Надя Бабкина не всегда была в чести, иной раз ощущала себя ненужным элементом

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Надежда Бабкина. Ягодка опять

Беседовала Марина Порк

Однажды узнали про конкурс вроде "Алло, мы ищем таланты!", решили принять участие, поехали. В кулуарах стоял парень в военной форме, играл на контрабасе, мы попросили: "Иди сюда, подыграй нам". Другой сидел у рояля. В общем, собрали скрипку, бубен и утюг, где-то в коридоре отрепетировали номер и вышли на сцену с этими парнями из других коллективов. Работали на импровизации, с горящими глазами. Но... потерпели фиаско, нам сказали примерно следующее: вы не таланты, нам не подходите, слишком громко поете.

— Надежда Георгиевна, «Русской песне» — ансамблю, который сегодня стал театром, исполнилось сорок пять лет. Как это начиналось?

— Началось это все в общежитии Института имени Гнесиных, в котором я училась на дирижерско-хоровом факультете. Юной девушкой приехала в Москву из Астрахани. До этого ни разу не бывала в столице, и меня сразу затянуло в сумасшедший водоворот. Я и не хотела из него выбираться. Мне было все невероятно интересно, все новое имело притягательную силу, я все хотела знать. И в этом помогали преподаватели. Мы получали знания от людей, которые глубоко изучали наши корневища, которые заразили нас любовью к народному жанру. Кто-то по сей день считает его низким, третьесортным, не имеющим никакого отношения к академизму, к классическому направлению. Кто-то уверен, что тратить время на серьезное изучение народной музыки не стоит. Русская народная культура — вовсе не сказочки и прибауточки, так ее могут воспринимать только невежды, необразованные люди. Это мощнейшая основа всей нашей жизни. «Русская песня» достигла величайшего уровня, исполняя народную музыку. Сегодня это государственный академический театр, в котором одна из главнейших составляющих — высота нашего профессионализма.

При этом Надя Бабкина не всегда была в чести, иной раз ощущала себя ненужным элементом. Моего коллегу Митю Покровского поддерживал Союз композиторов, его привечал сам Родион Щедрин. Министерство культуры приветствовало студенческий молодежный ансамбль «Карагод», он стал базой этнографического направления. А тут какая-то Надя Бабкина создает свою творческую единицу... Да кому она нужна, кто она такая?! В 1975 году я решила: мы должны быть ни на кого не похожими, нам надо стать экспериментаторами.

Как случилось, что я взялась руководить коллективом? Меня назначили на эту должность девчонки, сидевшие со мной за одним столом в общежитии: «Надь, ты побойчее, давай руководи. Не понравится — через месяц бросишь нас к чертовой матери, назначишь вместо себя кого-то другого». Поступить так не позволяло воспитание. Мой папа был руководителем, он никогда ничего и никому не перепоручал, всегда сам тянул лямку. Мне внушал: «Если берешься за что-то, доводи до конца. Сомневаешься — даже не трать на это время». И он был прав: если уж взялся за гуж, не говори, что не дюж!

Помню, проснулись утром, девчонки спрашивают:

— Ну что, Надька, когда у нас репетиция? — Опаньки, а я откуда знаю? — Ну, выучим мы пару песен, а куда пойдем их петь?

Они стали засыпать меня вопросами, а я не знала, как на них отвечать. Так сложилось, что я — человек мгновенных решений, не могу о чем-то долго раздумывать. Тут же сочинила ответ:

— Репетиция сегодня после лекций в общаге, будем разучивать два произведения, позже скажу вам какие.

И понеслось. Стала узнавать, где, на каких площадках проходят музыкальные конкурсы. Шли участвовать во всех, на которые успевали. Везде нас футболили, желающих, таких как мы, было полно. Не получилось в одном месте, не отчаивались, искали другую территорию. Особо не расстраивались, для нас конкурсы были своего рода забавой. В институте мы получали стипендию, а еще зарабатывали, халтурили.

Однажды распевалась и параллельно мыла пол. Окна были открыты. Вдруг в дверь заходит парень:

— Кто тут сейчас орал?

— Во-первых, не орала, а пела! А в чем дело?

— Я работаю в оркестре «Боян», завтра у нас прослушивание солисток, приходи — тебя точно возьмут.

«Русская песня» создавалась в общежитии Института имени Гнесиных, в котором я училась на дирижерско-хоровом факультете

А у меня тут ведро стоит, тряпка в руках. На следующий день пошла — и меня взяли, хотя там столько девок сидело в коридоре. Парень тот играл в оркестре на баяне. Стала зарабатывать, выступала на радио, записала с оркестром свои первые пластинки. Руководитель постоянно ходил в деканат отпрашивать меня с занятий. Но экзамены сдавала на общих основаниях, ответственности за знания с меня никто не снимал. Правда я все успевала.

А когда создалась «Русская песня», мы пели в концертах, за это платили десятку, однажды с нами рассчитались книгами. Общежитие стояло на улице Космонавтов, напротив ВДНХ, институт располагался в центре — на Поварской. Утром сбрасывались по двадцать пять копеек, вчетвером садились в такси до института. С педагогами сталкивались у входа, те шли пешком и видя нас, удивлялись: «Какие у нас пошли студенты, на такси разъезжают!»

Гостиницу «Космос» еще не построили, район выглядел деревенским. На каждом шагу работали ларьки, где продавали бурду, называвшуюся кофе с молоком, и пончики в сахарной пудре. Какой же вкуснятиной они нам казались! Считаю, мы жили богато, на что поесть было всегда. А уж если работать на макаронной фабрике... Я руководила там самодеятельностью. Тогда часто при предприятии создавались самодеятельные народные коллективы. Это сейчас их нет, а зря. Когда кто-то сегодня спрашивает:

— Вам, наверное, трудно жилось в Советском Союзе? — отвечаю:

— Мне все было по плечу.

Захотела я работать на фабрике, приехала и предложила свои услуги. И меня взяли. Легко устанавливала контакт с людьми, по сей день могу со всеми договориться, лишь бы только впустили в дверь.

Наши друзья руководили самодеятельностью на ликеро-водочном заводе, так что к любому празднику мы были прекрасно подготовлены. Сложности преодолевали легко, нам было весело. Когда закусить было нечем, жарили картошку на воде, чтобы не пригорала. Но она получалась румяной, так что нравилась нам и такой.

Никто мне тогда не подсказал, что надо собирать документацию, регистрировать коллектив. Мы пели себе и пели, ездили и ездили на гастроли, и нам это нравилось. Когда сегодня глава какого-нибудь региона спрашивает:

— А что вы к нам не приезжаете? — отвечаю:

— Думаете, чемодан собрала и поехала?

Для этого надо, чтобы кто-то пригласил, все организовал, чтобы мы уточнили свой график. Тогда мы поймем: здесь нас ждут. Продемонстрируем свой «духовный продукт» и заработаем аплодисменты и гонорар. Все логично.

По сей день вспоминаю наше первое выступление в концертном зале Союза композиторов. Помню, с каким восхищением нас принимала аудитория, а публика там собиралась непростая. Но мы ее покорили. Правда, никогда не могла себе представить, что это выльется в структуру огромного масштаба, что я буду популярна на всю страну и даже дальше. К слову, маленькие дети узнают меня чаще, чем их родители. Наверное, ощущают во мне что-то родное. Мое детство было счастливым, меня никто не обделял, я делала все что хотела. Но и получала за то, что крепко озорничала.

— А что творили?

— Да все! Завуч меня не любила и не принимала, я не понимала, за что, почему так происходит. Пошла и помазала ей ворота дегтем — это же позор на всю деревню. Муж закатил ей скандал.

В другой раз угнала папин мотоцикл, серьезную немецкую машину КS 750, она появилась у отца еще во время войны. Мотоцикл был с коляской. Просто мне захотелось на нем покататься. Брат увидел, закричал: «Надька, возьми меня с собой, иначе я все родителям расскажу». Пришлось посадить его в люльку. Когда заметила, как на дороге за нами погналась милиция, скомандовала:

— Валерка, выпрыгивай из люльки!

А он мне:

— Я боюсь.

Но все-таки выпрыгнул, я не знала, как остановить мотоцикл, пришлось прыгать следом, а мотоцикл улетел в Волгу. К счастью, его достали и он продолжил ездить. Но пришлось во всем признаться папе.

Мама работала учительницей начальных классов, но никогда не хотела учить нас с братом, считала, что это было бы несправедливо по отношению к другим детям. Родители были правдолюбами, я воспитана так же. Училась блестяще, проявляла прекрасные способности, но девочкой была беспокойной, хлопот родителям доставляла.

«Русская песня» достигла величайшего уровня, исполняя народную музыку

— Вернусь к «Русской песне». Коллектив надо было развивать, обеспечивать аранжировками, привлекать музыкантов. Как это происходило?

— Вначале у нас ничего не было. Однажды узнали про конкурс вроде «Алло, мы ищем таланты!», решили принять участие, поехали. В кулуарах стоял парень в военной форме, играл на контрабасе, мы попросили: «Иди сюда, подыграй нам». Другой сидел у рояля. В общем, собрали скрипку, бубен и утюг, где-то в коридоре отрепетировали номер и вышли на сцену с этими парнями из других коллективов. Работали на импровизации, с горящими глазами. Но... потерпели фиаско, нам сказали примерно следующее: вы не таланты, нам не подходите, слишком громко поете. А мы без микрофонов покрывали весь зал. Думаете, нас это остановило? Продолжили двигаться дальше.

Институт мы благополучно окончили, кто-то продолжил учиться в аспирантуре, я поступила на сольное народное пение в Гнесинку. Так что из общаги нас не гнали.

— В те времена, чтобы оставаться в Москве, требовалось получить прописку.

— Со мной все было в порядке, я по щелчку вышла замуж. Увидела парня-музыканта, который мне понравился, и сказала: «Вот этот будет моим». И он стал моим, а девчонок надо было пристраивать.

Моя жизнь никогда не отличалась размеренностью, в ней все случалось как-то одновременно. Как шарахнет! И ни от чего нельзя отказаться, надо все как-то «умотыжить». Потом сообразила: никогда не подведет правильная организация труда — тогда все успеешь сделать, исполнить свои желания, да еще в конечном итоге получишь удовольствие. Конечно, как все люди, я могу расстроиться, переживать, что что-то не получается или тяжело идет, но это нормально, я живой человек.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рубен Симонов: «Для деда Москва была усыпана красивыми женщинами как бриллиантами...» Рубен Симонов: «Для деда Москва была усыпана красивыми женщинами как бриллиантами...»

При дедушке — Рубене Симонове — театр имел свое лицо

Коллекция. Караван историй
В живом виде В живом виде

Наиболее значимые проекты российских авторов на тему экологии

Robb Report
Ирина Померанцева. Песни молодости Ирина Померанцева. Песни молодости

Леонид Борткевич — сладкоголосый Орфей, который сводил с ума женщин СССР

Коллекция. Караван историй
Электронное ночное зрение: как видеть в темноте Электронное ночное зрение: как видеть в темноте

Как электронно-оптические преобразователи позволяют видеть в кромешной темноте

Популярная механика
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Природу подледных озер Марса объяснили вулканическими отложениями и жидким рассолом Природу подледных озер Марса объяснили вулканическими отложениями и жидким рассолом

Вулканические отложения находятся под южным полюсом Марса

N+1
Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда

Нужно отдать должное Шнурову, он был крутым конъюнктурщиком — в хорошем смысле

Коллекция. Караван историй
Стокгольмский синдром Стокгольмский синдром

Что заставляет женщин испытывать чувства к мужчинам с плохой репутацией?

Cosmopolitan
Наталью Крачковскую Гайдай грозился снять с роли, если она не наберет двадцать килограммов Наталью Крачковскую Гайдай грозился снять с роли, если она не наберет двадцать килограммов

Называть вещи своими именами и не унывать — простые правила жизни от Крачковской

Коллекция. Караван историй
Памятник архитектуре Памятник архитектуре

Ренцо Пьяно превратил ГЭС-2 в архитектурный аттракцион невиданного масштаба

Robb Report
Московский вайб Московский вайб

Интерьер получился элегантным, почти монохромным, насыщенным

SALON-Interior
Грибы мои снежные Грибы мои снежные

С непривычки странно видеть крепкие, сочные грибы, растущие прямо из снега

Наука и жизнь
11 знаменитых актеров и актрис, которых мы не видели молодыми 11 знаменитых актеров и актрис, которых мы не видели молодыми

Мы привыкли видеть их в обрамлении седин и морщин, а они тоже были молодыми!

Maxim
Иван Васильевич меняет биографию Иван Васильевич меняет биографию

Как физики расследуют преступления, совершенные сотни лет назад?

Популярная механика
«Мои дорогие»: как подруги влияют на твои доходы и что с этим делать «Мои дорогие»: как подруги влияют на твои доходы и что с этим делать

Как выбрать окружение, чтобы добиться финансового успеха

Cosmopolitan
Чему родители должны научить детей: 5 главных навыков Чему родители должны научить детей: 5 главных навыков

Какие навыки востребованы в мире? Готовы ли родители привить их своим детям?

СНОБ
Капитализм сбился с пути: почему нечистоплотные бизнесмены всегда терпят крах Капитализм сбился с пути: почему нечистоплотные бизнесмены всегда терпят крах

Отрывок из книги «Этичный капиталист» — почему отношение к сотрудникам так важно

Forbes
Счастье своими руками. 3 простых шага и 4 полезные техники Счастье своими руками. 3 простых шага и 4 полезные техники

Ты и без помощи психологов и коучей можешь добиться желаемого

Лиза
Тасманийские дьяволы оказались разборчивыми падальщиками Тасманийские дьяволы оказались разборчивыми падальщиками

Большинство тасманийских дьяволов придерживаются довольно узкого рациона

N+1
Темные времена: почему появляются синяки под глазами и как с ними справиться Темные времена: почему появляются синяки под глазами и как с ними справиться

Разбираемся с причинами появления синяков под глазами и способами борьбы с ними

Cosmopolitan
Кошмары на высоте: три американских небоскреба, с которыми что-то пошло не так Кошмары на высоте: три американских небоскреба, с которыми что-то пошло не так

Жизнь в этих небоскребах оказалась далека от обещаний застройщиков и риэлторов

Playboy
Питание и гены Питание и гены

Как анализ крови поможет похудеть

Лиза
Иван Стилиди. В потоке Иван Стилиди. В потоке

Беседа с хирургом и онкологом Иваном Стилиди

Караван историй
Деньги для метавселенной: эксперт о будущем банков, кредитов и криптовалют Деньги для метавселенной: эксперт о будущем банков, кредитов и криптовалют

Какое будущее ждет цифровой банкинг и метавселенные?

Inc.
1 фигура — 2 ракурса. Фотограф раскрыла секрет идеальных кадров для соцсетей 1 фигура — 2 ракурса. Фотограф раскрыла секрет идеальных кадров для соцсетей

Позинг — это своего рода искусство

Cosmopolitan
6 самых ярких книг 2021 года 6 самых ярких книг 2021 года

Самые интересные книги 2021 года

Cosmopolitan
Сага о бедрах: почему они нас беспокоят (вне зависимости от типа фигуры) Сага о бедрах: почему они нас беспокоят (вне зависимости от типа фигуры)

Разбираем типы женских фигур и рассуждаем о том, почему бедра — это проблема

Cosmopolitan
Правило одной ладони: почему на тарелке должно быть именно столько овощей Правило одной ладони: почему на тарелке должно быть именно столько овощей

Заставляешь себя есть побольше полезных плодов? Не надо мучиться!

Лиза
Полеты на паутине и отстрел зомби: топ-7 игр, наполненных духом Рождества Полеты на паутине и отстрел зомби: топ-7 игр, наполненных духом Рождества

Подборка самых интересных релизов, чтобы ты не скучал на новогодних праздниках

Maxim
Что Олимпийские игры значат для российских чемпионов Что Олимпийские игры значат для российских чемпионов

Российские чемпионы — об Олимпийских играх в Токио

GQ
Открыть в приложении