Интервью со Cветланой Антоновой

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Cветлана Антонова: «Когда режиссер твой муж, ты переживаешь за него и стараешься, чтобы у него не было проблем»

Я ходила на пробы и слышала: « Неужели это вы снимались в фильме «Охота на пиранью»? Там как будто другой человек...» И ничего не складывалось.

Елена Ланкина

Фото: Михаил Рыжов/из архива С. Антоновой

ветлана, вчера вы приехали в Москву из Минска, где снимаетесь в новом сериале для канала НТВ. Что это за проект?

— Двенадцатисерийный детектив «Последний из стаи» о герое-одиночке, которого играет Иван Оганесян. Его майор Панфилов — честный и неподкупный опер, сражающийся за правду и справедливость. Я играю его начальницу, полковника Романовскую. Они с Панфиловым и коллеги, и друзья, и любовники, и до определенного момента моя героиня ему помогает — вытаскивает из сложных ситуаций. Все карты раскрывать сейчас не буду, у этой истории довольно запутанный сюжет, в котором любовные отношения тесно переплетены с рабочими, и они непростые. Герои служат в правоохранительных органах и должны соблюдать субординацию.

— Бороться с преступностью вам не впервой. Вы не раз играли следователей, были судьей, участковым, частным детективом. Многие наверняка помнят сериал «Детективное агентство «Иван да Марья», в котором вы раскрывали преступления с Леонидом Ярмольником.

— Тем не менее перед съемками «Последнего из стаи» режиссер стал объяснять, как играть полковника полиции. Я послушала-послушала и сказала:

— Знаете, у меня «стаж работы» в правоохранительных органах больше десяти лет.

Он засмеялся:

— Простите, я просто хотел, чтобы вы понимали про женщину в форме.

— Мне кажется, я понимаю, уже есть опыт...

— Похоже, режиссеры видят вас преимущественно в ролях сильных женщин. Как вы к этому относитесь?

— Конечно, хочется быть разной, но в нашем кинематографе предпочитают идти по проторенной дорожке. Если актрису удачно использовали в каком-то амплуа, то будут и дальше в нем использовать. Даже друзья-режиссеры частенько предлагают мне такие роли.

— Погодите, в сценарии есть и пьяница, и гулящая. Дайте что-нибудь поинтереснее! — прошу я.

— Света, нет! Ты что, не понимаешь? У тебя фактура другая. Ты высокая, с интеллигентным лицом — либо врач, либо сотрудник правоохранительных органов, либо учительница.

— Неужели на этом мои актерские возможности заканчиваются?

— Ну, с возрастом, может, придет что-то еще...

«Мы, конечно, и ссорились, и мирились, но любили и любим друг друга». Светлана Антонова с сестрой Наталией, 2023 год. Фото: из архива С. Антоновой

— Против фактуры не пойдешь! Уродились высокой и статной — извольте играть социальных героинь. Кстати, высокий рост помогает в актерской карьере или мешает?

— Мне мешает. Если я при своих 182 сантиметрах надеваю мало-мальский каблук, получается какая-то сборная по баскетболу, все партнеры и партнерши стонут, и мне некомфортно. Мое внутреннее ощущение себя совершенно не совпадает с внешними данными. Внутри я такая маленькая!

— Баскетболом не занимались?

— Нет, только плаванием — немножко. Но однажды кто-то написал в интернете, что я занималась восемь лет и чуть ли не мастер спорта, и многие поверили.

Однажды пошли в бассейн с моим мужем Александром Жигалкиным. Это было давно, в самом начале наших отношений. Саша плавал очень хорошо — и брассом, и кролем, а я бултыхалась кое-как. Он удивился:

— Что это с тобой? Ты же мастер спорта по плаванию!

— С чего ты взял?

— Прочитал в интернете.

До этого Саша на Новый год подарил мне фотоаппарат, тоже вычитав в интернете, что увлекаюсь фотографией. Я поблагодарила: «Спасибо, теперь обязательно начну фотографировать». А в бассейне призналась:

— Прости, но плаваю я плохо, исключительно вот так...

— Чем увлекалась в детстве девочка с интеллигентным лицом?

— Лепкой, танцами. Ходила на кружки, которые можно было найти в нашем Кунцевском районе. Мама моя была учительницей начальных классов, папа — военным. И оба они целыми днями пропадали на работе. Я очень хотела в музыкальную школу, но мы не могли позволить себе пианино, и возить меня было некому. Рядом с нами музыкалки не было.

— Вы были дружны с сестрой Наталией?

— Да, очень.

— Она ведь старше на пять лет? В детстве это большая разница.

— Нам она не мешала. Как любая старшая сестра, Наташа оказывала на меня большое влияние, Я всегда на нее смотрела и делала то же самое, неважно, плохо это или хорошо, всегда шла за ней за руку. Когда Наташе говорили: «Бери Свету и иди на улицу», она тащила меня с собой. Мы, конечно, и ссорились, и мирились, но любили и любим друг друга. Встречаемся не очень часто, к сожалению. Слава богу, несколько лет назад справили Новый год вместе с Наташей и ее семьей. Это было чудесно.

Светлана Антонова c детьми Марией, Таисией, Арсением, Аглаей, 2023 год. Фото: Александра Синицына/из архива С. Антоновой

— Сначала сестра увлеклась актерской профессией и поступила в театральное училище? Вы, можно сказать, пошли по ее стопам?

— Сперва Наташа поступила в гуманитарный университет на специальность «менеджер культуры» с французским языком. Потому что папа сказал: «Пока не окончишь нормальный вуз, никакого актерства!» У нас в сфере искусства никого не было, некому было помочь, и он считал, что театральный — это несерьезно.

Когда Наташа экстерном окончила университет и поступила в Щукинское училище, папа увидел, как трудно там учиться, как тяжело дается актерская профессия, и понял, что был неправ. Он и встречал Наташу, когда она задерживалась на занятиях и репетициях, и ходил на показы и дипломные спектакли. Когда я тоже надумала пойти в театральный и стала готовиться к разговору с папой, сестра сказала: «Конечно, тебе легче будет, самое ужасное я на себя взяла! Все выслушала и выстрадала разрешение учиться».

— В семье все решал отец?

— Да. Папа человек серьезный, основательный, с характером, но и с хорошим чувством юмора. Наверное, он проявлял твердость, потому что воспитывал двух девочек и боялся что-то упустить. Мой муж тоже все время переживает за дочек, особенно за десятилетнюю Тасю. Мы живем в коттеджном поселке, и девочки там вечером прогуливаются по улице. Саша ругается, когда я Тасю отпускаю:

— Темно уже!

— Да еще не поздно, и она же с телефоном!

— А когда и почему вы надумали поступать в театральный?

— Когда посмотрела Наташин дипломный спектакль «Два веронца» по пьесе Шекспира. Это был водевиль, который поставил Александр Анатольевич Ширвиндт. Вообще, я делю все спектакли на две категории. Первая, когда думаешь: «Хорошая постановка, мне понравилось». Вторая, когда испытываешь потрясение и не можешь объяснить, как это сделано. На «Двух веронцах» со мной произошло нечто подобное, хотя я и до этого ходила в театры, и ничто меня особенно не прельщало. Наверное, дело было еще и в ребятах, игравших в спектакле. На Наташином курсе учились Маша Порошина, Максим Аверин, Антон Макарский, Оля Будина, Олег Кассин и другие очень талантливые люди. Посмотрев спектакль и посидев с ними в гримерке, я подумала: «Какие же они потрясающие, и как мне хочется быть с ними! Быть такими, как они!»

Сначала сказала Наташе, что хочу в театральный. Она посоветовала поговорить с мамой, а потом уже с папой. Мама отреагировала спокойно: «Как, и ты тоже? Иди к папе сама, я не пойду». Папа отмахнулся: «Ой, делайте уже, что хотите!» Наташа, узнав о его реакции, удивилась: «Как он тебе здорово ответил!» Стала меня готовить.

Подготовилась я неплохо, но оделась на прослушивание в Щукинское училище крайне неудачно — в красную футболку и черную резиновую мини-юбку. Хотела выделиться. Думала — народу будет много, так скорее заметят. Лицо у меня было загорелое, и половину его закрывала огромная челка, под которой скрывался белый лоб. Наташа посоветовала надеть ободок, чтобы открыть лицо. Теперь представьте, как я выглядела. На волосах черный бархатный ободок, половина лица белая, половина коричневая, красная футболка, черная мини-юбка. Она очень мешала читать отрывок из повести Достоевского «Дядюшкин сон», ползла вверх. Я ее постоянно одергивала, и в приемной комиссии кто-то сказал: «Да оставьте вы в покое свою юбку!»

На первый тур меня пропустили, но велели одеться во что-нибудь поприличнее — в белую блузку с нормальной юбкой или платье.

«Мы знали друг друга давно. Саша тоже щукинец, он преподавал на курсе у Наташи, мы встречались на дне рождения училища, и у нас много общих друзей и знакомых». Светлана Антонова с мужем Александром Жигалкиным, 2023 год. Фото: Александра Синицына/из архива С. Антоновой

— В Щукинском к вам, наверное, было особенное отношение, ведь там училась ваша сестра?

— На первом туре Юрий Вениаминович Шлыков, набиравший курс, спросил совсем не про сестру:

— Вы имеете какое-то отношение к Юрию Антонову?

Вообще, я никогда не вру, но в тот раз почему-то ляпнула:

— Да, это брат моего папы. Он военный, а дядя Юра в музыку пошел, — думала, Шлыков поймет, что это шутка.

Спустя три года, когда мы уже играли дипломный спектакль, Юрий Вениаминович на полном серьезе спросил:

— Свет, а чего дядя-то не приходит смотреть?

— Какой дядя? — опешила я. — А, так это же я пошутила, вы разве не поняли?

Он обиделся. Конечно, я зря соврала, но мой поступок объяснялся ужасным волнением и зажимом. Представьте — конкурс сто человек на место, ты стоишь перед внушительной приемной комиссией, рядом другие абитуриенты, и все смотрят на тебя, а ты ничего соображаешь. Тут и не такое скажешь!

Мой Саша, кстати, знает эту историю, и если в машине по радио поет Юрий Антонов, всегда подкалывает: «О, твой дядя!»

Что же касается сестры и того, насколько мне помогло наше родство, то вообще-то мы с ней очень разные. Это все отмечали. А педагоги наши всегда говорили: «По блату можно многое, даже поступить в театральный институт, но талантливо сыграть спектакль или сдать мастерство актера невозможно. Блат в таких случаях плохо работает, вернее, не работает совсем». И отчисляли детей и внуков очень известных людей.

На втором курсе меня тоже чуть не отчислили. В актерском мастерстве есть раздел «Профнавык», когда студенты показывают этюд, демонстрирующий владение какой-то профессией. Наши девочки и чулки проверяли как заправские чулочницы, и шляпы крутили, ребята тесто подбрасывали как в пиццерии, собирали из досок мебель. У меня ничего не получалось. Юрий Вениаминович предупредил: «До экзамена неделя, а у тебя ни одного наблюдения и профессионального этюда. Если не сдашь, тебя отчислят». Я расстроилась. И вот стою и плачу в туалете на четвертом этаже, и подходит Людмила Владимировна Ставская, великий педагог, спрашивает, что случилось. Я рассказываю. «На Новом Арбате в подземном переходе очень интересная баба цветы продает, — говорит она. — Иди и смотри за ней». Я побежала, посмотрела, подружилась с цветочницей. Та меня всему научила. На экзамен даже дала стойку для цветов. Когда я показала свой этюд, Шлыков похвалил: «Ну вот, другое дело!»

Четыре года в Щукинском вспоминаю как самые интересные и насыщенные в своей жизни, ведь они дали возможность не только овладеть профессией, но и приобрести замечательных друзей. Мы постоянно на связи. Однокурсники — моя вторая семья, а Юрий Вениаминович не просто педагог, мастер, а практически родственник, после родителей — главный человек в моей жизни.

После окончания Щукинского меня пригласили в два театра — Вахтангова и Сатиру. Худрук Театра Вахтангова Михаил Александрович Ульянов ничего не обещал: «Мы хотим взять вас в нашу труппу, но прежде чем начать играть главные роли, вам придется поработать в массовке». Я поблагодарила и обещала подумать, но, конечно, такая перспектива не вдохновляла. Худрук Театра сатиры Александр Анатольевич Ширвиндт сразу назвал конкретные спектакли, в которые собирался меня ввести: «Восемь любящих женщин», «Бешеные деньги» и так далее. Я решила пойти к нему, о чем ни разу не пожалела.

— Театр сатиры стал для вас домом?

— В самом прямом смысле слова. Когда только выпускаешься и начинаешь работать в театре, ты там живешь. Утром репетируешь, в двенадцать часов обязательно играешь детский спектакль, потом обедаешь, репетируешь вечерний спектакль, играешь его — и так каждый день. Приходишь к десяти утра и уходишь в одиннадцать вечера.

— В то время вы ведь уже были замужем — за актером и режиссером Олегом Долиным?

— Да, и в 2004-м у нас родилась дочка Маша, которую я в детстве часто брала с собой в театр. Она сидела в гримерном цеху с нашими художниками по гриму. С дочкой мне очень помогали и родители, и Наташа, и бабушка с дедушкой, которые еще были живы. Близкие очень хотели, чтобы у меня все сложилось в профессии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК» Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК»

1999 год. Центр Милана. Пьяцца Дуомо. За мной гонится мафия, я бегу, падаю

Коллекция. Караван историй
Заразный рак двустворчатых моллюсков оказался генетически нестабилен Заразный рак двустворчатых моллюсков оказался генетически нестабилен

Эволюция и генетические характеристики рака двустворчатых моллюсков

N+1
Лео Бокерия: «Я обожаю само слово «сердце» Лео Бокерия: «Я обожаю само слово «сердце»

Кардиохирург Лео Бокерия — одна из самых легендарных личностей в нашей медицине

Коллекция. Караван историй
Что делать, если партнер не хочет секса: 7 шагов Что делать, если партнер не хочет секса: 7 шагов

Как быть, если ваши сексуальные потребности с партнером не совпадают?

Psychologies
Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить

А вы знаете, что у кого должно было зажить и до чьей свадьбы?

ТехИнсайдер
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Натуфийцы изготовили растительную краску 15 тысяч лет назад Натуфийцы изготовили растительную краску 15 тысяч лет назад

Ученые исследовали 15-тысячелетние украшения натуфийской культуры

N+1
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Муж не хочет детей Муж не хочет детей

Почему мужчины могут не хотеть детей и что с этим делать?

Лиза
Сара Джессика Паркер. Звезда в балетной пачке Сара Джессика Паркер. Звезда в балетной пачке

Сара Джессика Паркер стала ролевой моделью для миллионов женщин во всем мире

Караван историй
Иноходец Иноходец

Владимир Яглыч один из немногих, у кого есть талант жить по своим правилам

Men Today
Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед» Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историй
Венко Андоновский: «Мы уик-энд-писатели» Венко Андоновский: «Мы уик-энд-писатели»

Македонский писатель Венко Андоновский — почему он до сих пор пишет от руки

Эксперт
Непростая история: «Муж заразил меня ВИЧ» Непростая история: «Муж заразил меня ВИЧ»

Алена Тарасова, живущая с ВИЧ, поделилась своей историей

Cosmopolitan
Как жили в Европе русские эмигранты первой волны. Отрывок из книги Как жили в Европе русские эмигранты первой волны. Отрывок из книги

Отрывок из книги «Белые русские — красная угроза?» Шейлы Фицпатрик

СНОБ
Безумный ученый против Гитлера: жизнь и борьба Джеффри Пайка Безумный ученый против Гитлера: жизнь и борьба Джеффри Пайка

У англичан абсолютное оружие было. И звали его Джеффри Пайк

Правила жизни
Северяне под Нарвой Северяне под Нарвой

Весной 1919 года для красного Петрограда возникла первая угроза

Дилетант
Социальная инженерия: как мошенники «разводили» наших прадедов Социальная инженерия: как мошенники «разводили» наших прадедов

Сталкивались ли вы когда-нибудь с социальной инженерией? Впервые слышите?

CHIP
«Я соперничаю с женщинами»: почему так происходит «Я соперничаю с женщинами»: почему так происходит

Почему женщины конкурируют друг с другом?

Psychologies
«Джеймс Уэбб» нашел этан и водяной лед на трех карликовых планетах из Пояса Койпера «Джеймс Уэбб» нашел этан и водяной лед на трех карликовых планетах из Пояса Койпера

Седна, Гунгун и Квавар претерпели геохимическую эволюцию

N+1
Не только мыть посуду: 10 нестандартных применений кухонной губки Не только мыть посуду: 10 нестандартных применений кухонной губки

Какую пользу может послужить вам использованная губка в быту

ТехИнсайдер
Музеи, космолеты, казино, поддержка Трампа: чем занимаются богатейшие женщины Америки Музеи, космолеты, казино, поддержка Трампа: чем занимаются богатейшие женщины Америки

Самые богатые женщины Америки и их источники дохода

Forbes
Бусидо. Путь самурая Бусидо. Путь самурая

«Бусидо» — кодекс самураев XII века, который постоянно менялся вместе с эпохой

Зеркало Мира
Кинотехника: на грани третьей весны Кинотехника: на грани третьей весны

Как начинался кинематограф и какие потрясения он пережил

Знание – сила
Основано на (не)реальных событиях. Как братья Коэн придумали «Фарго» Основано на (не)реальных событиях. Как братья Коэн придумали «Фарго»

Как режиссеры братья Коэны придумали оригинальный фильм «Фарго»

СНОБ
Быстро – не значит без ошибок Быстро – не значит без ошибок

Человек разумный очень сильно отличается от других представителей животного мира

Знание – сила
«Я — Сноб»: актер и режиссер Георгий Иобадзе «Я — Сноб»: актер и режиссер Георгий Иобадзе

О необходимости метаморфоз и творчестве, которое наполняет и окрыляет

СНОБ
MAXIM разузнал, на что способен AI в современной журналистике и развлечениях MAXIM разузнал, на что способен AI в современной журналистике и развлечениях

Мария Демина рассказала о возможностях AI

Maxim
«Ученики в восторге, родители в прострации»: почему в России увольняют учителей за откровенные фото «Ученики в восторге, родители в прострации»: почему в России увольняют учителей за откровенные фото

Почему образ преподавателя критично воспринимается обществом

Psychologies
Открыть в приложении