Я все еще доказываю себе и другим, что достойна, что могу. Это профессия такая

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Анна Глаубэ: «У меня просто другой путь»

Анна Глаубэ хорошо знакома зрителю по сериалам «Универ», «Отель Элеон», «Молодежка» и многим другим проектам. В театре МДМ ее можно было увидеть в ярких ролях популярных мюзиклов. Но сама Анна уверена, ее лучшие роли — впереди.

Беседовала Еатерина Филимонова

Фото: Г. Гильфанова/из архива А. Глаубэ

Анна, могли бы вы охарактеризовать свою жизнь и карьеру как аттракцион?

— Думаю, да. Более того, у меня сразу возникает образ американских горок. Это постоянные взлеты и падения, мертвые петли, неожиданное затишье. А иногда — как в том моменте, когда вагончик медленно, с усилием поднимается вверх, а потом вдруг стремительно летит вниз. Вот так же и в жизни: карабкаешься, надеешься, вкладываешь силы, а потом — шух! — и ты уже на крутом спуске. Очень похоже.

— У вас действительно интересная, насыщенная жизнь. А как вы пришли в профессию? Это ведь был не самый прямой путь. С детства мечтали стать актрисой?

— Да, я с детства об этом мечтала. Но путь действительно был непростым. В школе у нас был театральный класс — неофициальный, просто наша классная руководительница была очень увлечена театром, и мы постоянно ставили спектакли.

Фото: П. Репина/из архива А. Глаубэ

— В одном интервью вы рассказывали, что играли дерево...

— Да, была и деревом, и кошкой. Но самая запомнившаяся роль — муза музыки. Я тогда всерьез занималась фортепиано: мама мечтала, чтобы я стала пианисткой, и поэтому на всех школьных концертах я обязательно играла. А в спектакле придумали, что я буду музой: выходила в начале, исполняла произведение — и все, на этом мое участие заканчивалось.

— Было обидно?

— Очень. Особенно потому, что это не про талант было, а про родительскую «политику». В школе действовал настоящий родительский комитет со своей мафией: кто с кем дружит, тот и получает лучшие роли. А моя мама не входила в этот круг. И, соответственно, я тоже оставалась в стороне. Сейчас мама вспоминает это с недоумением: говорит, по нынешним меркам просто дикость — родители, которые дружат друг против друга, конкурируют, гнобят. Но тогда это было нормой.

Помню, как на одном празднике осени наш класс разделили на три команды. Я проходила мимо кабинета, где репетировала другая группа, дверь была приоткрыта, я просто заглянула — любопытно же. И тут выходит мама одной девочки и начинает на меня кричать. Сейчас, когда вспоминаю, удивляюсь: как взрослый человек может так наорать на ребенка просто за то, что он заглянул в кабинет? Мы ведь все учились в одном классе, это не был конкурс на стипендию или деньги.

— Тогда вы впервые ощутили влечение к сцене?

— Да, я отчетливо помню это чувство: ты выходишь, что-то делаешь — и зал замирает, все внимательно смотрят, слушают. Это было волшебно. Хотя вообще я мечтала быть балериной. Меня завораживали пуанты — такие изящные, красивые...

Фото: А. Фанетская/из архива А. Глаубэ

— Вы занимались танцами?

— Мама сразу сказала нет — у меня было плоскостопие. Но я посмотрела советский фильм про девочку-балерину и подумала: если не стану балериной, может, хотя бы сыграю ее в кино. Именно тогда у меня впервые возникла мысль: а вдруг я буду актрисой?

— Но балерину вы еще не сыграли?

— Пока нет. Разве что теперь, возможно, могла бы сыграть педагога в балетной школе — и то не уверена. Все-таки, когда смотришь на настоящих балерин, понимаешь: в них все особенное — и изящные, длинные шеи, и грациозные руки, и осанка, словно выточенная...

— Но вы ведь ходили в музыкальную школу. То есть сцена вам была знакома — вы выступали, играли...

— Да, я с самого детства была на сцене. И признаюсь, мне все давалось довольно легко. Тогда даже педагоги говорили, что у меня абсолютный слух, что я все схватываю на лету. Меня часто хвалили, говорили, что мне можно почти не заниматься — настолько быстро я все усваивала. Поэтому все конкурсы, первые места были моими. Я почти не прикладывала усилий — гаммы не часами отрабатывала, а играла, как будто все складывается само собой. Именно поэтому мама считала, что музыка — это мое, и абсолютно спокойно относилась к тому, что я учусь в школе на тройки. Вся ее ставка была на музыкальную школу.

А вокалом в детстве не занималась — в нашей школе считалось, что у меня хороший слух и диапазон, но не было какого-то выдающегося тембра. Мне просто говорили: «Обычный голос, как у всех». Хотя сейчас я понимаю, что дело было вовсе не в тембре, а в системе преподавания. Тогда подход был очень ограниченным — если ребенок не проявлял яркий талант сразу, с ним просто не занимались. А ведь на самом деле голос можно развить. Абсолютно каждый человек может научиться петь, и слух воспитывается. Просто в то время никто толком не знал, как это делать.

— А когда вы начали заниматься вокалом всерьез?

— Уже после института. Тогда мне действительно стало интересно это направление, и я пошла по пути проб и ошибок: у меня были разные педагоги, совершенно разные школы — и академическая, и более современные техники. Сейчас, слава богу, есть преподаватель, с которой мне по-настоящему комфортно. Она работает по системе EVT — это новая методика, основанная на анатомии. В ней не нужно петь «на ощущениях», а все раскладывается по полочкам: где какая мышца, как работает связка, что включается при том или ином звуке. Для меня это стало настоящим открытием, потому что я не интуитивная в вокале — мне нужно понимать, как именно все устроено.

— И вам такой подход оказался ближе?

— Абсолютно. Мой педагог объясняет, например: «Вот здесь у тебя хрящик, он включается, когда ты кашляешь. Почувствуй». И я понимаю, что нужно сделать, чтобы извлечь нужный звук. Хорошо чувствую свое тело и мышцы, и этот способ оказался именно моим. Есть люди, которые поют интуитивно — как я, к примеру, интуитивно работаю в актерской профессии. А в вокале мне нужно четко знать, что и как. Иначе получается чисто, но скучно — как будто поет искусственный интеллект. Поэтому я начала осознанно выстраивать фразу: здесь сделать акцент, здесь украсить звук. Это все навык, который нарабатывается.

— А что стало толчком к занятиям вокалом?

— Я мечтала петь в мюзикле. И когда меня взяли в «Первое свидание», поняла, что пришла пора подтянуть вокал. Там была сильная драматургия, и меня выбрали именно за актерские способности, но песни были сложные. Я понимала, что хочу не просто справляться, а петь на хорошем уровне. Плюс мне всегда хотелось выйти на большую сцену — с живым вокалом, с энергетикой.

Анна Глаубэ и Алексей Бобров в мюзикле «Первое свидание», театр МДМ, 2019 год. Фото: из архива А. Глаубэ

— Мама, как я понимаю, видела в вас будущую звезду... музыкальной сцены?

— Да, мама возлагала большие надежды на мое музыкальное будущее. Я довольно рано начала учебу сразу в двух школах — общеобразовательной и музыкальной, занималась параллельно. А когда в девятом классе завершила обучение в музыкальной школе, поступила в училище. Но, едва став студенткой, откровенно призналась маме, что не собираюсь продолжать там учебу.

Я была вымотана. Начался переходный возраст, и я вдруг поняла, что все детство провела, как говорится, «у станка»: ни прогулок, ни общения, только музыка, занятия, строгая дисциплина. А потом просто почувствовала — больше не могу. Сказала маме: «Я не поеду в училище. Не хочу туда добираться каждый день. Все. Точка».

— Мама не пыталась вас отговорить?

— Нет. Она просто сказала: «Ну все». Думаю, понимала: если я не хочу, из этого ничего не получится, меня просто отчислят.

— То есть вы остались в школе?

— Да, но уже без музыкальной. А вскоре решила сдать 10-й и 11-й классы экстерном.

— Почему решили так ускориться?

— А что оставалось? Все мои друзья были старше: когда я училась в девятом, они уже оканчивали школу, поступали в вузы. А я осталась. Плюс я не была любимицей учителей, учиться мне не нравилось. Было ощущение... не то чтобы открытого давления, но некое постоянное неуважение витало в воздухе. Никто не кричал, не ругался — просто энергетика была тяжелая, и мне не хотелось туда возвращаться.

Сейчас понимаю: главное — это отношение учителя. Когда я перешла в школу-экстернат, где за год проходишь программу двух лет, все изменилось. Я училась блоками: две недели, например, только русский — полное погружение, мозг не распыляется. Изучила предмет — сдала экзамен, перешла к следующему. Для меня это была идеальная система. И атмосфера была другая: учителя действительно любили свое дело, у них была цель — объяснить, донести. В итоге я окончила экстернат почти отличницей, всего с тремя четверками, а до этого училась на тройки.

— После окончания школы вы решили поступить в театральный институт?

— Да, именно так. Сказала маме: «Хочу быть актрисой, хочу поступать в театральный». Тогда я не знала никого из этой сферы, это была чистая мечта. Я была вся в творческих порывах и совершенно лишена той внутренней структуры, которая теперь присутствует во мне. Мне тогда было всего 15 лет. Но одно было для меня ясно — я хочу быть актрисой. Мама ответила: «Это не профессия».

Моя мама работает руководителем отдела логистики и имеет экономическое образование. Она серьезный человек. В нашей семье почти все занимаются точными науками: химики, физики, программисты, экономисты. Из творческих личностей только я и тетя — она архитектор. Больше в нашей семье нет никого, кто был бы связан с искусством.

Анна Глаубэ на съемках фильма «Искусство соблазна», 2025 год. Фото: из архива А. Глаубэ

— Мама объяснила, чем ей не нравится профессия актрисы?

— Да. Она сказала: «Это неблагодарная профессия. Будешь стоять с протянутой рукой. Ни стабильности, ни уверенности. Даже талантливые люди часто без работы или получают копейки в театрах». Она ничего не приукрашивала — просто сказала как есть.

— Но вы же были еще совсем юной. Разве не стоило дать шанс попробовать?

— Вот и я думаю, что стоило. Я ведь школу окончила рано — могла бы попробовать. А если бы не получилось, пошла по другому пути. Но мама даже не спросила: «Ты хочешь? Давай подумаем, как тебе помочь». Такого разговора не было.

Возможно, все сложилось так, как нужно. Когда я поступала, у меня уже был какой-то жизненный багаж. Думаю, если бы пошла в 15—16 лет, не поступила бы и решила, что это не мое. И больше не вернулась бы к этой идее.

Маме почему-то очень хотелось, чтобы я стала либо библиотекарем, либо искусствоведом. Наверное, ей самой это было близко. Все детство она водила меня по музеям, по выставкам, особенно часто в Музей изобразительных искусств — видимо, в ней жило что-то творческое, просто она выбрала другой путь.

Мне не нравилось, когда меня таскали в музеи каждую неделю. А вот театры нравились, даже музыкальные концерты, хоть я часто и засыпала на них. Но как оказалось, это считается нормальным: мол, даже если ты засыпаешь, все равно что-то усваиваешь.

— Анна, искусствовед еще понятно, а почему мама хотела, чтобы вы стали библиотекарем?

— Это было ответом на мою фразу «Я ненавижу читать». Наверное, мама решила, что надо меня за это наказать. Художественная литература — совершенно не мое. Я ее просто не воспринимаю. Читаешь десятки страниц, а там — сплошные описания природы или чего-то еще... Для меня это тяжело. Если вдруг не могу заснуть, открываю художественную книгу — и через несколько страниц уже сплю.

А вот научпоп — совсем другое дело. Такие книги мне действительно интересны, их читаю с удовольствием.

Признаюсь честно, я читаю очень мало. У меня хорошая краткосрочная память, я быстро запоминаю тексты. Но вот художественные книги в голове не задерживаются — буквально через несколько дней уже не помню, о чем шла речь. Зато прекрасно помню все, что связано со мной. С полутора лет — кто что сказал, во что я была одета... А вот кино и книги как будто стираются. Поэтому могу пересматривать один и тот же фильм хоть сто раз, каждый — как в первый.

Фото: В. Шац/из архива А. Глаубэ

— И все же вы пошли в библиотечное дело?

— Нет, конечно. В то время было модно заниматься рекламой, и я решила поступать на специальность, связанную с этой сферой. Подала документы в Институт печати на рекламу, но, к сожалению, не сдала экзамен — то ли обществознание завалила, то ли русский, уже точно не помню. Обучение там было платным и довольно дорогим, поэтому мы решили не продолжать.

У меня было много знакомых в Институте культуры, он находился совсем рядом с домом. Я подумала: «А почему бы и не попробовать туда?» На рекламу там уже не осталось мест, а вот на пиар как раз был набор. Я поступила и прошла творческий конкурс очень легко.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Горбатов Александр Горбатов Александр

Александр Горбатов — о саспенсе «Цербера» и профессии актера

Собака.ru
По пушкинским местам По пушкинским местам

Если бы во времена Пушкина были соцсети, какие места он бы советовал посетить?

Лиза
Александра Урсуляк: «Вечером я — Ермолова, а с утра я «у станка» Александра Урсуляк: «Вечером я — Ермолова, а с утра я «у станка»

«Даже «розовая героиня» не должна переживать, что переходит на возрастные роли»

Караван историй
Яковлевы Яковлевы

Юрий Яковлев оставил после себя не только роли, но и актёрскую династию

Караван историй
От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной

Подборка пяти великих фильмов о Великой Отечественной

Ведомости
Художник и знаток Художник и знаток

Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг света
Выживут только хулиганы Выживут только хулиганы

Как следует воспринимать хулигана сегодня и почему он все еще соль земли

Правила жизни
Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да» Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да»

Почему мы все еще не пересели на электромобили?

Inc.
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Кодзима, Миядзаки, Уэда: 3 геймдизайнера-визионера Кодзима, Миядзаки, Уэда: 3 геймдизайнера-визионера

Разбираемся, кто задает тренды в гейм-индустрии

РБК
Петербургские часы Петербургские часы

Константин Чайкин поделился воспоминаниями о городе своего детства и юности

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике

Альтернативные способы оплаты, которые могут потеснить банковские карты

Правила жизни
Дачники Дачники

Почему дачная привязанность прочно вошла в культурный код русского человека?

Добрые советы
Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке

Орнитологи выяснили, почему большие медоуказчики иногда направляют людей к змеям

N+1
«Рим одаривает щедро» «Рим одаривает щедро»

Почему и как художник превращается в писателя?

Weekend
План побега План побега

Началось все с урожая в два килограмма. И со знакомых

Afternoon Seasons of life
Астрономы отыскали кандидата в очень далекую карликовую планету на крайне широкой орбите Астрономы отыскали кандидата в очень далекую карликовую планету на крайне широкой орбите

Как обнаружили кандидата в экзотичный по свойствам транснептуновый объект

N+1
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Расчеты на будущее Расчеты на будущее

Какие новые технологии вычислений придут на смену классическим компьютерам

РБК
Святые разбойники Святые разбойники

Как религиозная атрибутика становится частью жизни криминальных структур

Правила жизни
Россия признала вино Россия признала вино

Как развивается в России производство винной продукции

Ведомости
«Стоять на обочине с полным баком»: как скромность мешает карьерному росту «Стоять на обочине с полным баком»: как скромность мешает карьерному росту

Как работает профессиональная видимость и можно ли превратить ее в стратегию

Forbes
Эта компания построит грандиозное сооружение прямо на орбите — до сих пор никто такого не делал даже близко Эта компания построит грандиозное сооружение прямо на орбите — до сих пор никто такого не делал даже близко

Space Solar построит орбитальную электростанцию с использованием роботов

Inc.
«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
Дико эстетично Дико эстетично

В фокусе внимания — экодизайн из полевых цветов

КАНТРИ Русская азбука
Раскрыт секретный рецепт римского бетона, который пережил тысячелетия Раскрыт секретный рецепт римского бетона, который пережил тысячелетия

Чем состав и технология производства римского бетона отличались от современного

Inc.
Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости

Как бизнесмены теряют деньги на аренде из-за банальных ошибок

Inc.
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
Баффетт-шоу Баффетт-шоу

Как выжить в условиях тарифных войн

Деньги
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Открыть в приложении