Лариса Малеванная — очерки об известных и дорогих ей людях

Коллекция. Караван историйРепортаж

Лариса Малеванная: «Товстоногов говорил, что в БДТ нет звезд, поскольку все звезды»

Марина Порк

Зрители ее любят, считают своей. Женщины сложной судьбы, которых Лариса Ивановна так пронзительно сыграла в картинах «Гроссмейстер», «В день свадьбы», «Рафферти», «Анкор, еще анкор!», не оставляют никого равнодушными. Более тридцати лет она посвятила Большому драматическому театру, где работала под руководством легендарного режиссера Георгия Товстоногова. А потом ушла. Смелый шаг для успешного человека.

Но никакого заслуженного отдыха у Ларисы Ивановны не получилось. Она начала писать и к настоящему моменту является автором нескольких книг для детей и взрослых. Сама утверждает, что писать стала по принуждению, когда редакторы журналов просили рассказать о ее знаменитых коллегах. Отказывалась, боялась, что не получится, но, если кто-то продолжал настаивать, все же садилась за письменный стол. Так и вошла во вкус. За писательскую деятельность не так давно Малеванную наградили Царскосельской премией. Лариса Ивановна поделилась с нами несколькими своими очерками об известных и дорогих ей людях.

Лавров. Мы глядели на него и любовались

В студенческие годы мы всегда радовались возможности сняться в массовке на «Ленфильме». За день можно было заработать три рубля, и их потом хватало на несколько дней. Однажды нам особенно повезло: съемки фильма «Верьте мне, люди» проводились возле Мариинского театра, днем. И еще у нас была счастливая возможность увидеть совсем близко Кирилла Лаврова, тогда уже сыгравшего Молчалина в «Горе от ума» и Славку в «Пяти вечерах» в знаменитом и любимом БДТ.

Во все глаза мы глядели на Лаврова и любовались, как он покупал цветы в киоске, как бережно, по-мужски, подхватывал под локоток свою красивую партнершу и вел ее к театральному подъезду. А я была в стайке девушек, серых воробышков, спешивших куда-то мимо счастливых и влюбленных главных героев.

Вот ведь как это правильно придумано, что мы не знаем своего будущего! У меня лопнуло бы сердце, если бы кто-нибудь проницательный сказал мне тогда, что через двадцать лет этот прекрасный артист и обаятельнейший мужчина будет жарко обнимать меня и шептать безумные слова: «О, какая красивая... Ну, один поцелуй! Мне бы только поцеловать ваши ароматные волосы!» Это было в спектакле «Дядя Ваня» на сцене БДТ много лет подряд при свидетелях — полные зрительные залы в полторы тысячи человек. В глазах его Астрова было столько нежности и грусти!

Играла я и нелюбимую жену Ивана Коломийцева Софью в пьесе «Последние» Горького. Там у Лаврова были совсем другие глаза — холодные, чужие. И даже за кулисами перед началом спектакля он здоровался со мной сухо и отчужденно. Либо не здоровался вовсе, проходил мимо, вроде не замечал. Это помогало — на сцену мы выходили уже в натянутых отношениях.

Кирилл Юрьевич был моим любимым партнером. Казалось бы, такой крупный артист, такой знаменитый, а никогда ни в каком спектакле не «солировал», не нарушал ансамбля. Строгая товстоноговская школа. Мастер говорил, что в БДТ нет звезд, поскольку все звезды. Но у звезд тоже есть свои проблемы: наступает пора замечательной зрелости, и виртуозность собственного мастерства начинает иногда увлекать артиста гораздо больше, чем глубина и сложность душевных движений его персонажа. Мастерство лезет изо всех пор, забивая при этом что-то другое, более важное для зрителей, которые хотят понять, не каков артист, а каков его персонаж и что с ним происходит.

«Многому я научилась у Олега Борисова. Мне очень нравился этот загадочный человек
и виртуозный мастер своего дела. Странно было узнать, что, когда его пригласили в БДТ
из Киева, он почти семь лет просидел в театре без работы». Лариса Малеванная и Олег Борисов
в спектакле «Тихий Дон», БДТ, 1977 год

Никогда не замечала я этой демонстрации мастерства у Лаврова. Кирилл Юрьевич отличался абсолютной неподверженностью коррозии. Здесь всегда — подлинность, правда, благородная сдержанность актерской манеры.

Зрительный зал не просто видел, слышал и чувствовал артиста. Бессознательно он воспринимал еще и некое излучение, глубинную трансляцию из «недр», в которой помимо воли актер проявляет всю свою сущность. Как важно, чтобы сущность эта не была ничтожной! Излучение, шедшее от Лаврова, всегда было мощной подпиткой и для зрителей, и для нас, его товарищей и партнеров.

Молчалин в «Горе от ума» — одна из ярчайших ролей Лаврова. А сам он был в чем-то сродни своему другому персонажу — доброму королю Дункану из Шекспира. За время руководства БДТ он не уволил ни одного актера. Но нашему брату непросто угодить, тем более нашей сестре. Да и вообще, претензии к руководителям — это такая понятная вещь в театре, сплошь сотканном из самолюбий, нервов, из жажды быть востребованным. Бывало, возникали претензии и у меня. Но долго обижаться на Кирилла Юрьевича не представлялось возможным, ведь у него была такая обезоруживающая улыбка!

В день премьеры «Перед заходом солнца» он подарил мне открытку с трогательной надписью: «Уважаемая фрау Петерс, я Вас нежно и почтительно люблю! Ваш Маттиас Клаузен. 17.05.2000 г.». Но сценарии наших жизней пишутся без нас, мы участвуем лишь в проработке деталей.

Когда я еще не знала, что Кирилл Юрьевич опасно болен, он вдруг приснился мне. С удивленными глазами, с высоко поднятыми и округленными по глазам бровями, с серым лицом. Маска ужаса, как театральный грим. Тихий голос.

— Ларочка, я тебя ничем не обидел?

— Нет, ничем не обидели.

— Почему же я тогда так сильно болею? Может, кого-то из них я обидел?

Он оглянулся на проходящих мимо нас наших актеров.

— Никого вы, Кирилл Юрьевич, не обидели. Вас все любят, идите спокойно репетируйте.

Он как-то рассеянно потоптался на месте и сказал тускло, вяло:

— Ну ладно. Я приду к тебе в гости девятого числа.

«У меня лопнуло бы сердце, если бы кто-нибудь проницательный сказал мне тогда, что через
двадцать лет этот прекрасный артист и обаятельнейший мужчина будет жарко обнимать
меня и шептать безумные слова: «О, какая красивая... Ну, один поцелуй! Мне бы только
поцеловать ваши ароматные волосы!» Это было в спектакле «Дядя Ваня» на сцене БДТ».
Лариса Малеванная и Кирилл Лавров в спектакле «Дядя Ваня», БДТ, 1982 год

Потом отошел к другим актерам, а я стою и думаю: «Странно, никогда мы в гости друг к другу не ходили, почему он решил вдруг прийти ко мне? И почему девятого числа?» С этим и проснулась. Через несколько дней узнала, что он болен и что неутешительный диагноз был поставлен в тот день, накануне моего сна. Девятое число так и осталось загадкой до сих пор.

А когда уже Кирилла Юрьевича не стало, он опять мне приснился, очень веселый и всем довольный, как-то по-студенчески просто одет и настроен озорно.

— Привет! Собирайся, поедем за город.

— Это странно, почему я должна с вами ехать?

— Мы еще Андрея Толубеева с собой возьмем и Катю, поедем в ваш дачный поселок.

— У меня дача после зимы еще не убрана и холодильник пустой.

— Ничего, по дороге все купим.

Вдруг вижу — приближается к нам издалека улыбающийся Андрей и тоже одет как для загородной прогулки. Они пожимают друг другу руки, обмениваются приветствиями, о чем-то договариваются, а я с облегчением вздыхаю, как будто избежала какой-то опасности, и быстренько ускользаю, крикнув им на ходу:

— Вы езжайте, а я не могу, у меня очень много работы!

Когда с Кириллом прощались, я положила цветы у его ног на сцене БДТ, мысленно поблагодарила его за замечательное партнерство, за доброту и за талант, но в лицо ему не взглянула. Я не видела его мертвым. А вскоре мне приснился и Андрей.

Лариса Малеванная в пьесе «С любимыми не расставайтесь», 1971 год

Володин. Танцуя со мной, говорил: «У-у, ведьма!»

Мое любимое мужское имя — Александр. Моего сына зовут Александр. И младшего брата тоже. Сама называла. Сызмальства знала, что Александр — это «муж, защитник». Видимо, потребность в защите была спрятана в закоулках сознания. Руководителем режиссерского курса, где я училась, был Александр Александрович Музиль (его уж без меня называли). И пьесу «Моя старшая сестра», в которой я сыграла свою первую роль, тоже написал Александр. Володин.

Когда я приехала учиться в Ленинград, эта фамилия уже будоражила умы. Спектакль «Пять вечеров» в БДТ я смотрела пять раз, но каждый раз неотвратимо приближался финал, и как трудно было от живого тепла спектакля уходить на слякотную ленинградскую улицу! Любовь и сострадание, «любовь и жалость»... Оказывается, мы все это заслужили! Все сидящие в зале: самые обычные, самые простые люди, совсем не герои.

Защита! Я получила ее на этом спектакле. Поддержку и защиту, в которой так нуждалась закомплексованная, не уверенная в себе провинциалка.

А вскоре как-то совсем нечаянно состоялась встреча с человеком, сотворившим это чудо. Александр Моисеевич запросто пришел к нам в студенческое общежитие по приглашению мудрых «старейшин» нашего курса. Поскольку было уже известно, что знаменитый драматург терпеть не может никаких чествований и вообще ничего официального, мы пригласили его на блины по случаю проводов Масленицы. Мы с Кларой Фатовой эти самые блины испекли, ребята купили водки и бутылку вина для «женщин и детей» (так звали на курсе нас с Кларой и младших мальчиков).

Лариса Малеванная и Андрей Толубеев в спектакле «Оптимистическая трагедия», БДТ, 1981 год

Как хотелось бы рассказать об этой встрече что-нибудь очень существенное, но прошло более сорока лет и предательская память не сохранила никаких разговоров о важном и вечном, а лишь какие-то разрозненные, пестрые лоскутки этого вечера.

Помимо водки и блинов были танцы. Володин танцевал охотно, попеременно приглашая меня и Клару. Нас было только две на курсе! И мальчики смотрели на нас с завистью: ведь каждая из нас получала еще дополнительно свой индивидуальный, личный, интимный кусочек взаимоотношений с Володиным. Я во время танцев ни о чем «умном» с Александром Моисеевичем не говорила. Напротив, к слову пришлось рассказать какую-то ерунду, как в подростковом возрасте я могла сболтнуть что-то вроде предсказания, и это сбывалось. Даже однажды кто-то сказал мне шутя: «У-у, ведьма!» Но потом этот дар улетучился от неупотребления. Володина этот рассказ заинтересовал. И когда в следующий раз он приглашал меня танцевать, говорил с шутливой опаской: «У-у, ведьма!»

Наш курс был очень дружным. И на выдумки горазд. В тот вечер мы придумали игру. Разрезали какую-то коробку, сделали из нее карты. Тузы — это были режиссеры, короли — драматурги, дамы — актрисы, валеты — актеры. И фамилии написали на каждой карте очень известные. Среди королей, естественно, был Володин. Эта игра была соревнованием в острословии. Можно было бить любую карту любой другой, но непременно объяснить свой ход, кратко и остроумно.

Мне достался «король» Володин. Я побила им другого «короля». Вряд ли была остроумна, но защищала свой ход очень искренне.

Критиков мы не любили за то, что они травили Эфроса и Любимова, нападали на Товстоногова и на «Современник». Они, конечно же, были обозначены у нас как «шестерки», и мы их били с удовольствием и без объяснений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгения Кузнецова. Под «колпаком» Галины Волчек Евгения Кузнецова. Под «колпаком» Галины Волчек

Думалось, она будет всегда, но два года назад Галина Волчек покинула театр

Караван историй
«Пап, а ты когда придешь?» «Пап, а ты когда придешь?»

Какова роль мужчины в воспитании детей?

Psychologies
Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Полярная экспедиция: зачем Россия возвращается на Луну впервые за 46 лет Полярная экспедиция: зачем Россия возвращается на Луну впервые за 46 лет

Стартовавший зонд «Луна-25» должен проработать на Луне не менее года

Forbes
Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
Как траурные дронго защищаются от вторжений паразитирующих кукушек Как траурные дронго защищаются от вторжений паразитирующих кукушек

Изменчивость расцветки яиц помогает дронго вычислить подброшенные чужие яйца

ТехИнсайдер
Свидетельства неслучившегося Свидетельства неслучившегося

Песни Пахмутовой и Добронравова задали эмоциональный режим советского человека

Weekend
Чтобы лучше видеть Чтобы лучше видеть

Как быстро снять усталость глаз и почему она возникает?

Лиза
Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
Повышение устойчивости к антибиотикам связали с загрязнением воздуха Повышение устойчивости к антибиотикам связали с загрязнением воздуха

Загрязнение воздуха значимо связано с устойчивостью патогенов к антибиотикам

N+1
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок

Продюсер Митя Муравьев открывает главный дубайский секрет

Правила жизни
Что надо знать о блан де нуаре — одном из винных хитов 2023 года Что надо знать о блан де нуаре — одном из винных хитов 2023 года

Почему российский блан де нуар отличается от французского и как его делают

СНОБ
Исполнение и наказание Исполнение и наказание

Как Роберт Де Ниро и Мартин Скорсезе исследовали насилие, вину и бессилие

Weekend
«Я всегда прихожу заранее»: как избавиться от этой привычки «Я всегда прихожу заранее»: как избавиться от этой привычки

Некоторые чувствуют себя обязанными всегда приходить заблаговременно

Psychologies
Ген голого землекопа продлил жизнь мышей и защитил их от рака Ген голого землекопа продлил жизнь мышей и защитил их от рака

Ген голого землекопа повышает синтез высокомолекулярной гиалуроновой кислоты

N+1
На удалении от всех На удалении от всех

Как не попасть в коварную ловушку под названием «удаленка»?

Лиза
«От вакансий руки опускаются»: как я полгода училась на тестировщика, а теперь не могу найти работу «От вакансий руки опускаются»: как я полгода училась на тестировщика, а теперь не могу найти работу

Легко ли сменить специальность?

VOICE
«Как Германия преодолевает нацистское прошлое» — отрывок из книги историка «Как Германия преодолевает нацистское прошлое» — отрывок из книги историка

Отрывок из книги Александра Борозняка «Жестокая память»

СНОБ
По своему желанию По своему желанию

Самые надежные средства контрацепции, о которых ты, возможно, не знала

Лиза
Масса за горизонтом событий Масса за горизонтом событий

О том, как удалось обнаружить и «взвесить» одну из сверхмассивных чёрных дыр

Наука и жизнь
Пумы перешли к охоте на пересеченной местности из-за ворующих добычу медведей и волков Пумы перешли к охоте на пересеченной местности из-за ворующих добычу медведей и волков

Рост численности медведей и волков в Йеллоустоне изменил привычки пум

N+1
В палеофекалиях древних добытчиков соли нашли яйца гельминтов В палеофекалиях древних добытчиков соли нашли яйца гельминтов

Палеопаразитологи исследовали 35 палеофекалий XII–VII веков до нашей эры

N+1
Полуостров сокровищ Полуостров сокровищ

Как и тысячи лет назад, золото возбуждает алчность контрабандистов

Правила жизни
Дубайский связной Дубайский связной

«Правила жизни» поговорили с десятью россиянами, переехавшими в Дубай

Правила жизни
Новостные агентства требуют, чтобы при обучении ИИ, не использовались тексты и изображения без разрешения Новостные агентства требуют, чтобы при обучении ИИ, не использовались тексты и изображения без разрешения

Как инструменты искусственного интеллекта нарушают законы об авторском праве.

ТехИнсайдер
Четыре секрета Google Chrome, о которых вы не знали Четыре секрета Google Chrome, о которых вы не знали

О многих функциях Chrome вы могли даже не подозревать

ТехИнсайдер
Как отличить плохое настроение от клинической депрессии: 10 признаков Как отличить плохое настроение от клинической депрессии: 10 признаков

Клиническая депрессия у разных пациентов может проявляться по-разному

Psychologies
«Она меня и близко не подпустит»: как женщины мешают мужчинам быть хорошими отцами «Она меня и близко не подпустит»: как женщины мешают мужчинам быть хорошими отцами

Глава из книги Тобиаса Морштедта «Плохие хорошие отцы»

Psychologies
Персональный подход Персональный подход

Как складывалась команда ресторана Modus

Bones
Открыть в приложении