О жизни, гастролях и интересных знакомствах — рассказывает Татьяна Абрамова

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Татьяна Абрамова: «Некоторые называют меня стервой»

«Мы с Юрой просто «лед и пламень» — такие разные! Я же стрела, вихрь, все делаю быстро, моментально. Иногда шучу, что я Юлий Цезарь в юбке: мне в 24 часа надо уложить 350 дел», — рассказывает актриса Татьяна Абрамова.

Беседовала Инна Фомина

Фото: Наталия Шаханова/архив Караван Историй

Татьяна, вы долго искали время для интервью, потому что постоянно уезжали из Москвы. У вас были съемки?

— Нет, гастроли с антрепризными спектаклями и с концертами. В кино сейчас я редко снимаюсь. В основном предлагают неинтересные сценарии или героинь, которых я уже не раз играла. А вот спектаклей у меня много. И девяносто девять процентов играем «на выезде». А каждые гастроли, это же вечный сюрприз — не знаешь, что тебя ждет. У Андрюшки Харитонова, с которым мы очень дружили, даже была такая примета: «Если нас встречают на шикарных машинах, значит, жить будем в шалаше». И правда: раз подали к аэровокзалу лимузин, то привезут в такой отель, что просто ужас. Сейчас с гостиницами уже получше, даже в деревнях они появились. А раньше мы постоянно попадали в отели, где жить просто невозможно...

Лет десять тому назад в феврале ездили мы с гастролями по Ставропольскому краю. Жили в гостинице в крупном городе, и каждый вечер нас отвозили на спектакли в города поменьше. Закончили спектакль и пошли на ужин. Сидим, не торопимся, а водитель все нас дергает:

— Ну поехали!

Мы:

— Да-да, сейчас поедем... — и не спешим: ужинаем, хохмим, долго десерт выбираем.

Водитель опять:

— Пора!

— Да-да, скоро поедем.

Наконец выходим на улицу, а там сильный ветер, дикий снегопад. Но мы на это не обращаем внимания — это же не Сибирь, не Крайний Север, где на сотни километров может не быть населенных пунктов. Однако в бескрайних ставропольских полях, оказывается, зимой бывают бураны и возникает «перемет», когда сильнейший ветер заносит дороги снегом.

Спектакль «Не торопитесь прощаться». В ролях Татьяна Абрамова и Юрий Беляев, 2019 год. Фото: из архива Т. Абрамовой

Сели мы в автобус, доезжаем до Невинномысска, до того места, где на федеральной трассе есть круговой перекресток, а там движение перекрыто машинами ГАИ. Мы просим инспекторов:

— Пропустите наш автобус, вы же всех нас знаете, мы едем в гостиницу после спектакля...

А они:

— Именно потому, что хорошо вас знаем и любим, и не пропустим. Там недалеко уже шесть машин в кювет съехали, два трупа. Вам туда надо?

Мы решили заночевать в Невинномысске. Звоним в единственную гостиницу города, а она забита делегатами какой-то конференции. Осталось только два крошечных одноместных номера. Но нас — артистов и техперсонала — 12 человек! Местные подсказали, что в городе еще есть Дом колхозника. Приезжаем, а там как раз затеяли ремонт, начали с замены окон. Новые вставили, но рамы еще не запенили. Из-за сквозняка в номерах стоит собачий холод. Обогревателей нет, лишних одеял тоже. Пришлось спать в верхней одежде, я только сапоги сняла. Но все равно было холодно. Я укрылась не только одеялом, но и матрасом, который взяла с другой кровати...

На фестивале «Орленок». Фото: Борис Кремер/photoxpress.ru/19-й всероссийский фестиваль визуальных искусств. ВДЦ «Орленок»

Иногда гастрольная судьба забрасывает в совершенно невероятные места. Например, в прекрасный, очень красивый край Тыву. В его столицу Кызыл не всегда бывают прямые рейсы из Москвы. Из Абакана, например, на машине часов пять надо еще в горы подниматься — по трассе, на которой всего два или три населенных пункта. Когда по ней ехала, удивилась, что вдоль дороги там часто лежат покрышки. Сначала подумала: может, это такие отбойники? Решила уточнить у водителя, а он: «Это же Саяны и на трассе нет мобильной связи. Машин здесь совсем мало — за ночь может одна-две проехать. А зимой морозы бывают до пятидесяти градусов. Поэтому если с машиной что-то случается, водитель поджигает эту покрышку. Черный дым поднимается очень высоко, его замечают в Кызыле и выезжают спасать человека». От этих слов мне стало не по себе...

В общем, про гастрольную жизнь могу рассказывать долго. Вот совсем недавно с мужем (актером Юрием Беляевым. — Прим. ред.) поехали с творческим вечером на БАМ, с нами еще Оля Красько была. Встретившая нас женщина говорит: «В наш поселок, после того как закончили строить магистраль, артисты больше никогда не приезжали — вы первые за сорок лет...» Мы растрогались от таких слов. Приходим в клуб, где должен был состояться концерт, а там аншлаг, собралось все местное население. Начали гримироваться, и я поинтересовалась:

— А где здесь туалет?

— В соседнем здании — в администрации поселка.

Благодаря гастролям я уже привыкла и к «удобствам» на улице, и к тому, что туалет может быть один для актеров и для зрителей. Уточняю:

— Соседнее это далеко?

— Нет, совсем рядом...

Выхожу, а до «соседнего» здания минут пять идти. И асфальта на дороге нет никакого — грязища, а по ней мостки проложены. Ну я по этим мосткам и пошла. Хорошо, что в концертные туфли еще не переобулась. А Юра был при полном параде...

С первым мужем Сергеем Кулишенко и сыновьями Иваном и Александром. Фото: 7 Дней

— Да уж, непростое это дело — гастроли...

— Зато увидела такие места, куда не всем удается попасть. Например, побывала на стыке трех границ — России, Китая и Северной Кореи! А еще нас так тепло принимают люди. Как они счастливы увидеть артистов, которых до этого видели только на телеэкране! Иногда минут по десять после спектакля звучат аплодисменты. А порой женщины со слезами на глазах подходят к сцене, снимают с себя колечки и протягивают со словами: «Огромное вам спасибо!» Я пытаюсь отказываться. А они настаивают: «Возьмите, мы вас умоляем». Вижу, что все это от чистого сердца, и беру. Но потом эти подарки всегда отношу в храм.

И еще часто дарят цветы. С одной стороны — приятно. Но «по маршруту» букеты с собой не повезешь, приходится их передаривать горничным в гостинице. Поэтому в одном интервью я сказала: «Любимые мои зрители, я понимаю, что дарить цветы артистам это давняя театральная традиция. Но мы после спектакля едем не к себе домой. Лучше на память о вашем городе подарите баночку меда, варенье, орешки: я довезу их до Москвы и буду вас потом вспоминать...» Проходит месяца два, и мне звонит моя подруга Маша Порошина:

— Заезжай ко мне, тут для тебя передали варенье.

— Какое варенье?!

— Я отыграла спектакль, на сцену вышла женщина с двумя пакетиками и сказала: «Вот домашнее варенье. Баночка вам, а другая — для Тани Абрамовой».

Оказывается, зрительница прочитала то мое интервью. Так что теперь обычно получаю «правильные» подарки.

Фото: Persona Stars

— Какие спектакли сейчас играете?

— У меня с Юрой есть постановка «на двоих» — «Не торопитесь прощаться». Нам давно говорили, что было бы хорошо, если мы работали бы в одном спектакле. Но найти подходящий материал оказалось сложно. Комедии с участием только двух человек крайне редкая история, должен быть особый талант, чтобы выстроить такую драматургию. У некоторых западных авторов такие пьесы-дуэты есть, но они зачастую устарели. В 60-е, 70-е, 80-е годы истории были актуальны, а сейчас уже неинтересны, потеряли свой смысл. По-этому пришлось написать пьесу самой — про наше время, про нашу жизнь. В качестве фабулы взяла прекрасную пьесу «Старомодная комедия» замечательного драматурга Арбузова, которую приблизила к современным реалиям, тем, которые волнуют сегодняшнего зрителя. Конечно, свою фамилию на афишу я не поставила.

Писала пьесу месяца четыре. Продюсер Женя Зайцев, у которого я еще занята в спектакле «Идеальная жена», в этот период даже просил у организаторов гастролей отдельную гримерку для артистки Абрамовой. В «Идеальной жене» моей героини нет в первом акте, и я, загримировавшись и надев нужный костюм, могла спокойно сидеть и работать над текстом. В нем, кстати, и какие-то наши с Юрой биографические моменты мелькают...

— На репетициях с мужем ссорились?

— Ссориться — нет. А вот спорили немало, как и с нашим замечательным режиссером Дмитрием Петрунем. Репетиции для этого и существуют, чтобы искать, находить, отметать и снова искать.

— А дома с супругом пьесу репетировали?

— Я никогда дома не репетирую, никогда не открываю текст роли. Вышла из театра или со съемочной площадки — и все, моя работа артисткой на этом закончилась. У меня же муж, двое сыновей, родственники, дом, все это постоянно требует моего внимания. Работать надо на работе, а дома надо заниматься другими делами.

Фото: Юрий Феклистов/7 Дней

— «Идеальная жена», о которой вы упомянули, — это же спектакль-долгожитель!

— Да, мы его играем более десяти лет! И, кстати, Дмитрий Петрунь (он и этот спектакль поставил) в свое время тоже переписал «первоисточник» — пьесу Марка Камолетти, чтобы приблизить сюжет к сегодняшнему дню. В «Идеальной жене» я играла со своей подругой Машей Порошиной, с которой мы знакомы около тридцати лет! Подружились на съемках сериала «Всегда говори «всегда». У нас даже дети рождались по очереди: сначала у меня, через год у нее, потом опять у меня, через пару лет у нее. Дети еще больше нас сблизили, иногда мы отдыхаем все вместе.

Это «густонаселенный» антрепризный спектакль — целых семь человек на сцене. Составов несколько, и все мы сплотились за эти годы: Андрей Кайков, Сережа Дорогов, Петя Красилов, Люба Тихомирова, Игорь Письменный, Илья Древнов. Кайков, Дорогов и я — любители экскурсий, все время на гастролях в свободное время куда-то мчимся.

Однажды зимой были в Симферополе. И Андрюша Кайков предложил нам с Дороговым поехать в Красную пещеру. Встали утром пораньше, сели в такси. Приезжаем, а за несколько километров до пещеры дорога перекрыта шлагбаумом — видимо, потому, что не сезон и туристов совсем мало. Но разве это нас остановит?! И мы пошли в гору. По пути видим указатель-стрелочку «Водопад». Я говорю: «Зимой водопад — это очень красиво! Надо обязательно посмотреть». Свернули с проторенной туристами дороги и пошли к водопаду. А это там невероятная красота: льды только начали оттаивать! Мы наделали много фотографий. И тут наш тихий друг Сергей Дорогов говорит: «Давайте не возвращаться на тропу. Вон же указатель «Красная пещера». Вообще-то он у нас не заводила. Сережа — это человек-энциклопедия: очень начитанный, много чего может рассказать. А еще он стихи пишет! Но тут вдруг решил повести нашу группу по горной тропе!

Со старшим сыном Иваном в сериале «Всегда говори «всегда», 2004 год. Фото: из архива Т. Абрамовой

А она, оказывается, была рассчитана на летнее время, когда нет снега и гололеда. В общем, пришлось идти по обледенелой узкой тропочке шириной сантиметров двадцать, которая обвивала отвесную скалу! Шли, цепляясь за растения, которые пробивались на камнях. Ноги дрожат, скользят: я же в сапогах на высокой танкетке, парни — в демисезонных ботиночках на тонкой подошве. Чудом дошли до пещер по этой «Тропе Дорогова», а они закрыты — не сезон! Но мы смогли уговорить работников, чтобы нам дали экскурсовода. Он включил дизель, чтобы в пещерах было светло, и показал нам всю тамошнюю красоту. В общем, не зря мучились. Правда, на следующий день у всех троих очень болели руки и ноги...

А Андрюша Кайков — знаток живописи, всегда знает, в каком городе какие картины в местном музее стоит посмотреть. Ну а я много могу рассказать про монастыри...

— Татьяна, ваша жизнь — это сплошная дорога. Вы всегда были такой легкой на подъем?

— И легкой на подъем, и самостоятельной. В четыре года уже ходила в магазин за хлебом. А когда стала чуть постарше, одна летала к бабушке из Нижневартовска в Тюмень. Раньше с этим было просто. Мне покупали билет, в аэропорту мама подходила к внушающему доверие человеку и просила: «Скажите, пожалуйста, на посадке, что ребенок — с вами. А в Тюмени ее бабушка встретит». И я, дошкольница, летела одна. А первый раз оказалась в самолете, когда мне была неделя от роду: мы жили в Нижневартовске, но рожать мама решила в Тюмени...

Мой отец был энергетиком, подключал буровые вышки. А мама — педагог. Но когда родила мою сестру Лену (она старше меня на четыре года), сменила профессию и пошла работать в нефтяной трест. Наша семья жила в городе, который строился на наших глазах (город Нижневартовск старше меня всего на четыре года). Сначала буровики обитали в деревянных домиках-балках, а потом появились пятиэтажки, в которой нам дали «трешку», — по тем временам мы жили шикарно. Одно из самых ярких воспоминаний детства — это когда мы с папой ходили смотреть, как идут льды. Нижневартовск стоит на Оби, и из одного окна ее было видно. И в апреле по утрам я первым делом начинала смотреть в окно: начался ли ледоход?

Это же такое величественное зрелище, когда лед идет: гул стоит дикий, течение очень быстрое, с огромной скоростью несутся огромные глыбы, некоторые прибивало к берегу, а они толщиной в метр и больше! Если я видела, что «процесс идет», тут же звонила папе: «Ура! Льды пошли» И после работы мы с ним шли на берег Оби. Когда мне было 10 лет, наша семья уехала из Нижневартовска в Тюмень.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй

Иногда мир становится словно картонным...

VOICE
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
Как часто нужно стирать подушки: совет, который мы привыкли игнорировать Как часто нужно стирать подушки: совет, который мы привыкли игнорировать

Как правильно поддерживать гигиену подушек?

ТехИнсайдер
Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...» Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...»

Режиссеры находятся в плену ролей, которые я когда-то сыграла

Коллекция. Караван историй
«Не слушайте бабушек»: Людмила Петрановская объяснила, почему современные мамы чаще выгорают «Не слушайте бабушек»: Людмила Петрановская объяснила, почему современные мамы чаще выгорают

Почему родители XXI века привыкли испытывать постоянное чувство вины?

Psychologies
Илья Авербух и Лиза Арзамасова: Илья Авербух и Лиза Арзамасова:

Мы вообще не понимаем, что такое ссориться

Коллекция. Караван историй
Как актриса Нишель Николс и сериал «Стартрек» помогли движению за гражданские права в США Как актриса Нишель Николс и сериал «Стартрек» помогли движению за гражданские права в США

Как роль Нишель Николс в космической франшизе повлияла на права женщин в США

СНОБ
Екатерина Олькина: «Внутри каждого из нас живет дракон» Екатерина Олькина: «Внутри каждого из нас живет дракон»

Однажды я задумалась о том, надо ли пытаться быть хорошей и всем нравиться

Коллекция. Караван историй
Не то, чем кажется: развеиваем 4 популярных мифа о российской экокосметике Не то, чем кажется: развеиваем 4 популярных мифа о российской экокосметике

Как выбрать по-настоящему безопасный и эффективный экопродукт

VOICE
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
«Нет неудач. Есть опыт на пути к успеху» «Нет неудач. Есть опыт на пути к успеху»

Всё, что вы хотели узнать про способы достижения целей, — в интервью ОK!

OK!
Завтрак на балконе Завтрак на балконе

Волнующая история любви Александра Бенуа и Анны Кинд

Караван историй
История одной вещи: тушь «Ленинградская», в которую нужно поплевать История одной вещи: тушь «Ленинградская», в которую нужно поплевать

Шок-контент — «Ленинградскую» тушь все еще производят!

Правила жизни
Не созданы для брака: 3 признака, что вам будет плохо в семейной жизни Не созданы для брака: 3 признака, что вам будет плохо в семейной жизни

Вдруг одиночество — идеальный вариант для вас?

Psychologies
Давай голосом. Вспоминаем историю Siri — голосового помощника, который опередил Google, продался Apple и изменил жизни миллионов Давай голосом. Вспоминаем историю Siri — голосового помощника, который опередил Google, продался Apple и изменил жизни миллионов

Отрывок из книги «Harvard Business Review: 10 лучших статей»

Inc.
«Самое опасное звено — сам человек»: как воруют криптовалюту и можно ли ее вернуть «Самое опасное звено — сам человек»: как воруют криптовалюту и можно ли ее вернуть

Как у криптовалютных инвесторов пропадают цифровые активы

Forbes
«Секс с живыми мне не нравился»: история каширского маньяка Андрея Ежова «Секс с живыми мне не нравился»: история каширского маньяка Андрея Ежова

Задержали каширского маньяка недавно — 2020 году

VOICE
Как жара влияет на организм Как жара влияет на организм

Врач объяснил, что происходит с нашим телом под воздействием высокой температуры

Psychologies
Своим путем Своим путем

Роман Васильев — нетипичный представитель актерской профессии

OK!
В 6000-летнем захоронении обнаружили сотни сверкающих кристаллов В 6000-летнем захоронении обнаружили сотни сверкающих кристаллов

Дюди эпохи неолита использовали кварц для украшения могил в западной Англии

ТехИнсайдер
Не просто выбросить, а заработать Не просто выбросить, а заработать

5 выгодных способов избавиться от старой техники

Лиза
«Люди мы русские, имена же наши Карл, Инегельд, Фарлоф...» «Люди мы русские, имена же наши Карл, Инегельд, Фарлоф...»

У сторонников версии о призвании норманнов на Русь есть железный аргумент

Дилетант
Рассекая волны: почему женщины вынуждены делать аборты за границей или посреди моря Рассекая волны: почему женщины вынуждены делать аборты за границей или посреди моря

Кто помогает женщинам делать аборты и с какими сложностями они сталкиваются

Forbes
Китайские химики смоделировали фильтрацию дыма древней лампы-гуся Китайские химики смоделировали фильтрацию дыма древней лампы-гуся

Древняя масляная лампа-гусь могла снижать загрязнение воздуха в помещении

N+1
Автомобили Михаила Горбачева. На чем ездил президент СССР Автомобили Михаила Горбачева. На чем ездил президент СССР

Автопарк президента СССР: от «Запорожца» до бронированного лимузина и Mercedes

РБК
Игорь Мухин — о кинематографичности городов, деньгах и документальности Игорь Мухин — о кинематографичности городов, деньгах и документальности

Фотограф Игорь Мухин — о городах и их людях, агрессии и факторах случайности

РБК
Ловушка парентификации: как «стакан воды» превращается в травму на всю жизнь Ловушка парентификации: как «стакан воды» превращается в травму на всю жизнь

Нейропсихолог и психотерапевт Алена Ванченко — о травме парентификации

Forbes
Правила жизни Джеймса Кэмерона Правила жизни Джеймса Кэмерона

Правила жизни культового режиссера Джеймса Кэмерона

Правила жизни
Озарение по Эдисону: как использовать фазы сна для решения сложных задач Озарение по Эдисону: как использовать фазы сна для решения сложных задач

Главное в этом процессе — не заснуть слишком глубоко

VC.RU
Открыть в приложении