он пишет ее, просто пытаясь повторить то, что изображено на образце. В итоге часто делает лишние штрихи, получая раздутые «ш» или «м», накрученные, по 2–3 раза обведенные «о» и «а».

  • При безотрывном письме необходимо передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо. Координация всех этих движений практически невозможна без нарушения позы и способа держать ручку. Как следствие – искривление позвоночника и нарушение работы мышечного аппарата.
  • Поскольку нет моментов расслабления, тело находится в постоянном напряжении. Из-за этого формируется мышечный зажим и нарушается естественное для мозга чередование процессов расслабления-напряжения.
  • Ребенку приходится расходовать усилия на запоминание движения руки, а не самих букв. Он не плавно соединяет элементы, а безотрывно выводит лабиринт повторяющихся линий (отсюда накручивания). Он концентрируется на процессе, а не на содержании. Перестает понимать, что он пишет, не запоминает текст. В итоге допускает множество ошибок: теряет буквы, переставляет, заменяет на схожие или пишет одну букву дважды.

6. Ребенок пишет коряво, сам не всегда может прочитать написанное?

Делает ошибки в словах, за что ему снижают оценки? Зная особенности своего ребенка, постарайся найти для него нужный баланс между слитным и раздельным написанием. Сделать паузу и оторвать ручку от бумаги – не значит писать неправильно. Это значит дать себе время подумать и передохнуть. Впереди каникулы – помоги ему за это время изменить почерк. Кстати, делать это не поздно в любом возрасте!

  • Купи ребенку тетрадь в частую косую линейку и перьевую ручку. Антураж и создание атмосферы интереса и необычности здесь главное. Пусть он сам выберет принадлежности для письма, ведь ему должно нравиться то, что он будет делать. Заставлять его из-под палки бессмысленно.
  • Не пытайтесь менять почерк целиком – это лишняя нагрузка. Посмотри, какие именно буквы у него плохо выходят. У многих трудности возникают с «ж», у кого-то – с округлыми «о», «а», у других – с хвостатыми «у», «з», «д». Вычлени проблемные группы и предложи ребенку вместе разобраться, как с ними справиться. Важно работать сразу с группой графически схожих букв: так ребенок научится находить закономерности и сможет перенести этот опыт на другие буквы.
  • Разберите буквы на элементы. Не подсовывай ребенку готовую пропись с крючочками (можешь купить ее для себя как ориентир). Только самостоятельно анализируя проблемную ситуацию, он удовлетворит познавательный интерес и сможет без негатива и сопротивления найти решение.
  • Пусть он попробует изобразить элементы и отработает их написание. На одном занятии – по строке на каждый элемент. Затем соединит их в букву.
  • Не нужно излишне усердствовать: 2–3 занятия в неделю по 10 минут достаточно, чтобы закрепить навык написания букв и внедрить их в письмо. Как только увидишь, что он с легкостью пишет эти буквы в классной и домашней работах, можете прекращать занятия или перейти к другим буквам, если ребенок проявит желание.

Большая разница

Отрывное письмо

Буква состоит из двух элементов: сначала из точки 1 пишется первый, потом из точки 2 второй.

 

Безотрывное

Буква пишется безотрывно – от точки 1 до точки 2. При этом приходится дважды проводить ручкой по одному месту (вверх-вниз).

На почерк сильно влияет инструмент, которым мы пишем

Учиться писать красиво шариковыми ручками трудно – они быстро скользят. Пишущей поверхностью у них является «точка», на которую нужно воздействовать с определенной силой нажима, из-за чего во время письма напрягается все тело.

Гелиевые ручки, наоборот, расслабляют руку, атрофируя мышцы. В результате они не только портят почерк, но и нарушают развитие опорно-двигательной системы.

А вот перо позволяет гармонизировать все мышцы тела. Сильно нажимать на него не удастся – можно порвать бумагу или поставить кляксу. Приходится искать баланс, который позволит писать, изменяя угол наклона и силу нажима. Также важно, что перьевую ручку мы держим тремя пальцами, расположенными в наиболее оптимальном для мышц положении. По-другому просто не получится. Да, пером трудно писать быстро, но проще делать это красиво – оно дает время вывести букву.

«Лиза» и Канал Disney подводят итоги конкурса «Волшебный Месяц»

Спасибо за фото маленьких принцесс! Очаровательные детские улыбки поднимали нам настроение, несмотря на погоду и авралы. Поздравляем победителей: Полину Бондареву, Лизу Твердову, Аглаю Мелехову, Викторию Сукач, Анастасию Игуменцеву. Призы от Канала Disney ждут!

Полина Бондарева, г. Санкт-Петербург

Галина Смыслова, психолог
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лайкнул – в тюрьму Лайкнул – в тюрьму

Лайкнул – в тюрьму. Зачем нужно штамповать дутые дела за «экстремизм» в соцсетях

Русский репортер
Как практиковать медитацию в повседневной жизни Как практиковать медитацию в повседневной жизни

Пользоваться своей ментальной силой для самоисцеления проще, чем кажется. Программа из семи шагов от мастера медитации дзен Марка де Смедта – для тех, кто хочет научиться легко восстанавливать силы.

Psychologies
YouДудь YouДудь

Как Юрий Дудь создал один из самых сильных персональных брендов в медиа

РБК
Кукольных дел мастер Кукольных дел мастер

Дизайнер обуви Фабрицио Вити показал Vogue сокровища своей квартиры

Vogue
Адмирал на час Адмирал на час

Артиллерийские дуэли в World of Warships

Популярная механика
Меня взломали? Меня взломали?

Защищаем от шпионского ПО и вирусов смартфоны, компьютеры и бытовую электронику

CHIP
Мама, ты меня не понимаешь! Мама, ты меня не понимаешь!

Как направить дочь по верному пути и при этом сохранить с ней контакт?

Лиза
Теплое местечко Теплое местечко

Топ 8 южных курортов, где можно прекрасно отдохнуть на море

Лиза
Влаж­ная фигура Влаж­ная фигура

Супермодель Рози Хантингтон-Уайтли о комплексах, бургерах и любви к себе

Glamour
Крис Пратт: Снова на охране Крис Пратт: Снова на охране

Крис Пратт – идеальный мужчина

Cosmopolitan
Армагеддон, который мы потеряли Армагеддон, который мы потеряли

В 50–60-е годы прошлого века атомные проекты СССР и США были грандиозными

Maxim
Виталий Хаев. Морской характер Виталий Хаев. Морской характер

Кино — мир в мире, иллюзия, создающая иллюзию. Туда нельзя заходить кому попало

Караван историй
«Я ничего не чувствую»: как вернуть себе себя «Я ничего не чувствую»: как вернуть себе себя

Успеть все – таков девиз современности. Выкладываясь по полной программе на работе и дома, мы чувствуем, будто нас разобрали на кусочки. Тренер Ольга Армасова уверена, что, распределяя силы иначе, мы вернем себе цельность.

Psychologies
Каталонский Мессионер Каталонский Мессионер

Лионель Месси – новая эпоха в футболе

Esquire
И снова на сверхзвуке И снова на сверхзвуке

Новое поколение пассажирских сверхзвуковых самолетов

Популярная механика
Студенты на вулкане Студенты на вулкане

Зачем бизнес-школа «Сколково» возит слушателей программы MBA на Камчатку

РБК
Jaguar XE – Audi A4 Jaguar XE – Audi A4

Британский и немецкий седаны. Так который из них круче?

АвтоМир
Сапоги и бахилы Сапоги и бахилы

Пары, где супруги во всем совпадают, счастливее? Не спешите с выводами

Домашний Очаг
Skoda Kodiaq Skoda Kodiaq

Крупный чешский кроссовер проворнее, чем может показаться на первый взгляд

Quattroruote
Коллективный аудитор Коллективный аудитор

CrowdSystems помогает брендам изучать аудиторию с помощью покупателей

Forbes
Горько! Горько!

История любви актрисы Светланы Устиновой и продюсера Ильи Стюарта

Tatler
Дело Хоттабыча Дело Хоттабыча

Какова плата за попытку ворошить прошлое

Русский репортер
«Мир, полный чудес» Тодда Хейнса: фильм, обреченный на любовь «Мир, полный чудес» Тодда Хейнса: фильм, обреченный на любовь

Удивительный фильм, который будут воспевать так же, как воспевали «Ла-Ла-Ленд»

Правила жизни
Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе

Сериал «Миллиарды» как пособие по выживанию в компании

Forbes
Игры разума Игры разума

Возможно, размышляя, ты попала в ментальную ловушку и даже не заметила этого

Cosmopolitan
Жизнь за царя Жизнь за царя

Встречайте будущую звезду русского балета!

Vogue
(Не) Уверена в себе (Не) Уверена в себе

Откуда берется неуверенность в себе и можно ли что-то с этим сделать?

Домашний Очаг
Temps Perdu Temps Perdu

Лусия Берлин «Потерянное время»

Esquire
Бремя первых Бремя первых

Как государственная поддержка навредила Тимуру Бекмамбетову

Forbes
Всеволод «Север» Черепанов: «Мне бы хотелось сняться в кино» Всеволод «Север» Черепанов: «Мне бы хотелось сняться в кино»

Зачем дизайнер заставляет себя бегать по утрам и каким он видит будущее моды

Правила жизни
Открыть в приложении