Коллекция. Караван историйРепортаж
Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК»
1999 год. Центр Милана. Пьяцца Дуомо. За мной гонится мафия, я бегу, падаю. Вся в крови и в синяках. А вокруг — полно народу, люди стоят и смотрят... Так начиналась моя кинокарьера — в итальянском сериале La Banda я сыграла девушку легкого поведения. Сколько потом будет подобных образов: любовниц, содержанок, обманутых жен!.. К счастью, последние лет десять мне везет на разноплановые роли. Я уже была учителем, психологом, врачом, директором школы, следователем. Все чаще мне теперь дают играть мам. Но первые съемки навсегда останутся в памяти.
— Должно быть, невероятное везение — сыграть дебютную роль в Италии?
— На самом деле я просто приехала в миланское агентство Why Not, и директор Витторио Дзевиани, очень пожилой дядечка, взял меня под свое крыло. Я рассказала, что за спиной у меня иняз в Нижнем Новгороде и актерские курсы в Париже, что я работаю моделью, но всегда мечтала стать артисткой — с детства выступала на сцене, а теперь хочу сниматься. Витторио повез меня и еще двух девушек из нашего агентства в Рим, мы ходили по студиям, разносили портфолио, общались с продюсерами. И все это как будто не сулило нам никаких перспектив. Однако спустя пару недель в Милане объявили кастинг в итальянский сериал, и я пошла. Все как обычно: выучила текст, сыграла сцену, соревнуясь с другими претендентками... И вдруг — выбрали меня! Роль была небольшая, но очень яркая. В сцене участвовало огромное количество массовки. Гонорар скромный, но это неважно. Глобальным стало само событие — первый съемочный день в кино. К тому же в итальянском. Да я бы бесплатно снялась!..
— А как возникли актерские курсы в Париже? Тоже «просто приехала»?
— Не совсем. Сначала я поступила в иняз. Проучившись четыре года, отправилась летом к однокласснице в Москву. А там как раз проходил конкурс Elite Model Look. Она очень хотела туда попасть и потащила меня с собой. Мне эта затея казалась смешной, забавной, хотя в Нижнем — было дело — я ходила по подиуму. Но в Москве стояла жара, больше хотелось на пляж. С собой же у меня был и купальник, и паспорт. Приехали мы на «Проспект Мира», а от метро к Дому моды Славы Зайцева — длиннющая очередь! Я заныла:
— Не хочу стоять, поедем купаться.
Подруга же просто грезила конкурсом:
— Давай хоть мимо пройдем, вдруг...
Идем вдоль огромной очереди, идем. А там — еще одна. Короткая. И в другую дверь. «Давай сюда!» — говорю я, не предполагая, что это для тех, кого уже отобрали на второй тур. На голубом глазу встаем в конец. Но оказывается, нужен паспорт. У одноклассницы его нет — она остается ждать меня на улице, я прохожу внутрь. Смотрю — девочки переодеваются в купальники и идут куда-то за угол. Переодеваюсь, тоже иду за угол. А там — подиум. Ну ладно, продефилировала туда-обратно, дала кому-то номер телефона. А спустя месяц мне позвонили и пригласили в... Париж, в модельное агентство Viva. Год я прожила там, потом начала разъезжать. Модели все время мигрируют между странами. Сезон съемок каталогов в Германии — все летят в Германию. Сезон показов в Милане — все направляются в Милан. Так прошел еще год...
— Но как родители отпустили вас одну за границу, да еще в непростой модельный мир?
— А что они могли сказать: нет, сиди дома?! Мне уже было 19 лет. Четыре курса иняза окончила, еще год — и что дальше? Мне выпал хороший шанс, почему бы не воспользоваться? О том, чтобы остаться за границей, даже не думала. Просто хотела попутешествовать, посмотреть мир, заработать. Все сложилось. К тому же я получила языковую практику, окончила актерские курсы, дебютировала в кино...
Модельный мир, конечно, непростой, но на Западе — это мощная индустрия, и когда приезжаешь трудиться моделью, быстро понимаешь, что ты — просто рабочая лошадь. Бесконечные кастинги, съемки, выезды. Впрочем, поездки — это самые приятные моменты. Съемки проходили в Марокко, на Маврикии, на Кубе. То в замке, то на острове... Сама бы я тогда не смогла столько увидеть.
Да, рядом с моделями все время крутятся и богатые, и нечистые на руку мужчины. Но тебя никто не продает, не покупает, ни к чему не принуждает. В «белом» модельном бизнесе криминала нет. Тебе, конечно, могут предложить что-то непристойное, но только ты решаешь, соглашаться или нет. Некоторые девочки удачно вышли замуж. Другие потусили и несолоно хлебавши вернулись домой. Мне тоже делали двусмысленные предложения. Это было откровенно цинично. Прямо чересчур. Я не была готова к такому сценарию. А кто-то был готов. В любом случае это не основная часть модельного бизнеса. Когда ты молодая, красивая, стройная, тебе будут делать скользкие предложения. Даже если ты бухгалтер.
— К слову, Наташа Водянова, родом из Нижнего, сначала вышла замуж за англичанина, причем из аристократического рода. Потом — за француза...
— Да, мы общались с Наташей, даже в один период вместе уехали из Нижнего Новгорода в Париж. Но я считалась «коммерческой» моделью, а это значит участие в съемках каталогов, рекламы брендов для широкого потребителя. Наташа же была совсем юная, худенькая и высокая — и ее сразу определили в категорию топ-моделей, которые ходили по подиуму и делали кампании крупных брендов.
Наташа приехала в Париж — и сразу на показы. Я-то в них мало участвовала. Там нужны совсем худышки, вешалки. А я никогда не была худой, ну, по модельным меркам, разумеется.
Тем не менее мы общались с Наташей, и я даже была на ее прекрасной свадьбе в Питере, когда она выходила замуж за Джастина. Одно время мы общались, когда она приезжала в Москву, но потом наши пути разошлись.
— Вы не вышли замуж за иностранного принца, не остались на Западе жить и работать...
— Не осталась. Хотя у меня никогда не было языкового барьера, я легко нахожу общий язык с иностранцами, понимаю их менталитет, юмор. На английском, например, сама себя озвучивала в фильме «Тайна печати дракона», это мало кто из актеров может, а у меня хороший слух, я прекрасно имитирую акценты. Но... Никогда не думала, что смогу жить в чужой стране, тем более будучи актрисой. Артисту нужно существовать в своей языковой среде.
Некоторые почему-то думают, что на Западе жить круче. Да ничего подобного! Для меня Москва — лучший город на земле, и Россия — любимая страна. Вот честно — я так благодарна тому, что со мной сейчас происходит, что даже рассуждать не хочу на тему какого-то гипотетического отъезда. Зачем жить в чужом мире? Даже если у тебя есть деньги, даже если не нужно работать... Не понимаю. Там же все чужое! Любопытно поездить, посмотреть, пообщаться. Но обязательно вернуться домой. Ощущение корней для меня очень важно.
— Но вы же не будете отрицать, что в плане карьеры заграница вам помогла? После съемок в Милане почти сразу попали в фильм Павла Лунгина «Олигарх»...
— Мы познакомились в Париже, в компании общих приятелей. Общались, наверное, полгода (я знала жену Лунгина, его сына), а потом встретились на Каннском фестивале. После премьеры фильма «Свадьба» Павел Семенович сказал: «Мы тут на яхте с нашей группой тусоваться будем — приходи!» Пришла, познакомилась с Машей Мироновой. Общительной я была всегда, но никогда не навязывалась. Спустя несколько месяцев, когда стало известно, что Лунгин приступает к съемкам нового фильма, я напросилась на пробы. Но до последнего не знала, получу ли роль. Уже и съемки начались, а я все в неведении: отказали мне или как? Ужасно нервничала, дергалась, просила приятелей позвонить Лунгину.
Да, мы были знакомы, но скромность мне очень мешала. Казалось, если я звоню сама, значит, навязываюсь. Когда Павел Семенович сказал: «Ладно, снимайся», я очень обрадовалась. А потом меня озвучила другая актриса, и я снова расстроилась. Было ужасно обидно. Хотя и понятно — все-таки я была совсем зеленой, неопытной. Но именно после «Олигарха» твердо решила поступать во ВГИК, хотя какое-то время еще и совмещала учебу с модельными съемками.
Я всегда немного «подвлюбляюсь» в партнеров, особенно если мне надо с ними играть любовь. Иначе сложно.
— Как муж реагирует на вашу «подвлюбленность» в партнеров?
— Ну он же знает, что это для дела. Что актеры должны энергетически совпасть. Если в театре общий план может что-то скрыть, то экран выдает все! Камера считывает малейшие нюансы. Алексей это прекрасно понимает и абсолютно спокоен, зная, что для меня шуры-муры на площадке — табу.
— Потому что вы венчаны?
— Не думаю, что поэтому. Леша знает мое отношение к профессии, к правде на экране. И знает, что я никогда ничего лишнего себе не позволяю. На самом деле вспыхивающие вдруг на площадке чувства даже мешают. Я видела, как артисты романились на съемках: сначала прекрасно, а потом... всем больно. Особенно если люди несвободны. Очень болезненные получаются истории. Поэтому границы лучше не переходить.
— А если надо играть любовь, а человек вам не нравится?
— Да, не всегда артист делает то, что нравится. Но сейчас уже помогает, во-первых, профессионализм, во-вторых — психологический тренинг. Приходится придумывать, воображать что-то другое, более приятное. К счастью, такие эпизоды не длятся слишком долго, а постельных сцен с партнером, который совсем уж неприятен физически, у меня не было. Случалось, правда, целоваться в кадре с артистом, к которому я испытывала отторжение. Но и тут повезло — поцелуй происходил мимо губ. Быстро сняли — и забыли!